Однажды, жарким летним днем работа практически остановилась в Генеральной Конференции, поскольку почти все работники ловили каждое слово т.н. апостольского письма "Dies Domini", написанного Папой Иоанном Павлом II, - долгого, детального и вдохновенного увещевания римского понтифика святить воскресный день.
Конечно, сразу же началась паника.
В течение недели после оглашения этого документа, находясь с визитом в Норвегии, мне стали известны слухи о предупреждении, которое, якобы, содержится в письме Папы о том, что каждого, кто не поддерживает празднования воскресного дня, ожидает "соответствующее наказание". Возможно, в каком-то документе Папа и написал эти слова, однако я не нашел подобного в своем экземпляре "Dies Domini".
И все же в нем содержатся сноски на "законы о воскресном покое", которые помогут "каждому соблюдать святой день Господен". Здесь также говорится об энциклике предшественником Иоанна Павла II Львом XIII, где делается упор на "воскресный отдых, как право рабочих, которое должно быть гарантировано каждой государственной системой". Иоанн Павел II также писал, что "в определенных условиях нашего времени христиане естественным образом будут выступать за признание законодательством их права соблюдать воскресенье".
Он прав в одном: государственное законодательство должно уважать их долг святить воскресенье; точно так же оно должно уважать и наш долг соблюдать субботу. Как осуществить это, - без сомнения, это уже другой вопрос (это чревато апокалиптическими последствиями), но в конце концов, Папа не сказал ничего нового или необычного в отношении воскресных законов. И вовсе необязательно читать "Dies Domini", чтобы убедиться в том, что он выступает за них.
И все-таки наиболее удивительным аспектом этого письма была не политика, а теология. Господин Войтыло (это настоящая фамилия Папы Иоанна Павла II) истратил много чернил, пытаясь оправдать с богословской точки зрения перенос празднования субботы на воскресенье.
На каждой странице встречаются попытки "воссоздания глубокого доктринального основания, на котором базируются наставления церкви, чтобы неизменная ценность воскресного дня в христианской жизни стала ясной и очевидной для всех верующих".
Однако ясным остается лишь тот факт - независимо от эффективности тех цитат, которые мы любим использовать и с помощью которых священники и другие руководители Римско-Католической церкви объясняют причины переноса празднования субботы на воскресенье, - и то эта позиция не представляется официальной.
Более того, Папа прилагает большие старания, используя те же самые известные аргументы, чтобы доказать, что седьмой день суббота "представляет священный (святой) день нового и окончательного завета". Приводя этот довод, г-н Войтыло снисходит до того, чтобы цитировать святого Иеронима, святого Григория и святого Василия, вкладывая в их уста те слова, которые не говорили ни святой Петр, ни святой Павел, ни святой Иоанн. Папа даже прибегает к истории творения и, используя язык стиха о субботе, безуспешно пытается укрепить свою позицию, утверждая, что "именно воскресенье является днем покоя, потому что этот день Бог "благословил" и "освятил", отделил от других дней, сделал его "Днем Господним".
Попытка обнаружить в воскресеньи исполнение субботы была отвергнута (за недостатком доказательств) многими богословами, которые спорят о том, является ли "воскресенье новым днем поклонения, избранным для воспоминания об уникальном историческом событии спасения, проявленном в смерти и воскресении Христа, а не просто переносом празднования субботнего дня" ("От субботы до Господня Дня", Зондерван).
Чем же, в таком случае, можно объяснить столь упорную попытку Папы оправдать празднование воскресного дня на основании Библии?
Мне кажется, адвентисты седьмого дня, со своей твердой защитой субботы, сделали большой вклад, в результате которого наши аргументы обрели сильное влияние на окружающих людей. В конце концов, а почему бы и нет? Папа вынужден был непосредственно рассмотреть их, поскольку мы успешно используем их в своих проповедях более 150 лет.
Он не мог проигнорировать нас или наши доводы.
И все же, при всем моем глубоком уважении, "Dies Domini" является последним доказательством того, что даже "наместник Христа" не способен найти в Библии то, чего там попросту нет.
Клиффорд Голдштейн,
редактор журнала религиозной свободы "Либерти" (Свобода)