Нет покоя с календарем

Могли ли представить себе современники, что юрист Уго Бонкомпаньи, он же папа Григорий XIII, войдет в историю не своей позицией на Тридентском соборе и не изданием исправленного Свода канонического права. И даже не иллюминацию Рима после Варфоломеевской ночи будут вспоминать в связи с ним потомки, а введение в 1582 г. нового календаря, который вскоре стал называться григорианским. Этот календарь не был оригинальным, он лишь исправлял, т.е. уточнял старый календарь и таким способом приближал календарный год к году астрономическому. Это уточнение не было корректным, и между прочим, против него выступили не только протестанты, но и тогдашние университеты. Однако календарь этот прижился, и наконец, именно по нему мы ныне живем.
По григорианскому календарю живет и большинство христианских, среди них православных, церквей (за исключением Иерусалимской, Сербской, Грузинской, Русской, Украинской православных и греко-католической). Лишь Пасху православные отмечают по старому стилю (кроме Финляндской православной церкви — единственной, которая полностью придерживается григорианского календаря).
Таким образом, христиане живут по двум календарям.
Конечно, самым серьезным аспектом календарной проблемы было и остается определение даты Пасхи. Здесь стоит кое-что напомнить.
Вселенский собор в Никеи 325 г. постановил отмечать Пасху в первую неделю после первой весенней полной луны. Как известно, события христианской Пасхи тесно связаны со временем иудейского Песаха. И последняя Вечеря Иисуса была пасхальной. Песах праздновали в первый день полной луны весеннего равноденствия, но в III ст. день праздника в некоторых иудейских общинах высчитывали неточно, что приводило к отмечанию Песаха два раза на протяжении одного солнечного года. Никейский собор пытался избежать подобной ситуации касаемо христианской Пасхи. Это обстоятельство очень важное: отцы Собора отказались от тогдашнего иудейского календаря не потому, что считали связь Пасхи с Песахом несовместимой, а потому, что расчеты считали несовершенными.
Отличие между определением даты Пасхи сохранялось и после Никейского собора. С IV ст. расчеты стали основываться на исследованиях александрийских астрономов, но со временем стала очевидной и их неточность.
В 1582 г. папа Григорий XIII вводит новый календарь, и с того времени между восточными и западными христианами сохраняются различия в определении даты Пасхи.
Ныне разница между юлианским и григорианским календарями составляет 13 дней, но при исчислении пасхалии, нижней границей которой может быть 22 марта, а верхней — 22 апреля ( по старому стилю), разница между днями празднования Пасхи может быть ощутимой и достигать, как в этом году, четырех недель.
В 1997 г. Всемирный Совет церквей и Совет церквей Ближнего Востока провели в сирийском городе Алеппо специальную консультацию для установления общего дня отмечания Пасхи.
Что же предлагается сделать? Участники консультации в Алеппо рекомендуют прежде всего действовать тактично и ответственно. Они считают, что нужно сохранить никейский принцип — и одновременно использовать для исчисления точной даты (т.е. весеннего равноденствия и новой луны) новейшие достижения астрономической науки. При этом расчеты должны быть сделаны для меридиана Иерусалима — места смерти и воскресения Христа.
Никейский принцип учитывает космическое измерение Христового воскресения, основываясь на солнечной и лунной фазах, и потому, считают богословы, принципиально более соответствует, чем фиксированная дата Пасхи (а были и такие предложения — отмечать его в каждое, например, последнее воскресенье апреля). Но Пасха Христова разбила повседневную рутину установившейся жизни, и потому даже то, что ее отмечают только в воскресенье, уже является определенным посягательством на сакральность Праздника Праздников. Ведь воскресенье становится днем Воскресения именно потому, что на него выпадает воспоминание об этом событии, а не наоборот. Церкви должны принимать во внимание только духовный — и ни в коем случае не секулярный интерес и удобство, считают участники консультации.
Таким образом, предлагается ввести единую модель подсчета пасхалии — научно обоснованную и точную, которая будет отличаться и от григорианского, и от юлианского календарей, — правда, от последнего существенно. При этом богословы и представители церквей усматривают большим знаком поощрения их труда то, что в 2001 г. и по григорианскому, и по юлианскому календарям Пасха будет отмечаться в один день — 15 апреля.
Существуют и другие модели решения проблемы — менее научно и по-богословски обоснованы, но более оригинальные. Есть предложения, которые дают возможность согласовать общий календарь, не форсируя событий и не ломая ситуацию «через колено», что всегда приводит к печальным последствиям. В частности, предлагается с 2000 г. за счет 29 февраля высокосных лет постепенно уменьшать на один день разницу между календарями. Таким образом, без вреда для богослужебной практики Пасху 2052 г. христиане праздновали бы все вместе.
Но на пути к общехристианскому взаимопониманию стоит еще столько проблем, что спор по поводу календаря выглядит почти невинным.