Христос —освобождение наше
Праздник Пасхи — самый древний и наиболее
знаменитый в истории народов.
Он указывает на искупительную жертву нашего
Спасителя: «Пасха наша — Христос, принесенный в
жертву за нас» (совр. пер. 1Кор.5:7).
ПАСХА В ИСТОРИИ
В древности в Вавилоне весной происходили
праздники в честь бога Мардука («Мардук»
означает «Господь»). По преданиям, он был
создателем, избавителем, спасителем мира,
спасителем людей от всякой нужды. Исцеляя
больных и воскрешая мертвых, он был владыкой
владык и царем царей.
Вавилоняне верили, что зимой он умирает, а весной
воскресает. В определенные дни происходил
траурный плач по умершему богу, а когда он
воскресал, был великий праздник в честь
воскресения.
По всему Востоку, в Финикии, Сирии, Греции и Риме
центральное место в этом празднике занимал
многодневный траур по причине мученической
смерти и воскресения Адониса («Адонис» тоже
означает «Господь»). На следующий день
объявлялось, что Он жив и вознесся на небо:
«Адонис воскрес!», т.е. «Господь воскрес!»
Радостные жители поздравляли друг друга: «Адонис
воскрес!»
В Египте Сына Божия называли Осирисом. Весной он
был убиваем злым братом Сетом. Люди собирались в
храмах, оплакивая смерть доброго бога, а затем
наступало общее ликование по поводу его
воскресения. Египтяне встречали друг друга
словами: «Осирис воскрес!».
В Греции весной праздновали воскресение Диониса
и ели испеченное на огне мясо тельца.
В Иране — умершего и воскресшего Митры; а в Индии
— Вишну (второе лицо Божественной Троицы).
Невольно возникает вопрос: как могло множество
разных народов на Земле отмечать один и тот же
праздник — Пасху?!
Исследуя Библию, мы видим, что Пасха была открыта
еще Адаму, затем Ною и его потомкам, всему
человечеству.
В день, когда Адам и Ева согрешили, был принесен в
жертву невинный агнец как заместительная жертва
за грехи наших прародителей. Это был пророческий
символ того, что однажды Сын Божий Своей смертью
искупит падшее человечество и возвратит ему
жизнь вечную (см. Быт.3:21; Откр.13:8; 5:9,12).
После грехопадения Адама его сыновья Каин и
Авель праздновали Пасху.
В Быт.4:3-8 сказано: «Спустя несколько времени Каин
принес от плодов земли дар Господу. И Авель также
принес от первородных стада своего и от тука их. И
принял Господь Авеля и дар его, а дар Каина не
принял». «Верой Авель принес Богу жертву... Верой
он заслужил одобрение как праведник, когда Бог
говорил о жертве его» (Евр.11:4).
С этой верой в Пасху — избавление Божие —
умирали праведники всех веков.
Апостол Петр писал (1Петр. 1:18-22): «Зная, что не
тленным серебром или золотом ИСКУПЛЕНЫ вы от
суетной жизни, преданной вам от отцов, но
драгоценною Кровию Христа, как непорочного и
чистого агнца, предназначенного еще прежде
создания мира, но явившегося в последние времена
для вас, уверовавших ЧРЕЗ НЕГО в Бога, Который
воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы
имели ВЕРУ И УПОВАНИЕ НА БОГА».
ПАСХА — ЭТО ПРАЗДНИК ВЕРЫ И УПОВАНИЯ НА БОГА
О таком значении Пасхи получил откровение Авраам
весной 1891 г. до Р.Хр.
Быт.15:13-14: «Знай, что потомки твои будут
пришельцами в земле не своей, и поработят их, и
будут угнетать их четыреста лет. Но я произведу
суд над народом, у которого они будут в
порабощении; после сего они выйдут с большим
имуществом».
Удивительно, как точно Бог исполнил пасхальный
завет, данный Аврааму. Ровно через четыреста лет
«вышло все ополчение Господне из земли
Египетской ночью» (Исх.12:41).
Египтяне первыми завоевали мир и создали
жесточайшее рабство. Сто тысяч человек в течение
20 лет должны были вытесать два «...восклонитесь
и поднимите головы ваши, потому что приближается
избавление ваше!»
(Лука, 21:28)миллиона триста тысяч каменных плит по
две с половиной тонны каждая, доставить их на
берег Нила, чтобы выстроить пирамиду —
усыпальницу — на смерть обожествленных фараонов.
«И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и
вопль их от работы восшел к Богу, и вспомнил Бог
завет Свой с Авраамом» (Исх.2:23-24).
Моисей и Аарон сказали фараону: «Так говорит
Господь: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой.
Отпусти сына Моего, чтобы Он совершил Мне
служение... праздник в пустыне» (Исх.4:23; 5:1-3).
«Но гордый фараон сказал: «Кто такой Господь,
чтобы я слушался голоса Его и отпустил Израиля? Я
не знаю Господа и Израиля не отпущу».
Никакие знамения и чудеса Божии не подействовали
на фараона».
«У вас худое намерение. Вы отвлекаете народ от
работы. Дать им побольше работы, чтобы они не
кричали: «Пойдем, принесем жертву Богу нашему» (Исх.5:4-9;
10:10).
Наступила 430 весна от выхода Авраама из Ура
Халдейского. Вечером 14 Нисана каждая семья,
желающая обрести Божье избавление, должна была
заколоть пасхального непорочного ягненка,
помазать его кровью перекладины и косяки дверей,
а испеченное на огне мясо есть с пресными хлебами
и горькими травами.
Исх.12:1-14: «И ешьте его с поспешностью и
готовностью. ЭТО ПАСХА ГОСПОДНЯ. А Я в сию ночь
пройду по земле Египетской, — сказал Господь, — и
поражу всякого первенца, и над богами
Египетскими произведу суд! Кровь ягненка у вас
будет знамением на домах, и увижу кровь, и пройду
мимо вас, и не будет между вами язвы губительной,
когда буду поражать землю Египетскую. И да будет
день сей памятен, и празднуйте праздник Господу,
как установление вечное».
Никто не спал в эту Пасхальную ночь. Это была ночь
бдения. В полночь Ангелы Божии пошли по домам
Египетской империи. В домах, где не совершали
Пасху, они поразили первенцев. И сделался великий
вопль.
Фараон сказал: «Встаньте, выйдите из среды народа
моего и пойдите, совершите служение Господу!» Два
миллиона душ вышли из рабства в Пасхальную ночь,
«в тот самый день», обещанный Аврааму ровно 400 лет
назад.
ЧТО ЖЕ ОЗНАЧАЕТ
«ПАСХАЛЬНЫЙ АГНЕЦ»?
Это «Христос, принесенный в жертву за нас». Кровь
на перекладине и косяках дверей символизировала
пробитые гвоздями руки, ноги и чело в терновом
венце.
Кровь Его — это знамение освобождения грешников
от рабства дьявола.
Мясо, испеченное на огне, — это агония страданий
невинного Сына Божия.
Пресный хлеб — Его чистота и истина, а горькие
травы — это память о горьком рабстве.
ХЛЕБ И ЧАША — это символы, которыми мы выражаем
веру в Распятого за наши грехи.
«Пасха наша — Христос, принесенный в жертву за
нас!»
После выхода из рабства Христос вручил Моисею
«Закон свободы» (Иак.2:12).
В первой же Заповеди Бог написал Свою Пасху (евр.
«Пасха» — пощада, проявление сострадания,
милосердия, прощения): «Я Господь, Бог твой,
Который вывел тебя из земли Египетской, из дома
рабства. Да не будет у тебя других богов пред
лицем Моим». Эти слова написал Своею рукою
Христос, Сын Божий (см. Исх.31:18; 32:15-16; Втор.10:1-5; Исх.3:14;
Иоан.8:58).
«Не делай себе кумиров, изображений (греч. «икон»),
почитай Мое имя, святи Мой субботний день;
почитай родителей, не убивай, не изменяй
супружеской верности, не кради, не обманывай, не
завидуй».
Нарушая одну из этих Заповедей, ты снова
делаешься рабом, пленником дьявола. Соблюдая их,
ты пребываешь в свободе, которую Я дарую тебе».
Заповеди — это опресноки праведности Христовой,
Его чистоты и истины.
Апостол Павел писал (1Кор.5:7-8): «Итак, очистите
старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так
как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан
за нас. Посему станем праздновать не со старою
закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с
опресноками чистоты и истины».
Праздновать Пасху, не принимая свободы от греха,
«чистоты и истины» Заповедей Христовых — этого
недостаточно.
И далее Павел упоминает многих израильтян,
которые праздновали Пасху, вышли из рабства
Египетского, но из-за своей причастности ко греху
погибли.
1Кор.10:1-6: «Отцы наши ВСЕ были под облаком, и все
прошли сквозь море, и все крестились в Моисея в
облаке и в море, и ВСЕ ЕЛИ одну и ту же духовную
пищу, и все пили одно и то же духовное питие из
духовного последующего камня; камень же был
Христос. Но не о многих из них благоволил Бог; ИБО
ОНИ ПОРАЖЕНЫ БЫЛИ В ПУСТЫНЕ. А это были образы для
нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они
были похотливы».
Многие из тех, кто отпраздновали Пасху, погибли в
пустыне. Почему? Чего же ожидал от них Господь?
Исх.19:5: «Итак, если вы будете слушать гласа Моего
и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из
всех народов».
«Если будешь тщательно исполнять все Заповеди,
которые заповедую тебе сегодня» (Втор.28:1).
Это же требование Божие остается в силе и в Новом
Завете, в христианскую эру. При наступлении
праздника Пасхи Иисус сказал Своим ученикам:
«Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви
Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и
пребываю в Его любви» (Иоан.15:10).
Праздновать Пасху — значит пребывать в Его любви,
соблюдая Его заповеди.
В те дни многие иудеи традиционно пришли в
Иерусалим праздновать Пасху. Но с каким чувством?
Евангелие повествует, что в то время, когда в
храме готовили к жертвоприношению прообразного
агнца, священники и весь народ стояли перед
Пилатом, требуя смерти Христа.
«Говорят ему все: «Да будет распят!». Правитель
сказал: «Какое же зло сделал Он?». Но они еще
сильнее кричали: «Да будет распят!». Пилат, видя,
что ничего не помогает, но смятение
увеличивается, взял и умыл руки перед народом и
сказал: «Невиновен я в крови Праведника Сего;
смотрите вы». И, отвечая, весь народ сказал:
«Кровь Его на нас и на детях наших» (Матф.27:22-25).
«Распятие — жестокая, мучительная, ужасная
смерть для рабов и преступников. Предварительные
пытки: бичевание, поругание, осмеяние были такими
же жестокими, как и распятие. Кнут делался из кожи,
к которой прикрепляли заостренные кусочки
железа, свинца или костей. Жертву раздевали и
привязывали к столбу. Плеть вспарывала
обнаженную спину, и кровь лилась ручьями. Затем
на плечи возлагали крест и вели по городу,
подвергая публичному осмеянию. Потом жертву
клали на крест и вбивали гвозди в запястья рук и
ступни ног. Чтобы вдохнуть воздух, нужно было
приподнять себя на пронзенных гвоздями ногах, и
так продолжалось до тех пор, пока все силы не
истощались и тогда начиналось удушье» (Андерсон,
«Уникальная Божья любовь»).
Смерть Христа наступила после трех часов мучений
от разрыва сердца. Христос был истерзан, избит и
поруган. От темени головы до подошвы ног Он был
весь в ранах и крови.
Когда священник поднял нож, чтобы заколоть
прообразного агнца при храме, Иисус в тот час
произнес на кресте: «Совершилось! Отче, Отче, в
руки Твои отдаю дух Мой!»
Священников беспокоило лишь одно: «Иисус сказал:
«После трех дней воскресну».
«Пилат сказал им: «Имеете стражу; пойдите,
охраняйте, как знаете». Они пошли, и поставили у
гроба стражу, и приложили к камню печать» (Матф.27:62-66).
«По прошествии же субботы, на рассвете первого
дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария
посмотреть гроб. И вот, сделалось великое
землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с
небес, приступив отвалил камень... Ангел же,
обратив речь к женщинам сказал: не бойтесь, ибо
знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь:
Он воскрес, как сказал» (Матф.28:1-6).
В тот же день, 15 Нисана, когда в храме должны были
возносить первый сноп жатвы, «сноп потрясения» (Лев.
23:10-15), Христос представил первые трофеи Своей
победы над смертью — воскресших для житницы
небесной.
«И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых
воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении
Его, вошли во святый град и явились многим» (Матф.27:52-53).
Пасха Господня спасает не только живых, но и
умерших праведников. «Ибо если мы веруем, что
Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог
приведет с Ним» (1Фес.4:14).
Верим ли мы в Воскресение Христово?
Что можно ответить на приветствие: «Христос
Воскрес!» — «Воистину воскрес!»
Но Пасха на этом не закончилась.
Христос сказал: «Не буду есть ее до тех пор, пока
она не совершится в Царстве Божьем» (совр.
перевод Лука 22:16).
Завершение Пасхи — это Второе пришествие Христа
во славе для нашего избавления.
«Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела
и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе
воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых
вместе с ними восхищены будем на облаках в
сретение Господу на воздухе, и так всегда с
Господом будем. Итак утешайте друг друга сими
словами» (1Фес.4:16-18).
В 14 главе книги Откровения показана большая
группа спасенных от нашей Земли. «Раньше Иоанн
видел их переносящими страшнейшие испытания: он
видел их осужденными на смерть. Но в самый
страшный час они были ИЗБАВЛЕНЫ, и теперь они
стоят вместе с Агнцем. Вечность принесла им покой
и мир от битв и сражений земли» (Откр.14:1).
«Они поют новую песнь пред престолом Божиим,
песнь Моисея и Агнца, — это ПЕСНЬ ИЗБАВЛЕНИЯ. Это
песнь ими пережитых опытов, каких никто не
перенес, кроме них. Они пришли от великой скорби;
они пережили такое трудное время, как никто из
живущих на Земле; они пережили агонию ночи Иакова;
они жили без Посредника во время излития
последних семи язв и судов Божиих.
Но они были ИЗБАВЛЕНЫ, потому что «омыли одежды
свои и убелили их в крови Агнца». Они видели, как
земля была опустошена голодом и язвами, как
солнце жгло людей огнем, и сами они переносили
страдание, голод и жажду. «Но они не будут уже ни
алкать, ни жаждать, ибо Агнец будет водить их на
живые источники вод и отрет Бог всякую слезу с
очей их» (Э.Уайт.Великая борьба, с.649).
«Приди, Мой народ, — скажет Иисус, — вы пережили
большие испытания и исполнили Мою волю, вы
страдали ради Меня; войдите на ВЕЧЕРЮ, и Я,
опоясавшись, буду служить Вам» (там же).
Сохраняя верность Богу, мы имеем надежду вкушать
от плодов дерева жизни и пить из источника воды
живой.
В городе Божьем не будет ночи. Мы всегда будем
ощущать свежесть никогда не прекращающегося
утра. Мы, наконец, обретем свою Родину!
«Благодарение Богу, даровавшему нам победу
Господом нашим Иисусом Христом» (1Кор. 15:57),
«призвавшего нас к участию в наследии святых во
свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего
в царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы
имеем ИСКУПЛЕНИЕ Кровию Его» (Кол.1:12-14).
Владимир Шульга,
пастор.