Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

08.09.2008 19:23:17

Неудобный батюшка

«Неудобный» батюшка

В Евангелии написано: «блаженны изгнанные за правду». Другого такого священника которому довелось поменять столько приходов, потерпеть несправедливости в РПЦ - еще поискать. Батюшка Николай в этом смысле – наверное, рекордсмен. За что же довелось испить чашу начальственного гнева священнику?

С о.Николаем мы знакомы не один год. Когда-то он наставил меня на стези православия, морально поддержал в трудный период жизни. Но не только. Еще автор получил от него благословение на работу в том направлении церковной журналистики, которое нынче практически исчезло: обличать имеющиеся недостатки в РПЦ, поддерживать экуменический диалог, выражать независимый христианский взгляд на происходящее в стране. Не секрет, что большинство патриархийных изданий полезны для того, чтобы узнать истинное положение дел в РПЦ не более чем, церковный календарь или приходской листок. Экуменизм анафематствуется, Запад – рассадник зла и пороков, кругом во всем мире – одни враги, обогащение Церкви в противоречии с заповедями Христа «не собирайте себе сокровищ на земле» - считается полезным делом, а иногда и смыслом деятельности церковников.

Божьим промыслом мы и встретились с о.Николаем зимним вечером в старинном деревенском храме – намоленном, пропотевшем, хранящем память еще о временах Наполеона, когда церковь выгорела дотла. С почерневших икон смотрят строгие лики святых, выхваченные из темноты неверным светом свечей. Мне, тогда еще только делающему первые шаги в православном храме, длинноволосому «хиппи» под колкими взглядами бабушек в платочках немного не по себе. Придает уверенности лишь о.Николай, ободрительно смотрящий на меня, и распевающий «Алелуйя» своим густым басом.

Сказать, что о.Николая все прихожане любили как родного отца – значит навести лоск на реальность. Заниматься любимым занятием официозных церковных журналистов мне не хочется. Поэтому, скажу как есть, чему сам был свидетелем. Для одних о.Николай был маяком в бурном житейском море, незыблемой скалой на которую в трудную минуту можно было всегда опереться. Но были и другие, кому молодой батюшка казался слишком «демократичным», неортодоксальным. Может остановить службу и не с того, ни с сего вдруг крикнуть: «Христос воскресе!» (а на дворе – лето). Ну, если у человека настроение такое – то, что преступного? И всем нам легче, встрепенулись даже те, кто дремал во время службы от этого радостного Пасхального клича. Или возьмет, да запоет своим сногсшибающим басом что-нибудь не по канону, просто от избытка чувств. Для одних это невинная шалость, для других – непростительная хулиганская выходка, страшный грех…

Все бы ничего, да с советских времен многие православные привыкли видеть мир не полосатым, а все только в черном, либо белом цвете. Батюшка Николай называет это «ветхой моралью» - люби своих, ненавидь чужих. Дело – не новое, известное с библейских времен. В Церкви с этим обстоит все не лучше, как можно было бы ожидать, но напротив – гораздо острее и болезненнее. Если уж появляется враг, то это уже не просто твой личный противник, но как минимум враг Божий, исчадие ада. Такого надо сжить со света, не меньше

Вот так и с о.Николаем, не буду говорить прав он или нет – сами судите. Могу сказать лишь одно – этот необъятный человек никого не оставляет равнодушным. По виду - настоящий русак– косая сажень в плечах, черная смоляная борода, зычный голос: запоет на службе – дожат стены и мерцают свечи. На самом деле о.Николай имеет польские корни. Человек иной национальности, он стал русским по духу. А русский, как видно уже по великой отечественной литературе, это на самом деле – вселенский человек, гражданин мира, не признающий узких национальных и культурных рамок, перерастающий их. И в то же время, сохраняющий свою «русскость». Батюшка открыт мировой литературе, церковной мысли иных конфессий, смотрит кино, нахваливает «Хроники Нарнии». Но в то же время, очень любит русскую поэзию, особенно серебряного века. Сочиняет лирические стихи и аккомпанирует себе под гитару. К слову, даже эту невинную игру на «бесовских инструментах» темные люди умудрились поставить батюшке в вину, когда он уже стал гонимым. Но, обо всем по порядку.

Что меня всегда привлекало в о.Николае, так это его откровенность и простота. Не поучительное, свысока отношение к прихожанину, столь характерное для многих православных священников, но истинно Христова готовность быть сопричастным ко всем – даже самым падшим людям, «войти в положение», вместо назидательного фарисейства. Вот таким же честным и простым он был тогда, когда в страшные дни бесланской трагедии на воскресной проповеди прямо назвал ее злом, где виноваты не только террористы, но и мы все, включая российские власти. Перед этим были многие годы чеченской резни, где не было ни правых не виноватых. Эта гниющая рана, инфекция которую в души россиян занесли люди в погонах, когда резали в Чечне людей как скот во имя «великой цели» - территориальной целостности РФ. Бойня аукнулась Бесланом. Едва по телевизору пошли жуткие кадры из Беслана, батюшка не стал разливать привычный для РПЦ елей, но вопросил прямо паству: «То что погибли сотни детей, разве не по грехам нашим это все? Если бы Бог нашел нас праведными, Он бы избавил Россию от этой беды. Но Беслан произошел. По грехам нашим». Не по террористов грехам, а – нашим.

Не столь уж резкая, скажем прямо, речь священника имела тот результат, что очень скоро на него настрочили кляузу и его задвинули в глухой сельский приход. Со всем многочисленным семейством, малыми детьми и молодой женой. Подальше, с глаз долой. Тогда я первый раз осознал, что стучать друг на друга в РПЦ с советских времен еще не разучились. Простая бумажка с доносом, изменила ход человеческой жизни. Потом я виделся с прихожанами, - все в один голос сокрушались, говорили много проникновенных слов, что мы «осиротели», «остались как стадо без пастыря»… Но ведь кто - то же настрочил этот подлый донос? И этот человек долгие годы подходил ко причастию к о.Николаю, получал от него благословение, улыбался и говорил милые слова при встрече.
У нас ведь как – снаружи показать отрицательное отношение к человеку нельзя – «не по христиански». А вот внутри копи злобу сколько хочешь, нашептывай на ухо знакомым всякие помыслы и наветы на ближнего, - это нормально. Иногда подобные народные «забавы» оказываются, бывают и не столь уж безобидны, например, могут взять и нечаянно сломать человеку жизнь. Уверен, если бы «наверху», в церковном начальстве были непредвзятые люди, то учитывая громадные заслуги о.Николая – его жертвенный труд по восстановлению ветхого храма, обширную работу с детьми в школах и кружках самодеятельности, школе искусстве, кляузу можно было спустить на тормозах. Однако батюшку все - таки убрали. Как же – замахнулся на самое святое для церковного клира, на то, что привыкли с царских и советских времен почитать пуще Бога, на земные начальства. А на человека – наплевать, что ему, прирастет к новому приходу. Не прирос.

Зная о.Николая, я хоть теперь и оказался от него очень далеко, но знал, что такой яркий, неординарный человек даст о себе знать рано или поздно. И вот до меня доходит весть, уволили священника – опять лишили прихода. В итоге, батюшку схватил инфаркт от всех этих переживаний. Теперь он сидит без работы, еле сводит концы с концами, семья бедствует. Пригласил его на освящение квартиры. Сели пить чай, разговорились. Оказывается, и на новом месте о.Николай не смог укротить свою неспокойную, деятельную натуру. Как и всякий христианин, всю жизнь ищущий Бога, а не останавливающийся только на механическом исполнении обрядов, батюшка не перестает размышлять над личностью Христа. Человек пытливый, неспокойный он всегда старается заглянуть немного дальше сухого церковного догмата. За что и поплатился. Показал деревенским бабушкам иностранный фильм о Христе, где Спаситель показан как простой человек в начале жизни, а Бог в Нем вырастает только постепенно, по мере совершения духовных подвигов. Так и каждый человек не сразу проявляет в себе образ и подобие Божие, но лишь путем страданий, поисков и долгого крестного пути. «Правоверные» старушки нашли в этом страшную ересь, опять жалобы, кляузы, увольнение. В результате – инфаркт. Да тут еще и диабет навалился, депрессия.

Другой бы сломался, махнул на все рукой. Но Божья помощь и деятельная натура помогли праведнику снова встать на ноги. Сейчас «внештатно» работает в клинике с наркоманами, алкоголиками, занимается профилактикой суицида, ищет какие - то новые, оригинальные методы душевного и физического оздоровления на основе обливания ледяной водой. В общем не сидит без дела человек, ищет, мучительно ищет ответы на множество вопросов которые ставит жизнь. Иногда может быть ошибается. Но никогда не успокаивается, не уходит в скорлупу показного благочестия или забивает на все, как поступили бы многие на его месте, пережив столько несправедливости.

На своих гонителей о.Николай не в обиде. Говорит, что еще должно пройти много времени, прежде чем мы выдавим у себя из души совкового, «ветхого человека». Он верит что те, кто сейчас вытравливает и вытаптывает все, что есть вдохновенного и деятельного в РПЦ, уничтожает ростки живой христовой веры, пробивающиеся из под тины равнодушия и церковного лакейства, рано или поздно раскаются и, наконец, найдут у себя в душе Иисуса. Тогда они поймут, что не нужно людям приставлять свою тиароносную голову, не зачем мешать людям свободно мыслить, творить и искать запечатленный в каждой душе образ Божий. Вот только жаль, что здоровья, времени и сил, потраченных священником на борьбу с черствостью и несправедливостью в церковной среде, уже не вернуть. А ведь, сколько таких «отцов Николаев» по всей РПЦ – задавленных, изгнанных за правду, терпеливо несущих свой крест и получающих от своих же, православных за правду отнюдь не помощь, но только удары и плевки?

Сергей Путилов

Источник – http://uusikotimaa.org/4/031.htm

Источник:
Сергей Путилов

Новая родина

Архив новостей

Облако тегов:
человек николай батюшка времен многие грехам церковного николая священника николаем церковной иногда советских советских времен батюшка николай

Наши ноги стояли во вратах твоих, Иерусалим


Паломническая поездка в Землю Обетованную, организованная Христианским центром «Фавор», была многообещающей с самого начала. Ведь программа тура была хорошо продумана и крайне насы...>>

Исследование: Половина взрослых американцев молятся ежедневно


США остаются очень религиозной страной с самыми побожными жителями среди богатых стран так называемого Запада, Об этом сообщает ВО СВЕТЕ со ссылкой на УНИАН. К т...>>

Иерусалимская конференция “Будущее Израиля в свете Откровения”


Писание даёт ясные обетования относительно будущего Израиля и Божьего плана спасения евреев. Пророки в мельчайших деталях предсказывали их второе рассеяние по миру и последующее во...>>

Что подарить на Новый Год папе (р)


Отправляясь на новогодние праздники к родителям — мы, конечно же, хотим порадовать их приятными подарками. И не всегда хватает идей, чтобы всем придумать что-то интересное. Наприме...>>

В Москве суд запретил христианам молиться в своей квартире


29 января Останкинский районный суд города Москва (Россия) запретил группе христиан молиться в коммунальной квартире. Об этом рассказал адвокат Константин Андреев на своей странице...>>

Как создать интернет-магазин: особенности, сложности и советы (р)


Современный бизнес обязан переходить в интернет, если он хочет не только остаться на рынке, но и развиваться, масштабироваться и совершенствоваться. Для этого необходимо разработат...>>

Ігор Плохой: «Сформувати соціальну доктрину церкви повинні богослови. Активісти допоможуть” (Ч. 2)


Друга частина бесіди журналіста Гната Меренкова з пастором, капеланом, учасником руху “Всі разом!” Ігорем Плохим. Тут йдеться про християнський традиціоналізм і проблематику ЛГБТ. ...>>