Грех, который не прощается

«Это простить невозможно», — так люди реагируют на нанесенные им обиды, предательство или неверность.
Но есть ли такой проступок или такое преступление, о котором Бог бы сказал, что этот грех не прощается? Непростительный грех, что это такое? Возможно, этот вопрос волнует вас, и вы спрашиваете себя: может быть, я уже совершил этот непростительный грех? Существует много различных мнений относительно этого греха. Некоторые видят его в сквернословии и богохульстве. Бывает, человек теряет над собой контроль, он изливает бранные слова в адрес Бога, и, совсем потеряв голову, грозит кулаком небу, крича: «Я знаю, что тебя там нет!»
Но обратимся к Священному Писанию.
Вспомним ту ночь, когда преданного Иудой Иисуса привели к вождям нации. Были использованы ложные свидетели, чтобы обвинить Его и потребовать от Пилата смертной казни.
Петр же, один из 12 учеников Иисуса, незаметно пробравшись туда, издали наблюдал за происходящим. И вдруг кто-то спрашивает у него, не знаком ли он с подсудимым. Вопрос задала женщина, служанка из дома первосвященника. Петр был застигнут врасплох. Он раздраженно ей ответил: «Не знаю я Его». В ту ночь ученик Иисуса трижды отрекся от Господа, причем в третий раз начал клясться и божиться, что не знает этого человека. И именно в тот момент, когда слова клятвы еще звучали в устах Петра, пропел петух. Мгновенно Петр вспомнил все. И свои обещания, и предостережения Учителя, с ужасом сознавая, как позорно отрекся от Господа. Иисус в это время смотрел на своего ученика. Что прочел Петр в его взгляде? Презрение, отвержение, проклятье? Нет, в этом взгляде отчетливо виделось глубокое сожаление и печаль. Когда взгляд проник в самое сердце ученика, Петр, со слезами на глазах, покинул это место. Он бежал туда, где можно было уединиться для покаяния.
Убийство — вот непростительный грех, считают другие. Ведь невозможно вернуть назад отнятую жизнь. Но посмотрите, как о таких грешниках говорится в Писании.
Не раскаявшегося ли разбойника на кресте Христос обещал взять с Собою в Царство Небесное?
Нам также известна история из юношеской жизни Савла, когда он преследовал христианскую Церковь. По неразумению он совершал тяжкие грехи. Но именно его Бог избрал для великого дела благовествования, сделал апостолом Павлом. Значит, и для такого великого греха как убийство есть у Бога прощение.
А как быть с неверностью в супружестве? Библия называет этот грех прелюбодеянием. Сколько горя и слез, сколько искалеченных судеб, сколько печали и мук влечет за собой это, порой сиюминутное, увлечение. И все же даже такой проступок нельзя считать непростительным грехом. Царь Давид совершил грех прелюбодеяния, но глубоко и искренне раскаялся в содеянном. Милосердный Бог простил кающегося грешника.
Итак, мы знаем, что брань, ругательства в адрес Бога, убийство и прелюбодеяние прощаются Господом.
Какой же грех непростителен? Может быть, самоубийство?
С давних времен бытует мнение, что этот грех непростителен. Ведь тогда человек теряет возможность покаяться. Этих людей даже хоронили подальше от остальных, за территорией кладбища.
Но вспомним Самсона. Он обладал огромной силой и был избран для особого служения. Самсон должен был освободить свой угнетенный народ, защитить его. Но, увлеченный любовной страстью, он лишается и силы, и зрения; более того, сам становится пленником филистимлян. Однажды его привели на большой храмовый пир в честь языческих богов. Здесь он невероятным усилием сдвигает колонны храма. Кровля обрушивается и погребает под собой Самсона, а также собравшихся там. Самсон совершил явное самоубийство. И все же Библия причисляет его к подвижникам веры. Бесспорно, самоубийство ужасно, однако мы не знаем, что происходит с человеком в последние мгновения его жизни. Может быть, уже не в состоянии остановить надвигающуюся смерть, он глубоко и искренне раскаивается и умирает со словами молитвы на устах?! Мы не вправе судить кого-либо. Пусть это останется во власти Божьей. И все же, что представляет собой непростительный грех?
Библия говорит следующее по этому поводу: «Посему говорю вам, всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа, не простится человекам. Если кто скажет слово на сына человеческого — простится ему. Если же кто скажет на Духа Святого — не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:31-32).
Некоторые люди воспринимают Святого Духа, как нечто абстрактное — как силу или энергию, исходящую от Божьего Престола. Однако, согласно Писанию, Дух — Божественная Личность. Ведь только Личности доступны работа и служение, которые исполняет Дух Святой. Вот что об этом говорит сам Иисус: «И Он, пришед, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде» (Иоан.16:8).
Мы осознаем, что грешим, мы мучимся от ощущения вины, в нас говорит обличающий голос совести. Мы испытываем побуждение поступать по правде, делать добро, быть сострадательными, милосердными. Все это ничто иное, как результат воздействия Святого Духа. Он неустанно трудится над каждой личностью, желая облагородить, усовершенствовать ее. Мы же упорно не желаем расстаться с грехом. Он кажется нам таким приятным, привычным.
Может, это и есть непростительный грех? Когда речь идет о непростительном грехе, имеется ввиду не тип греха, а его степень, постоянное нежелание ответить на зов совести, постоянное сопротивление, бунт Божьей воли; упорное следование своим собственным путям. В конце концов разум человека становится наглухо закрытым для влияния Святого Духа.
Позвольте привести такой пример: скажем, я решил сделать из одной комнаты — две. Для этого необходимо построить кирпичную стену. Предположим, что вы находитесь за будущей стеной. Нам еще видно друг друга, и мы общаемся, беседуем, но я продолжаю укладывать один кирпич за другим.
Стена растет, и наконец, остается положить всего несколько кирпичей: 4, 3, 2... Связь между нами почти прервалась; в оставшееся отверстие мы едва слышим друг друга. Но вот последний кирпич уложен, и мы уже не слышим друг друга, хотя продолжаем говорить.
Так вот, грех, который не прощается, — это не первый кирпич в стене, а последний. Человек день за днем продолжает отвергать добрые наставления и призывы Святого Духа. Но наступает день, когда голос Духа Святого слышно все слабее в наших сердцах; наконец мы вообще не слышим Его. Мы заглушили его, и теперь наша совесть молчит, ее некому разбудить. Человек продолжает творить беззаконные дела, совершенно не задумываясь. Это случилось не потому, что Бог умолк, или Дух Святой огорчился; виной всему наше сердце, огрубевшее настолько, что не способно принять слово Господнее. Возведен барьер, который обрывает всякое общение.
Обличения и наставления Святого Духа звучат одинаково громко для всех. Судьба человека зависит от того, как каждый лично откликнется на этот зов. Поэтому «не оскорбляйте Святого Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления» (Ефес.4:30).
Не говорите «Нет», когда Дух Божий обращается к вашему сердцу. Он хочет изменить ваш образ мышления и образ жизни.
Для того чтобы не совершить непростительный грех, чтобы не уложить последний кирпич в стену, не кладите, пожалуйста, и первый.
Вдруг я уже совершил такой грех? Как я могу об этом узнать? Как узнать, не уложен ли последний кирпич в воздвигаемую нами стену? Ведь много раз я чувствовал, что делаю не то, совершаю грех, и все же не мог устоять. Не отступил ли тогда от меня Бог? Если вас это волнует и тревожит, то это первый признак, что вы еще не переступили роковую черту, не заглушили голос Божий, обращенный к сердцу вашему; значит вы не совершили грех, которому нет прощения.
А что же делать, если стена разделения уже заметно поднялась, если мы упорно продолжаем оставаться на ложном пути? Библия отвечает таким: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Пр.28:13). Значит, воздвигнутую стену можно разрушить, и это не так уж и сложно.
Вспомните стену в центре г.Берлина. С каким старанием она возводилась, как тщательно охранялась, но понадобилась только одна ночь, чтобы стена перестала существовать.
Грехи, разделяющие нас с Богом, могут быть удалены, но для этого «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян.2:38). Великим ободрением для нас является тот факт, что даже великий грешник может стать святым. Необходимо только пройти тот же путь, который прошел покаявшийся Давид — исповедание и покаяние. Будучи в прошлом грешником, он стал мужем по сердцу Божьему.
И нам Спаситель дает твердое заверение. Придите же к любящему вас и прощающему всех Господу Иисусу Христу.


Даниил Ребанд,
ведущий телепередач
«Так говорит Библия»