Христианские новости и новости религий со всего мира.
08.12.2010 12:42:42
Прот. Всеволод Чаплин рассказал о своем опыте общения с катакомбниками и сообщил, кем были раньше митрополиты "карликовых юрисдикций"
Прот. Всеволод Чаплин рассказал о своем опыте общения с катакомбниками и сообщил, кем были раньше митрополиты "карликовых юрисдикций"
"Еще в юные годы знал массу людей, объявлявших себя катакомбниками, а также тех, кто были тогда сторожами и алтарниками, а сейчас объявили себя епископами и митрополитами бесчисленных раскольничьих карликовых "юрисдикций"", - сообщил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата (ОВЦО МП) протоиерей Всеволод Чаплин в интервью порталу "Православие и мир", опубликованном 8 декабря.
О. Всеволод назвал себя "типичным представителем "правого крыла"" в РПЦ МП, "типичным представителем фундаменталистов", правда, оговорившись, что он не носит длинных волос и кирзовых сапог, а густой бороды ему "Господь не дал". Тем не менее, в Церковь он пришел "через ультраконсервативные круги", и всегда был убежден, "что только чада истинной Церкви войдут в небесное Христово Царство". Однако, как добавляет о. Всеволод, при этом он более 20 лет работает под началом нынешнего Патриарха Кирилла.
Вместе с тем, свою "верность Православию" протоиерей Чаплин противопоставляет "бесконечным попыткам правого оппозиционерства, фрондерства и сектантства". По его словам, Церковь — "это не то место, где истина открывается через создание узкой группы единомышленников, которым удобно промывать друг другу мозги и объявлять всех остальных отпавшими от истины. Такие группы совершенно не способны на какую-либо соборную дискуссию".
Как вспоминает о. Всеволод, в начале 1980-х гг., когда он пришел в РПЦ МП, там уже существовал "круг духовенства и мирян, которые ориентировались на Зарубежную Церковь, на монархизм, на тотальное неприятие советской власти". Многие люди из этого круга, добавляет он, "потом и оставили Церковь, но лучшие из них остались". По его словам, в 80-е гг. "между этими людьми не было вражды", и лишь в 90-е гг. с легкостью стали раздаваться "обвинения в ереси, в тайном принятии кардинальского сана, в жидо-массоноской [так в тексте!] пропаганде и так далее. Сегодня уровень дискуссии все-таки повысился".
Затрагивая проблему непонимания многими прихожанами богослужения, председатель ОВЦО МП признался, что он не знает, следует ли "служить в некоторых местах по-русски", указав при этом, что РПЦ МП практикует богослужения на языках разных народов, в том числе на современном украинском.
По мнению о. Всеволода Чаплина, сегодня в РПЦ МП существует множество форм и механизмов церковной дискуссии, однако, утверждает он, "те, кто сегодня ведут полусектантскую деятельность или просто ушли в раскол, уклоняются от любого диалога". В качестве примера глава ОВЦО МП указал на епископа Диомида (Дзюбана), которого приглашали на заседания Синода и на Архиерейский Собор, но он не приехал. С точки зрения протоиерея, "это никакое не правое движение, это никакой не консерватизм, никакое не стояние за истину, это движение-перевертыш. Лозунги правые, консервативные, а методы работы большевицкие".