N 12, 1998
У номері | В номере:
(продолжение) Когда служители Церкви раздают хлеб и вино, они пользуются соответствующей посудой, поскольку иначе это сделать невозможно. Уместно поставить вопрос: в чем состоит символический принцип — в используемой посуде или в содержимом сосудов? Имеет ли поднос с хлебом какое-либо символическое значение? Вероятно, нет. Иначе Христос сказал бы: “Этот поднос — Новый Завет”, или: “Данный поднос — есть Тело... ” Однако, согласно словам Иисуса, именно хлеб на подносе (или в руках участников) является святым символом терпящего побои и раны тела Спасителя. То же относится и к чаше с вином.Еще одно сопоставление: “Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба” (1Кор.10:16-17) . Чаша, как таковая, в данном случае является сосудом благословения по той причине, что в нем содержится благословенный символ Крови Христовой — вино (виноградный сок).Христос во время Святой Вечери, преломляя за столом пасхальные опресноки, вообще мог обходиться без каких-либо подносов, поскольку в них не было никакой необходимости. Ученики находились рядом, и достаточно было лишь протянуть руку, чтобы взять хлеб из рук Христа. Иначе обстояло дело с вином. К нему можно было приобщиться только в сосуде (в данном случае — в чаше), который вероятно в то время был совершенно иной формы, нежели современные фужеры, которые мы называем чашами. К тому же Христос при этом сделал ударение: “...сие есть Кровь Моя (не чаша. — Прим. автора) Нового Завета, за многих изливаемая” (Матф.26:28). Не лишним будет вспомнить времена Исхода, когда Бог заключил с Израилем Завет у горы Синай. Об этом сказано так: “Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною окропил жертвенник... И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь Завета, который Господь заключил с вами” (Исх.24:6 ,8).Хотя формы совершения этих судьбоносных служений внешне не похожи и между ними расстояние в полтора тысячелетия, сама суть осталась неизменной: “...без пролития крови не бывает прощения” (Евр.9:22). И все же задают вопрос: почему Иисус сказал: “пейте из нее все”? Слова Спасителя, прежде всего, выражали Его желание, чтобы все, без исключения, приобщились к этому (уже новозаветному) символу, который по-новому был преподан Иисусом в конце ветхозаветного пасхального обряда. Вступала в силу новозаветная форма совершения Пасхи Господней. Это было начало Нового Завета, который Христос заключал со Своей Церковью в лице Его учеников, а спустя несколько часов — утвердил его Своей Кровью на Голгофском кресте. В наше время одной чашей всемирную церковь никак не обойдешь. Одной чашей можно было обслужить только небольшую горстку учеников, представляющих тогда христианскую церковь. Возможно ли подсчитать, сколько чаш задействовано во время совершения Вечери Господней по всему лицу Земли? А хлеба? А ведь существует и такое выражение: “От одного хлеба”. Если понимать все буквально, то ничего не оставалось бы, как только приготовить один хлеб невероятных размеров и самыми скоростными средствами отправить его части во все уголки планеты... А как быть с чашей?.. Нетрудно представить, на что бы это все было похоже. А может быть, пользоваться одной чашей, собрав Всемирную Церковь в одно место?.. Но довольно, лучше обратим внимание на слова апостола Павла: “Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным... потому что о сем надобно судить духовно” (1Кор.2:13-14). Таким образом указание Христа: “Пейте из нее все” соблюдается Его народом, потому что пьют “из последующего духовного Камня”, который есть Иисус Христос (1Кор.10:4). Все остальное следует понимать символически.Не будет лишним обратить внимание еще на один важный аспект данного вопроса. Использование специальных подносов с индивидуальными стаканчиками целесообразно еще и ввиду свирепствующих всевозможных инфекционных заболеваний, которые могут распространяться посредством использования общей чаши. В противовес приводится аргумент, что в вопросах гигиены христиане должны доверять Богу. Разве Он не защитит нас от всевозможных заразных болезней, тем более, во время совершения святого обряда? Что ж, логично. У нас, действительно, есть замечательные Божьи обетования, особо выраженные в псалме 90. Вполне возможно, что чаши со святым символом неоднократно касались носители тяжелых заболеваний, но при этом Бог хранил Своих детей. В этом можно не сомневаться. |
Но верно и то, что уже во времена Моисея, когда израильтяне находились под особенной опекой Бога, было дано соответствующее законодательство в отношении санитарии и гигиены (Втор.23:12-13). Как видим, это было довольно пространное законодательство. Особенно тщательно и подробно были изложены санитарные правила относительно самой страшной и до сих пор неизлечимой болезни — проказы, которая время от времени давала о себе знать даже в среде избранного народа (Лев.13-14 гл.). И это несмотря на то, что Сам Господь обещал хранить Свой народ от всех болезней и недугов. Безусловно, Господь спасал Своих детей от всевозможных болезней и бед, особенно в экстремальных условиях. Но были случаи, когда Он допускал болезни и беды (Числ.11:33-34; 12:1-15; 21:5-9). Мы живем в трудное время. Наш век — это век болезней в полном смысле этого слова. Косят людей неизлечимые старые недуги, появляются новые. Многие из них вызваны нарушением нравственных законов Творца (Исх.24:5-6). К таковым относится СПИД — новый “собрат” древней проказы. Экология земной поверхности нарушена, и этот губительный процесс усугубляется. Мы продолжаем верить, что Господь спасает Свой народ от различных опасностей и болезней (Псал.90), однако мы не сможем быть в безопасности, злоупотребляя элементарными принципами гигиены, не соблюдая известных принципов здорового образа жизни. Есть еще одна сторона дела, так или иначе касающаяся Вечери Господней. Следует помнить, что Бог ведет Свой народ от света к свету. “Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня” (Прит.4:18). Хотя основные столбы истины (жертва Христа, Закон Божий, Священное Писание и др.) остаются неизменными, обряды, их исполнение, традиции и многое другое — изменяются, совершенствуются в соответствии с требованием времени, культуры людей и т.п. Господь, например, дал точное описание, каким должно быть переносное Святилище, однако Он открывал Свое присутствие и в величественном храме Соломона, хотя, возможно, были люди, испытывающие ностальгические чувства о скромной палатке, вмещающей святые предметы символического служения. Несмотря на большие изменения, оставалось что-то неизменным. Точно известно, что оставался Ковчег Завета и ефод первосвященника. Тот самый ковчег, который был сделан когда-то Веселеилом и, возможно, хранящий еще запах Синайской пустыни; те же самые скрижали, вытесанные рукою Моисея, которые также держал в руках Сам Творец Неба и Земли и перстами Которого написаны были Святые Заповеди; (2Пар.5:10; Исх.39:2-21; Втор .4:13; 10:1-5; 4Цар.8:9; 2Пар.5:10).Наступил великий исторический перелом на стыке веков, когда на Голгофе было произнесено спасительное слово: “Совершилось!” (Иоан.19:30). Вместо ветхозаветного атрибута — жертвенника всесожжения — мы смотрим на Голгофский крест со стекающей по нему кровью великой жертвы — Агнца Божьего, Который единократным принесением Себя в жертву и кроплением Святой крови навеки утвердил неизменность Божественной Конституции — Божьего закона, удостоверив его святые требования: “Возмездие за грех — смерть” (Рим.6:23). Несмотря на большие изменения, принцип Божьего правления на Небе и Земле, Закон Божий оставались неизменными. Однажды в одну из общин на богослужение зашел странный посетитель: довольно молодой человек, но неопрятного вида. Он молча наблюдал за всем ходом богослужения, непрестанно хмурился, выявляя недовольство. После богослужения его пригласили пообедать. Там он, словно взорвавшись, заявил, что у адвентистов нет истины. “Написано ведь, — говорил он, — что Иисус с учениками всегда преломляли хлеб, но не резали его на части ножом”. Затем он резко встал, достал из грязного кармана краюху хлеба, отломил от нее небольшой ломтик и начал демонстративно жевать: вот так, дескать, нужно делать “по слову”. После этого, круто повернувшись и не попрощавшись, пошел к выходу, жуя на ходу хлеб... Если уж поступать “по слову”, как он выразился, то нам тоже следовало бы заменить наши современные одежды хитонами образца I века по Р.Хр., соорудить триклинии и полулежа совершать Вечерю Господню. Это уж было бы точно “по слову”. Церковь Иисуса Христа никогда не была религиозной системой застывших догм и традиций. Это — непрерывно прогрессирующее духовное Божье учреждение. И хотя эта организация еще не в полную силу выполняет данное ей Христом поручение, она в то же время постоянно возрастает и развивается. Не сразу церковь стала такой, какой она является сегодня. Не сразу был разрешен субботний вопрос; не вдруг многие члены юной Церкви расстались с пагубными привычками курения табака и употребления алкоголя. Только спустя определенное время была создана современная стройная организация. Когда в 1888 г. на сессии Генеральной Конференции в Миннеаполисе был впервые поднят вопрос о такой жизненно важной доктрине, как оправдание верою во Христа независимо от дел, значительная часть адвентистов седьмого дня не смогла сразу воспринять эту Божью весть, оставаясь на позициях законничества, буквы. Спустя девяносто лет эта весть также негативно была встречена руководителями Церкви в бывшем Советском Союзе, считавшимим ее ложным учением. Исходя из выше изложенного, верующие не должны считать трагедией, когда возникает какое-либо разномыслие в понимании того или иного доктринального вопроса. Молитва, тщательное и непредвзятое исследование Слова Божьего непременно принесут свои положительные результаты. Только таким образом исполнятся Божьи намерения относительно единства Его детей (Ефес.4:13). Прислушаемся и к другому совету великого апостола язычников: “Кто из вас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет” (Фил.3:15). |
Сегодня же нам следовало бы серьезно задуматься о влиянии на посетителей каждого богослужения. Если в Молитвенный дом во время совершения Вечери Господней придут впервые люди других религиозных взглядов, то как они воспримут ситуацию, когда во время осуществления этого святого обряда они увидят такую картину: большинство присутствующих пользуется маленькими чашечками из общего подноса, а некоторые члены церкви обслуживаются отдельной чашей? Не усомнятся ли эти люди в единстве Церкви; не будет ли это для них соблазном и не пойдут ли они искать другую церковь? Ведь такое положение нередко приводит в замешательство и многих старых членов Церкви. А это уже трагично. Вот об этом следует серьезно рассуждать. “Никто не ищи своего, но каждый пользы другого” (1Кор.10:24).
Потерпілі від повені чекають нашої допомоги Цієї осені Закарпаття визнано зоною надзвичайної екологічної ситуації. Рівень води в гірських, влітку мілководних, річках несподівано піднявся в середньому до 6 метрів. У Тисі, наприклад, цей показник досягав 13 метрів, у Ватриці — 7. Півтораметрова хвиля, що утворилася від паводка, котилася селами й містами Береговського, Мукачівського, Ужгородського та інших районів, несучи з собою усе, що траплялося на шляху. За свідченням Міністерства охорони здоров’я України, під час паводка загинуло 18 чоловік, пропало безвісти — 25. Більш як 400 чоловік госпіталізовано, з них 180 — з діагнозом “переохолодження”. Хоча зараз рівень води значно понизився, ситуація в Закарпатті залишається екстремальною. 22 тисячі жителів відселено, гірські селища зовсім відрізані від світу, позбавлені палива та електроенергії. До речі, радіоповідомлень напередодні лиха в багатьох районах не було, оскільки тут не працювали радіоточки. Сотні будинків Береговського, Мукачівського, Виноградівського районів залиті і забрані водою, знищені меблі, предмети домашнього вжитку. Паводок позмивав городи, весь врожай, заготовлене сіно, дрібну худобу та птицю. У відчайдушному становищі опинилися люди напередодні зими. А в якому стані перебувають під час цього стихійного випробування наші брати-адвентисти? Як переживають неординарну ситуацію? Які досвіди виносять з складних обставин життя? З цими питаннями ми звернулися до районного пастора Закарпатської області Іллі Пірчака. З розмови стало відомо, що добрий Бог всіляко охороняв Своїх дітей в цій екстремальній обстановці. Хоча водний паводок зачепив садиби багатьох членів наших громад, ніхто з них не постраждав фізично. Залишилися стояти на своїх місцях й молитовні будинки за винятком трьох підмоклих. Дещо втратили з будматеріалів будівники нового молитовного будинку в Мукачево. Вода затопила декілька тонн цементу, пошкодила пилораму тощо. Але які чудові досвіди пережили сім’ї наших братів і сестер у цей неординарний час, споглядаючи Руку милості Господа під час паводкової хвилі. В короткій інформації їх усіх не перерахуєш. Не інакше, як святі янголи стояли на боці життя і благополуччя багатьох віруючих людей. І взагалі, в ці дні адвентисти Закарпаття показали приклад християнської мужності, перебуваючи у молитовному стані довіри до Господа, протидіючи лютій стихії твердою волею, належним спокоєм та повсякчасною працею. Допомагаючи тим, хто більше потерпів у скруті, вони зміцнюють власну віру, дякують Богові за даровану Ним підтримку усім, хто до Нього звертається. ...Наведені факти свідчать самі за себе. Йде зима, і зрозуміло, що самотужки потерпілим не вдасться відновити житло, закупити нові меблі, придбати господарське начиння. Допомоги місцевих владних структур явно не досить. Уряд України виділив певну фінансову допомогу, служба безпеки надіслала більше як 50 вантажних автомобілів з одягом та продовольчими товарами. Братня допомога щоденно йде з сусідніх районів Угорщини, а також з-за кордону. Проте потерпілі Закарпаття чекають і нашої лепти. Президент УУК Володимир Крупський закликав усіх членів Церкви, її пасторів, адміністраторів відгукнутися на прохання страждальців допомогти у цей складний для братів час. То ж принесемо на приймальні пункти теплий одяг, ковдри, взуття, здамо посильні фінансові пожертвування, покажемо перед людьми і Богом свою справжню християнську щедрість. Віліна Меркулова.
|