Христианские новости и новости религий со всего мира.
21.02.2011 14:42:39
Введение в школах обязательного изучения "Основ духовно-нравственной культуры народов России" грубо нарушает Конституцию РФ, считают в Институте свободы совести
Введение в школах обязательного изучения "Основ духовно-нравственной культуры народов России" грубо нарушает Конституцию РФ, считают в Институте свободы совести
Новый федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 класс) (регистрационный N 19644), введенный приказом Министерства образования и науки РФ за подписью министра А. Фурсенко от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" зарегистрирован в начале февраля в Минюсте РФ, сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".
Стандарт содержит требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. Обязательная часть основной образовательной программы содержит русский, родной и иностранный языки, литературу, историю России, всеобщую историю, обществознание, географию, математику, алгебру, геометрию, информатику, физику, биологию, химию, ИЗО, музыку, физкультуру, ОБЖ, технологию и основы духовно-нравственной культуры народов России.
В соответствии с разделом 11.4. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования "изучение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" должно обеспечить: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности".
Реализация основной образовательной программы (в т.ч. Основ духовно-нравственной культуры народов России) финансируется из бюджета (регионального и местного) исходя из установленных нормативов ассигнований на одного ученика.
По мнению сопредседателя Совета Института свободы совести, кандидата юридических наук Сергея Бурьянова, включение в основную образовательную программу нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования конфессионально ориентированного курса "Основы духовно-нравственнойкультуры народов России" грубо противоречит Конституции РФ.
Эксперт считает, что "наряду с конституционными принципами свободы совести (ст. 28), светскости государства (ст. 14), равенства религиозных объединений (ст. 14) и граждан независимо от отношения к религии (ст. 19) законодательство России предполагает право на добровольное получение религиозного (конфессионально ориентированного) образования в формулировках Федеральных законов "Об образовании" и "О свободе совести и о религиозных объединениях". В государственной и муниципальной школе "по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений, по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления, предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы" (п. 4 ст. 5 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"). Исходя из упомянутых конституционных принципов и п. 2 ст. 4. ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", в соответствии с которым государство "обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях", государство не должно финансировать религиозное (конфессиональное) образование".
"Это значит, что, с точки зрения конституционного принципа светскости государства (в т.ч. государственной системы образования), конфессионально ориентированные дисциплины должны быть не только альтернативными и добровольными, но и финансироваться за счет верующих и соответствующих религиозных объединений. Совершенно очевидно, что любые фокусы министра Александра Фурсенко по навязыванию конфессионально ориентированных дисциплин в государственной и муниципальной школе за счет налогоплательщиков направлены на мировоззренческий раскол среди учащихся, являются незаконными и грубо нарушают Конституцию России", - резюмировал С. Бурьянов.