Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

06.03.2010 18:46:16

Еврейская нация – это одна большая семья (интервью)



Эта встреча состоялась в Центральной хоральной синагоге Москвы. Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций, раввин Зиновий Коган выделил из своего непростого рабочего графика несколько минут, чтобы ответить на ряд вопросов о социальном служении сегодняшнего Иудаизма.

Для начала, расскажите: что представляет собой Конгресс Еврейских общин?



Централизованная религиозная организация: Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России создан в 1993 году. До этого, все функции по координации деятельности общин выполнял Всесоюзный совет религиозных организаций (ВСЕРО). На сегодня, в состав КЕРООР входят 110 общин, расположенных в более чем 65 городах России. Среди них есть как традиционно-ортодоксальные организации, так и те, кто придерживаются либерального толка. Когда мы говорим об организациях, речь идет не только о синагогах, сюда включены общинные центры, благотворительные столовые, учебные заведения. В гуманитарных программах КЕРОР ежегодно участвуют свыше 100 тысяч человек. Ежемесячно распределяется более 80 тысяч благотворительных обедов, оказывается поддержка приютам более чем в 50 городах России.

Расскажите о структуре КЕРООР?

Высший орган – съезд, в период между съездами – Президиум КЕРООР. Кроме Президиума действуют, избранные на 4 года: главный раввин КЕРООР, функции которого сегодня исполняет Адольф Шаевич; главный раввин–судья Пинхас Гольдшмидт; и председатель КЕРООР, ваш покорный слуга – раввин Зиновий Коган. Говоря о форме взаимоотношений внутри организации, Конгресс не имеет строгой вертикали административной власти. Органы управления выполняют только консультативно-координирующие и представительские функции. Общины, входящие в Конгресс не делегируют ему своих полномочий.

Как складываются ваши отношения с параллельной Федерацией, объединяющей под своим крылом ортодоксальных иудеев?

Сравнительно недавно, около десяти лет назад, была создана параллельная еврейская организация ортодоксального иудаизма ФЕОР (Федерация Еврейских Общин России), возглавляемая главным раввином Берл Лазаром. В состав ФЕОР входит также около 100 общин, в основном ортодоксального толка. С ФЕОР у нас складываются добрые и деловые отношения.

Почему возникла необходимость принятия основ социальной концепции иудаизма: это дань моде или вызов времени?

Основы социальной концепции иудаизма были приняты в 2002 году. Мы не были оригинальны, а последовали примеру наших братьев - Русской православной церкви, это с одной стороны. С другой же, для нас созрела необходимость такого шага. Цель издания Основ – заявить о себе, раскрыть социальную значимость Иудаизма для сегодняшнего Российского общества. Кроме этого созрела необходимость выразить свое отношение к насущным проблемам разных сфер человеческой деятельности, дать им нравственную оценку, ответить на вопросы, диктуемые временем.

Одним из первых вопросов основы социальной концепции иудаизма в России рассматривают вопрос нации, чем это обусловлено?

Евреи, 12 колен Израиля – это не просто этнос, это большая семья со своими очень разными внутрисемейными отношениями: кто-то кого-то любит, а кто-то кого-то ненавидит. Вместе с тем, все равно, это семейные отношения. Даже если еврей не исповедует иудаизм, а является последователем какой-то другой религии, или не исповедует ни какой веры, он не перестает быть евреем. Евреи – в первую очередь, это не религиозная группа, это народ. Именно такой подход нашел свое отражение в социальном Документе. Исходя из идентификации себя в качестве единой нации, мы говорим о своем особом историческом предназначении: «стать царством священников и святым народом» .

Анализируя социальный документ, можно проследить неоднозначное отношение к обществу: с одной стороны звучит призыв интегрироваться в общество, а с другой – сохранять некоторую обособленность. Где граница между интеграцией и обособленностью?

Мы различаем общество и общину. Община - это основной элемент в структуре иудаизма, место, где еврей получает ответ на свои духовные, и в какой-то степени социальные потребности. Охарактеризовать общину можно такими словами: «каждый еврей – сторож брату своему». Вспомните историю о гибели Авеля, описанную в Танахе, когда на вопрос Господа, обращенный к Каину, тот ответил вопросом на вопрос: разве я сторож брату своему? Быть ответственным за своего ближнего – это один из важных принципов, которому учит синагога. Каждый из членов общины должен осознавать, что он ответственен за всех остальных. Конечно, это не значит, что в общине есть круговая порука. Это значит, что «если начнется пожар, то погибнут все, не зависимо от того, кто зажег спичку». Этот пример наглядно иллюстрирует и объясняет актуальность превалирования общего над индивидуальным. Такая жизненная позиция позволяет говорить о сохранении самоиндентичности своих культурных и религиозных воззрений.

Если же говорить об обществе, то не участие в его жизни, с моей точки зрения, - это позиция безразличия к своей стране. Если ты живешь в этом обществе, то изоляционизм не возможен, необходимо интегрироваться, принимая активное участие в его культурной и общественной жизни. Евреи похожи на хамелеонов, они легко адаптируются, ассимилируются и принимают не только внешний образ поведения, но и внутренний образ мышления данного народа. Теологического объяснения здесь нет, история выживания нации научила нас этому.

Социальные доктрины, принятые религиозными организациями единодушно указывают на свою лояльность по отношению к государственной власти, вместе с тем подчеркивая, что эта лояльность не безгранична. Каковы пределы лояльности у Российского Иудаизма?

Государство – это институт власти, установленный Богом, с целью поддержания порядка. Бог – Творец всех вещей во все времена, он – непрерывно мыслящий Разум, Он правит всем миром, единственным, как и он сам. Бог установил не только естественное право, но и государства. Отсюда в Иудаизме прослеживается уважительное отношение к государственной власти. Вместе с тем, Основы социальной концепции Иудаизма в России дают подробный перечень оснований, по которым Синагога не может оказывать помощь государству. В документе, принятом КЕРООР сказано: «В то же время Синагога не может оказывать помощь государству в следующем:

- политическая борьба, предвыборная агитация, компании в поддержку тех или иных политических партий, политических лидеров;

- ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны;

- непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом сохранения тайны».

Государство, с точки зрения иудаизма, особенно такое многоконфессиональное, как Россия, должно не только придерживаться религиозно-мировоззренческого нейтралитета, но и обеспечивать этот нейтралитет. Ведь каждый этнос, это семья, которая отдает ему часть самой себя. Толерантное общество – это многонациональный дом, где есть совокупность разных этносов, а, следовательно, разных культур и законов. Государство должно быть на страже общего закона, который един для всех, населяющих этот дом.



Основы социальной концепции весьма поверхностно отзываются о проблемах этики, или это ошибочное представление?

Верно подмечено, действительно, проблемы нравственности затронуты лишь вскользь. Такой подход не случаен, ведь этика, обычаи и социальные аспекты иудаизма наряду с вероучением изложены в Торе. Вместе с тем, не могу сказать, что авторитет Торы непререкаем. КЕРООР включает в себя в основном представителей традиционного и современного иудаизма. Мы убеждены, что Тора богодухновенна и достоверна в той мере, в какой она согласуется с разумом и опытом. Поскольку же откровение дается постепенно и не ограничено какими-либо рамками, то истину можно обрести не только в еврейских источниках, но и в природе, науке и учениях всех народов. Основы социальной концепции иудаизма указывают: «Следование Божественным законам есть жизнь. Человек наделен разумом и правом выбора, и при этом ответственен за свои поступки». Его долг – сохранять чистоту души, ибо она – дар Божий. Мы верим, что человек рожден с предрасположенностью к греху («йецер ра»), но у него имеется также склонность к добру («йецер тов»), позволяющая ему преодолеть грех, особенно с помощью наставлений Торы. Он может даже обратить энергию («йецер ра») к добру, проявляя свою свободную волю. Если человек согрешил действием или бездействием, путь к прощению открыт через покаяние, существенная часть которого – возмещение любого нанесенного ущерба.

В целом же иудаизм придает поведению гораздо большее значение, чем даже вероисповеданию. Например, еврейское вероучение не содержит догматов, принятие которых обеспечивало бы еврею спасение, по аналогии с Христианством. Хотя, конечно существуют определенные основополагающие принципы, которые разделяют все евреи.

В Христианстве, в частности в протестантизме, преступление – это результат действия греховной природы человека. Как это понятие характеризуется у евреев?

Преступление в иудаизме – это не просто результат греха, это нарушение закона. Именно поэтому оно не может остаться без наказания. В своих словах: «око за око» Священное Писание дает однозначное повеление о наказании за совершенное преступление. Если одним человеком нанесен вред другому, то нельзя ожидать прощения от третьего. Даже если этот третий – раввин. Тебе может быть даровано прощение, но только тем, кого ты обидел. В иудаизме нет посредника между законом и человеком.

Какова роль семьи в Иудаизме?

Семья – это смысл иудейского учения. Семья в иудаизме считается краеугольным камнем общественной жизни. Безбрачие всегда решительно отвергалось, и задачей семьи считалось не только рождение детей, но обеспечение сплоченности ее членов. Брак дает возможность внести вклад в благополучие мира; брак – это божественное установление. Женщина, как и мужчина, сотворена по образу Бога, поэтому она – равноправный партнер в браке и во всем остальном. В каббале бракосочетание – подражание духовному единению мужского и женского начал, присущих Богу. С самых ранних времен обычной формой брака у евреев была моногамия. Около 1000 рабби Гершом бен Иуда из Майнца издал постановление, определившее моногамию единственной нормой, и это постановление стало законом для евреев, за исключением тех, кто жил в мусульманских странах. Смешанные браки запрещены ортодоксальным иудаизмом и не поощряются реформистами. Но после обращения нееврея в иудаизм такой брак разрешается.

Беседовал Эдуард Ананьев

Источник:

Invictory.org

Архив новостей

Облако тегов:
иудаизма кероор россии социальной концепции основы еврейских иудаизме конгресс вместе раввин религиозных человек власти «йецер участие синагога государство социальные евреев законом преступление отношение организаций деятельности функции отношения необходимость иудаизм разных общество социальной концепции основы социальной концепции иудаизма религиозных организаций власти вместе оказывать помощь помощь государству государственной власти созрела необходимость раввин зиновий еврейских религиозных конгресс еврейских городах россии социальной концепции иудаизма основы социальной концепции оказывать помощь государству может оказывать помощь государственной власти вместе еврейских религиозных организаций раввин зиновий коган

Наши ноги стояли во вратах твоих, Иерусалим


Паломническая поездка в Землю Обетованную, организованная Христианским центром «Фавор», была многообещающей с самого начала. Ведь программа тура была хорошо продумана и крайне насы...>>

Исследование: Половина взрослых американцев молятся ежедневно


США остаются очень религиозной страной с самыми побожными жителями среди богатых стран так называемого Запада, Об этом сообщает ВО СВЕТЕ со ссылкой на УНИАН. К т...>>

Иерусалимская конференция “Будущее Израиля в свете Откровения”


Писание даёт ясные обетования относительно будущего Израиля и Божьего плана спасения евреев. Пророки в мельчайших деталях предсказывали их второе рассеяние по миру и последующее во...>>

Что подарить на Новый Год папе (р)


Отправляясь на новогодние праздники к родителям — мы, конечно же, хотим порадовать их приятными подарками. И не всегда хватает идей, чтобы всем придумать что-то интересное. Наприме...>>

В Москве суд запретил христианам молиться в своей квартире


29 января Останкинский районный суд города Москва (Россия) запретил группе христиан молиться в коммунальной квартире. Об этом рассказал адвокат Константин Андреев на своей странице...>>

Как создать интернет-магазин: особенности, сложности и советы (р)


Современный бизнес обязан переходить в интернет, если он хочет не только остаться на рынке, но и развиваться, масштабироваться и совершенствоваться. Для этого необходимо разработат...>>

Ігор Плохой: «Сформувати соціальну доктрину церкви повинні богослови. Активісти допоможуть” (Ч. 2)


Друга частина бесіди журналіста Гната Меренкова з пастором, капеланом, учасником руху “Всі разом!” Ігорем Плохим. Тут йдеться про християнський традиціоналізм і проблематику ЛГБТ. ...>>