Христианские новости и новости религий со всего мира.
27.02.2008 16:49:09
Спустя 90 лет после выхода поэмы Александра Блока "Двенадцать" образ Христа в ней трактуется не так, как учили в советской школе
Спустя 90 лет после выхода поэмы Александра Блока "Двенадцать" образ Христа в ней трактуется не так, как учили в советской школе
90-летию выхода в свет "революционной" поэмы Александра Блока "Двенадцать" посвящается выставка, которую представил петербургский музей-квартира поэта на бывшей Офицерской улице (ныне - Декабристов). Экспозиция, названная строчкой из самой поэмы, - "Мировой пожар в крови", позволяет посетителю полностью изменить устоявшуюся в советском литературоведении трактовку образа Христа.
Как рассказала корреспонденту "Портала-Credo.Ru" куратор выставки Наталия Живолуп, обязательная для изучения в школе поэма, которую продолжают трактовать как "гимн революции", отражает взгляд православного поэта на трагические события 1917 года. Считается, что Блок с оптимизмом воспринял Октябрьскую революцию, возлагая надежды на новую власть с ее новыми "духовными ценностями", но вскоре разочаровался в большевизме, что отразилось в сложной и загадочной поэме.
"Никакого антихристианскорго "пафоса революции" в поэме нет. Блок создавал ее в эпоху поиска новых духовных ориентиров - советской власти нужна была своя, атеистическая идеология. Однако образ Христа в финале среди двенадцати красногвардейцев - не кощунство и не ошибка. Если внимательно читать текст, то Спаситель не с ними, а над ними. Он не благословляет кровь и братоубийство. Поэт хотел сказать, что какую бы новую мораль не придумывали люди, ничего выше заповедей Божиих быть не может", - рассказала Наталия Живолуп.
"Стрелка сейсмографа отклонилась" - эти слова из дневника Блока того времени отражают состояние смятения, в котором пребывали многие представители русской интеллигенции. Однако, по мнению исследовательницы, Господь направил художественное мышление гениального поэта в правильное русло. Она привела в пример другой отрывок из его дневника, в котором он однозначно отказывается от образа антихриста: "Должен был идти другой. Но все-таки - Христос".
Как свидетельствовал сам Блок, образ Христа он увидел однажды вечером "в свете фонаря" над двенадцатью караульными, которые шли "державным шагом" по улицам Петрограду. Это было знамение: иного мерила, чем Господь, на свете нет и никогда не будет - Он все равно рядом с каждым человеком, даже рядом с тем, кто в Него стреляет. Под впечатлением этого видения поэт попросил первого иллюстратора поэмы Юрия Анненкова включить в один из своих "желтых" рисунков изображение Христа.
Образ антихриста, "обезьяну Христа" в поэме впервые в своих "Записках священника" увидел отец Сергий Булгаков (в последние годы его авторство этих заметок оспаривается). Так или иначе, удобная для власти трактовка творчества Блока как "демонического", десятилетиями имела место в идеологизированной литературоведческой науке.
Главный экспонат выставки в музее-квартире - сама поэма. Здесь собраны копии черновиков и дневниковых записей Блока, издания сочинения - первая публикация в газете "Знамя труда" 1918 года, книга со знаменитыми иллюстрациями Юрия Анненкова, созданными при участии поэта, листовка 1919 года с текстом поэмы, распространявшаяся как прокламация на фронтах Гражданской войны.
Во время работы выставки музей организует лекции, семинары и дискуссии, посвященные юбилейной дате, в которых примут участие филологи из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска и других городов.
Фото музея Александра Блока. Иллюстрация Ю. Анненкова к первому изданию поэмы