Альфа и Омега |
титульная страница журнала | титульная страница номера | дальше |
Марвин Хант
В небольшой общине, в которой я принимал крещение, старший пресвитер обычно храпел, пока пастор проповедовал. В субботу для нас было обычным занятием наблюдать, сколько же времени выдержит пресвитер, пока не заснет. Да, проповедь всегда оставляет желать лучшего, но изложение проповеди не является легким делом даже для профессионально подготовленных служителей.
Для подготовки проповеди нужно много думать, причем так интенсивно, как только может думать человек. Существует старая поговорка: “5% людей думают; 10% думают, что они думают, и 85% предпочли бы лучше умереть, чем думать”.
Когда вы садитесь за подготовку проповеди и начинаете обдумывать, как и что вы будете говорить, кажется, что ваш мозг делает все что угодно, лишь бы избежать этого процесса. Вы вдруг вспоминаете, что надо подмести двор, помыть машину, искупать малыша и погулять с собакой. Ваш мозг находит тысячу причин, чтобы отвлечь вас от подготовки к проповеди. Будьте настойчивы. Кто-то сказал: “Если я отведу 20 часов на подготовку к проповеди, я наверняка смогу проповедовать в течение 30 минут. Однако если я проведу 10 часов, готовясь к ней, я смогу проповедовать около 40 минут, и если я вообще не буду готовиться, то смогу проповедовать весь день!” А другой, плохо подготовленный к выступлению проповедник сказал своей жене по дороге в церковь: “Эта проповедь, может, и не самая лучшая, но уж точно новая”.
Проповедование в какой-то мере можно сравнить с вождением автомобиля. Вы обучаетесь некоторым основным навыкам, например, умению пользоваться педалями газа и тормоза, сцеплением и коробкой передач, а затем, когда вы усвоите основные правила дорожного движения и сдадите экзамены, вам выдается удостоверение на право вождения. Тем не менее, если вы решите закончить спортивную автошколу и стать водителем гоночной машины, все резко меняется. Не потребуется много времени, чтобы осознать, что гоночная машина намного сложнее и надо учитывать различные физические законы, о которых вы никогда и не задумывались. Таким же образом, существует степень сложности, отличающая плохую проповедь от хорошей. Если вы проповедник, эта статья поможет вам понять основы и стать хорошим оратором. Простите, но вам наверняка потребуется специальная подготовка, чтобы стать превосходным проповедником. Тем не менее вы должны помнить, что “Бог принимает людей такими, какие они есть, и готовит их для Своего служения, если они посвятят себя Ему. Дух Божий, полученный человеком, усиливает все его возможности” (Работники Евангелия, с. ориг. 285).
Давайте начнем с определения проповеди. Проповедь — это картина, которую вы создаете, используя слова вместо краски, а разум ваших слушателей — это холст. Проповедь должна быть такой же очевидной, как и темы работ известного художника Нормана Роквелла. Когда Роквелл изобразил семью, сидящую за круглым столом, на котором стояло блюдо с большой индейкой, все, видевшие ее, сразу же догадывались, что картина посвящена Дню благодарения. Словесные картины-проповеди должны быть такими же отчетливыми и ясными, как живопись Роквелла.
Выдающийся мореплаватель Фрэнк Беттгер сказал: “Покажите людям то, что им хочется, и расскажите, как можно это получить, и они сдвинут небо и землю, чтобы заполучить это”. Проповеди — это ваша возможность показать людям, как удовлетворить то страстное желание, которое Христос вложил в их сердца. Это не наставления и не повеления, как следует поступать, напротив, это совместное — проповедника и слушателей — слушание Слова Божьего. Вы проповедуете Его слово, находясь между Богом и человеком, убеждая мужчин и женщин, мальчиков и девочек принять любовь Бога. Хорошо составленная проповедь влияет на людей, и они принимают изменяющие жизнь решения; это не просто развлечение или не связанные между собой мысли. Независимо от вашего образования или подготовки вы должны показать самые лучшие результаты. В своей книге “Как проповедовать” Стивен Витрано пишет:
“Вы не являетесь профессиональным оратором или проповедником. Более того, может быть, вы далеко не идеал в этом отношении. Но у вас нет никаких оправданий, чтобы не сделать все, от вас зависящее. Вы не можете стать на кафедру в субботу утром и просто заполнить чем-то отведенный для этого час. Кафедра — не место, чтобы вы рассказывали о своих поездках за границу, о церквах, которые вы посетили, и о тех замечательных адвентистах, с которыми вы познакомились, разве что вы используете эти примеры для иллюстрации главной мысли проповеди. Кафедра — не место для вас, чтобы оседлать конек какой-либо доктрины (не имеет значения, насколько важной она может быть), или клеймить святых за то, что они оказались не такими уж святыми, или, запинаясь, рассказывать о какой-то прочитанной вами статье”1.
Пастор одной местной церкви рассказывал, как коренным образом улучшилось качество его проповедования после того, как он стал учиться проповедовать. Когда он начал проповедовать, его проповеди были составлены из нескольких историй и списка текстов. Его проповеди были слабыми. И пастор, и его церковь знали об этом, но он понимал, что это все, на что он способен, и поэтому никогда и не пытался улучшить положение. Тем не менее, когда он наконец начал учиться постигать ораторское искусство, он вскоре осознал, что проповедование — это преимущество и честь, что должно смирять говорящего и смягчать все, что произносится с Божьей кафедры.
Ваши проповеди не должны усыплять церковь. Благодаря милости Божьей и вашей тяжелой работе вы сможете наслаждаться благословением силы и могущества проповедования доброй вести с ваших же кафедр.
Декрет о правах вашей общины
- Ваша община имеет право ожидать, что ваша проповедь будет основана на Библии. Но это не означает, что вы будете использовать Библию лишь в качестве стартовой площадки, чтобы затем выйти на орбиту ваших излюбленных тем. Ваши слушатели заслуживают того, чтобы получить ответ на вопрос: “Есть ли слово от Господа?”
- Ваша община имеет право ожидать от вас, что вы проведете достаточное количество часов в молитве, изучении Библии и подготовке, с тем чтобы не потратить впустую отданные вам тридцать минут их жизни.
- Ваша община имеет право ожидать, что ваша проповедь будет шириною около двух километров, а длиной не больше двадцати сантиметров. Вы не сможете проповедовать Библию, если не будете ее знать. Библия должна наполнять ваш ум, управлять вашим сердцем и быть светильником вашей стезе.
- Ваша община имеет право ожидать, что у вашей проповеди будут ясные начало, середина и конец и что они поймут ее, когда вы ее завершите.
- Ваша община имеет право ожидать адвентистскую проповедь, проповедь с определенным “звучанием”.
У них есть право ожидать, что, как и на субботнем обеде, пища, предложенная им, была специально приготовлена, чтобы накормить и посетителей, и адвентистов седьмого дня. У них есть право ожидать, что если вы стоите за адвентистской кафедрой, то будете проповедовать весть, которая поможет Церкви остатка двигаться вперед.
“Христос не проповедовал нереальных доктрин или сенсационных предположений, потворствуя любопытству или утверждая Свой собственный престиж в глазах переменчивой толпы. Так и сегодня служители не должны излагать в своих проповедях просто человеческие мнения или традиции. Только Слово Божье способно адекватно ответить нуждам ослабленных грехом людей” (“Библейский комментарий адвентистов седьмого дня”, т. 7, с. ориг. 347).
1 Steven Vetrano, How to Preach (Review and Herald Pub. Assn., 1991), p. 87.
Альфа и Омега |
титульная страница журнала | титульная страница номера | дальше |