Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

27.07.2009 6:47:07

Теология освобождения РПЦ: от сталинских побед к демократии



Сталинизм в глазах патриотов-государственников является продолжением государственной идеи великой России, а поэтому любая официальная критика Сталина в России поверхностна. Странная любовь российского народа к Сталину особенно резко и особенно абсурдно проявляется во время кризисов, в такие моменты истории, когда все валится из рук высших руководителей, простых людей увольняют, цены растут, а все, кто могут, воруют последнее. Под знаком русского имперского сталинизма прошел провальный проект "Имя Россия" на официальном телеканале "Россия", где Сталин чуть не занял первое место. Однако это не означает, что "народ" любит Сталина как личность – совсем нет. Все неосталинисты, если можно их так назвать, любят сталинское государство и сталинские "победы".

Споры противников и сторонников Сталина в православной среде, а именно - церковного руководства и неосталинистов - удивительно бессодержательны, так как по существу между ними нет принципиальных расхождений, помимо исключительно субъективных оценок личности вождя. В интервью главы ОВЦС МП архиепископа Илариона журналу "Эксперт" "вождь всех народов" условно "плохой", а в открытом письме доктора политологических наук В.Б. Павленко и в статье "Антисталинская мифология против реальности" Александра Елисеева на "Правой.Ру" - он условно "хороший". Елисеев как честный правый православный консерватор ищет в высказываниях владыки Илариона постперестроечные либеральные идеи, которых в мировоззрении нынешнего руководства РПЦ МП просто не может быть.

Неосталинистами по сути дела являются и те честные православные радикалы, которые восхваляют Сталина за все его достижения, и владыка Иларион, для которого Сталин - чудовище и моральный урод. В заявлениях Илариона нет ни слова против самой системы государственной власти, сформировавшейся при Сталине, и нет осуждения церковной политики советского государства, превратившей многих иерархов в лицемеров и агентов госорганов.

Громкие высказывания Патриарха Кирилла и архиепископа Илариона о "чуде победы" русского народа в Великой отечественной войне и о том, что жертвы войны были попущены Богом за грехи безбожия, призваны как-то "христианизировать", церковно интерпретировать сталинский период с его триумфами. Это попытка заставить народ поверить, что православная история в СССР не прерывалась, что народ всегда был православным, а "отдельные отклонения" в виде воинствующего атеизма были тут же жестоко пресечены Богом – правда, жертвами Промысла стали русский народ и многие другие народы, которые были выселены со своих мест или репрессированы. Идеологема о православном величии сталинского времени звучит ярко и привлекательно – она "христианизирует" советские достижения.

Со стороны церковного руководства это не только еще одна идеологическая находка в духе Патриарха Кирилла (объявлявшего всех князей Древней Руси святыми, так как на них "влияли подвижники веры"), но и расчетливый "миссионерский" ход. После проповедей предстоятеля РПЦ МП "на стадионах" студенчество отнюдь не стало православней, после грозных напоминаний минобрнауки РФ школы не стали вводить ОПК, "грозные" заявления отца Всеволода Чаплина создают впечатление разве что об отсутствии логики и такта, а не о налаживании отношений с обществом, глава Информационного отдела патриархии Владимир Легойда вообще перестал быть журналистом и исчез в болоте официоза и т.д. Социальное и миссионерское служение, которое стратегически было провозглашено Патриархом Кириллом своим главным приоритетом, застряло, намертво завязло на самом верху патриархийной канцелярии, так красиво перестроенной и четко организованной. Для того чтобы показать, что хоть что-то продвигается в церковных делах, Патриарх Кирилл вернулся к стратегии, господствовавшей при его предшественнике, а именно Кирилл заявил: помоги монастырю или храму - и приобретешь веру. Так довольно быстро многообещающая политика Кирилла вернулась к проверенной и тупиковой церковной практике 1990-х годов.

Яркие идеи Патриарха, в том числе в развитии его подопечных – отца Всеволода Чаплина и архиепископа Илариона – будут периодически будоражить общество, и создавать вокруг патриархии благоприятную возбужденную медийную атмосферу. Сталин – лишь повод привлечь внимание и завоевать души миллионов людей, которые ностальгируют по "величию" сталинского времени – победам в войнах, железному порядку, противостоянию коварному Западу (уже в рамках "русской цивилизации" Кирилла), жесткому садистскому наказанию для чиновников, которые издеваются над простым народом.

Если абстрагироваться от самой личности Сталина, которая стала идеологическим символом, то странным образом мировоззрение неосталинистов в лоне РПЦ МП напоминает мысли и идеи, которые высказывает патриотический писатель Александр Проханов. Он признает масштаб личности Сталина, восхваляет мобилизационную модель государства, которая жестокими методами позволила России стать могучей империей и не погибнуть, не быть расчлененной коварным Западом. Державная сильная Россия, получившая свое продолжение в сталинскую эпоху, и является тем чудом, которое признают и Патриарх Кирилл, и архиепископ Иларион, и доктор В.Б. Павленко, и игумен Евстафий (Жаков), клирик Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП, признающий Сталина святым.

Идеи неосталинизма полностью оправдывают советскую эпоху. Во время недавней командировки в Читу (Забайкальский край) мне довелось по местному телевидению услышать выступление архиепископа Читинского РПЦ МП Евстафия, который по-своему развивал заявления Патриарха Кирилла в передаче, посвященной борьбе с алкоголизмом. По словам Евстафия, Россию развращает Запад "согласно плану Даллеса", и Господь вовремя очистил Церковь от разложения в ходе сталинских гонений, а войну, которая прокатилась по всем городам, деревням и селам, Бог попустил за грех безбожия, чем также очистил страну. В настоящее время, уверен в связи с этим владыка Евстафий, надо ввести духовную цензуру в СМИ, а по телевидению показывать советские фильмы 1950-х, 60-х и 70-х годов, которые говорят о доблести и патриотизме.

Совсем неслучайно неосталинисты, которые ругают Сталина за репрессии, не упоминают, а тем более не осуждают сталинский церковный ренессанс и создание диктатором Московской патриархии. Это был лишь первый шаг к созданию новой, постхристианской "симфонии Церкви и государства" – второй шаг делается сейчас. Архимандрит Тихон (Шевкунов) в своем пропагандистском фильме о Византийской империи показал, насколько пагубен для власти отход от Церкви и либерализм. Последовательные сторонники "симфонии" - это, к примеру, министр юстиции РФ Александр Коновалов и его заместитель Алексей Величко, автор публицистических книг "Политико-правовые очерки по истории Византийской Империи", "Церковь и император в византийской и русской истории" и т.п. О византийской симфонии как об идеале для Русской Церкви написано и в Социальной концепции РПЦ МП, подготовленной еще митрополитом Кириллом. Это по существу имперский идеал государства, которое, как неоднократно говорил Кирилл, должно стать хранителем "русской цивилизации" и православия.

Единственный комментарий с точки зрения веры и Евангелия всем идеологическим заявлениям и бессмысленным спорам "о Сталине" дал игумен Петр (Мещеринов) в своем блоге. Основная мысль игумена Петра такова: "Рассуждения о Сталине и геополитике в устах православных демонстрируют, что руководствуются они чем угодно, но только не христианскими соображениями. В конце концов, для них очевидно дороже "Величие России", чем прямые евангельские заповеди".

"Христианизация" сталинских "побед" является попыткой вообще как-то оправославить современное государство РФ, которое после революции 1917 года было антихристианским, а теперь является формально секулярным. Без неосталинской имперской идеи церковному руководству не добиться от власти безоглядной и безответственной политики навязывания православной идеологии, финансирования РПЦ МП, содержания ее собственности в России и за рубежом, "реституции" еще большей собственности, финансирования присутствия РПЦ МП во всех сферах общественной жизни и борьбы с "сектами". Навязывание неосталинизма вместо развития реальной социальной миссии и опоры на сознательных верующих, а не на тех, кто восторгается сталинскими "чудесами", приводит к неадекватности церковного руководства общественной ситуации (а это отсутствие образованного духовенства, нищета, недовольство Москвой и недоверие к власти вообще), что особенно заметно в регионах, где епархиальное начальство уже идет рука об руку с судебными приставами.

Православное мировоззрение и общественное сознание россиян в целом мучительно освобождается от советского прошлого и вообще от имперского наследия. Освобождение от сталинизма начинается с отказа от самой личности Сталина, который для многих традиционалистов уже встал вровень с русскими князьями, Николаем Вторым, блаженной Матроной. О мере демократизации общества и Церкви слепая и беспощадная государственная идея, ограниченная рамками Кремля, будет казаться все более абсурдной и бессмысленной для свободной России. И, безусловно, неизбежная для Русской Церкви «теология освобождения» рано или поздно дойдет до своего логического конца – отказа от сталинизма, здравой оценки Декларации митрополита Сергия 1927 года о сотрудничестве православия с советской властью, сергианства в целом, обстоятельств создания и существования Московской патриархии в советские годы. В результате такой «теологии освобождения» от сталинизма РПЦ станет сильнее и ближе к обществу.

В отсутствие должной оценки деятельности собственных тиранов и церковное руководство, и общество сталкиваются с болезненными и саморазрушающими комплексами. Характерным примером таких комплексов стала дискуссия вокруг фильма «Ржев» Алексея Пивоварова, в котором показано, какими чудовищными жертвами была куплена победа. Многие политики предложили в связи с этим ввести уголовное наказание за отрицание Победы во Второй мировой войне.

Однако ярче всего подсознательный сталинизм проявился в реакции на резолюцию Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, которая провозгласила 23 августа единым днем памяти жертв нацистского и сталинского режимов, то есть приравняла сталинизм к фашизму, что вполне очевидно для любого историка или тех, чьи семьи пострадали в сталинских лагерях. Однако МИД РФ назвал резолюцию «оскорблением памяти соотечественников, которые отдали в годы Второй мировой войны свою жизнь за освобождение Европы от фашистского ига».

Таким образом, общество в очередной раз становится заложником государства, которое не может освободиться от проклятия сталинизма. Церковь же является одним из тех общественных институтов, который может изнутри преодолеть этот комплекс, даже иногда помимо воли собственного церковного руководства.

Роман Лункин, специально для Христианского Мегапортала invictory.org.

Источник:

Invictory.org

Архив новостей

Облако тегов:
сталина россии руководства которое илариона кирилла государства церкви сталинизма русской вообще патриархии патриарха кирилл личности византийской церковного архиепископа власти второй симфонии сталинских церковь общество политики россия истории особенно сталин победы сталинского сталинизм сталине советские церковного руководства личности сталина патриарха кирилла архиепископа илариона русской церкви второй мировой византийской империи государства которое русской цивилизации сталинского времени всеволода чаплина патриарх кирилл московской патриархии самой личности сталина отца всеволода чаплина

Наши ноги стояли во вратах твоих, Иерусалим


Паломническая поездка в Землю Обетованную, организованная Христианским центром «Фавор», была многообещающей с самого начала. Ведь программа тура была хорошо продумана и крайне насы...>>

Исследование: Половина взрослых американцев молятся ежедневно


США остаются очень религиозной страной с самыми побожными жителями среди богатых стран так называемого Запада, Об этом сообщает ВО СВЕТЕ со ссылкой на УНИАН. К т...>>

Иерусалимская конференция “Будущее Израиля в свете Откровения”


Писание даёт ясные обетования относительно будущего Израиля и Божьего плана спасения евреев. Пророки в мельчайших деталях предсказывали их второе рассеяние по миру и последующее во...>>

Что подарить на Новый Год папе (р)


Отправляясь на новогодние праздники к родителям — мы, конечно же, хотим порадовать их приятными подарками. И не всегда хватает идей, чтобы всем придумать что-то интересное. Наприме...>>

В Москве суд запретил христианам молиться в своей квартире


29 января Останкинский районный суд города Москва (Россия) запретил группе христиан молиться в коммунальной квартире. Об этом рассказал адвокат Константин Андреев на своей странице...>>

Как создать интернет-магазин: особенности, сложности и советы (р)


Современный бизнес обязан переходить в интернет, если он хочет не только остаться на рынке, но и развиваться, масштабироваться и совершенствоваться. Для этого необходимо разработат...>>

Ігор Плохой: «Сформувати соціальну доктрину церкви повинні богослови. Активісти допоможуть” (Ч. 2)


Друга частина бесіди журналіста Гната Меренкова з пастором, капеланом, учасником руху “Всі разом!” Ігорем Плохим. Тут йдеться про християнський традиціоналізм і проблематику ЛГБТ. ...>>