Воскресный день грядет?
Более ста лет назад Элен Уайт
предупреждала христиан и весь мир о том, что «два
великих заблуждения — бессмертие души и
святость воскресного дня — отдадут людей во
власть сатаны. В то время, как первое из них
закладывает основание для спиритизма, то второе
сближает протестантизм с Римом. Протестанты США
первыми протянут руку спиритизму; затем они
перешагнут бездну, чтобы подать руку римской
власти (имеется в виду папство). Под влиянием
этого тройственного союза наша страна пойдет по
пути Рима в попрании свободы совести».
Сегодня мы — свидетели беспрецедентного
исполнения этого предсказания. Суббота
подвергается нападкам не только со стороны
ученых — сторонников соблюдения воскресения,
опубликовавших свыше 30 докторских диссертаций,
посвященных отрицанию Субботы и поддержке
соблюдения воскресного дня, как данного Библией
установления, но также и со стороны бывших
приверженцев соблюдения субботы.
31 мая 1998 г. Папа Римский Иоанн Павел II опубликовал
пространное (содержащее почти 40 страниц текста)
пасторское Послание «Dies Domini» (День Господень), в
котором он горячо призывает восстановить
соблюдение воскресного дня, особенно
присутствие в этот день на богослужениях.
Казалось бы, можно не обращать серьезного
внимания на это заявление, учитывая, что, как
автор соблюдения воскресения, Римско-католическая
церковь всегда отстаивала святость этого дня,
нередко даже с помощью огня и меча. Однако этот
документ имеет огромное историческое значение,
поскольку в нем Папа обращается к критической
проблеме профанации Воскресенья «на пороге
великого юбилея — 2000-летия Рождества Христова».
Папа понимает, что кризис, связанный с
соблюдением воскресного дня, отражает кризис
Католической церкви и христианства вообще.
«Поразительно низкая» посещаемость воскресной
службы отражает, с точки зрения Папы, тот факт,
что «вера слаба и убывает». Если эта тенденция не
изменится, то на пороге третьего тысячелетия
может возникнуть угроза будущему Католической
церкви. «Воскресенье, — утверждается в послании,
— определяло структурные рамки истории Церкви
на протяжении 2000 лет».
Социологи утверждают, что Западная Европа в
настоящее время переживает постхристианскую эру,
поскольку менее 10% христиан посещает Церковь.
Значительная часть католиков (вероятно, и
православные) за всю жизнь Церковь посещают два-три
раза: во время крещения, бракосочетания и
крещения ребенка.
Теологическое обоснование Папы соблюдения
Воскресенья
Послание Папы вызывает повышенный интерес
потому, что, в отличие от аргументов, к которым
Католическая церковь прибегала раньше, прямо
отстаивая свое право менять Божьи установления,
Иоанн Павел II пытается найти теологическое
обоснование для соблюдения Воскресенья. Он даже
ссылается на четвертую Заповедь Закона Божьего,
требуя при этом, чтобы эта обязательность
подкреплялась законодательно. Он, в частности,
пишет: «Для того, чтобы в полной мере осознать
значение Воскресенья, нам следует перечитать
великую историю творения и углубить наше
понимание теологии Субботы».
Далее в послании утверждается, что Воскресенье,
как День Господень, осуществляет функции Субботы,
связанные с сотворением мира и спасением.
«Аспект христианского Воскресенья, — говорится
в Послании, — особенным образом является
исполнением ветхозаветной Субботы...»
«В День Господний, который связывается Ветхим
Заветом с деятельностью Бога по сотворению мира (ср.
Быт.2:1-3; Исх.20:8-11; Втор.5:12-15), — поясняет Папа, —
христиан призывают свидетельствовать о новом
творении и Новом Завете, осуществленными в
пасхальном таинстве Христа. Празднование
сотворения мира отнюдь не отменяется, но
приобретает более глубокий смысл с точки зрения
«Христоцентризма»... Память об освобождении в
результате Исхода также приобретает свой полный
смысл в Смерти и Воскресении Христовом. Поэтому
Воскресенье — это не просто «замена» Субботы, но
ее реализация, а также, в некотором смысле, ее
продолжение и высшее выражение в процессе
определенного свыше развертывания истории
спасения, достигающей в личности Христа своей
кульминации».
Далее Папа утверждает, что «христиане Нового
Завета сделали первый после субботы день
праздничным, поскольку они узнали, что
сотворение мира и спасение, отмечаемые в
субботний день, нашли свое самое полное
выражение в Смерти и Воскресении Христовом, хотя
окончательная реализация этого дня наступит
только с пришествием Христа во Славе».
Как видим, довольно интересное, хотя и
замысловатое доказательство. Можем лишь сказать,
что попытка Папы рассматривать Воскресенье как
«законную реализацию Субботы» оригинальна,
однако лишена библейского и исторического
подтверждения. В Библии отсутствует
подтверждение того, что христиане Нового Завета
когда-либо истолковывали день воскресения
Христа как «символ реализации» и «полное
выражение», относящее
ся к сотворению мира и спасению. В Новом Завете
вообще не придается никакого литургического
значения дню воскресения Христа, связанного с
поклонением Богу.
Если бы Иисус пожелал увековечить память о Своем
воскресении, Он повелел бы записать заглавными
буквами, что этот день надлежащим образом должен
быть увековечен в связи с указанным событием.
Однако ни одно из высказываний воскресшего
Спасителя не делает даже намека на превращение
дня воскресения в новый день покоя, как, например,
Его установления о соблюдении Субботы, крещении
или Вечери Господней, о которой ясно было Им
сказано: «Сие творите в Мое воспоминание» (Луки
22:19). Такая «эволюция» имела место в
послеапостольский период в результате
взаимодействия политических, социальных и
религиозных факторов (см. С.Баккиокки, «От
Субботы к Воскресенью»).
С исторической точки зрения, первый день недели
получил название «Дня Воскресенья» лишь с IV ст. (см.
Eusebius of Caesarea, «Patrologia Graeca» 23, 1168; «Apostolic Constitutions» 2, 59,
3). В первые столетия нашей эры Воскресенье вообще
не рассматривалось как реализация функций
Субботы, связанных с сотворением мира и
спасением.
Начиная со II столетия, были попытки соединить
Воскресенье с неделей творения, однако с
совершенно других позиций. Как День Солнца, он
отождествлялся с первым днем недели творения по
той причине, что в этот день Бог создал свет. В то
время такой факт являлся подходящим оправданием
для соблюдения «Дня солнца» как источника света.
В своей «Антологии императору Антонину Пию» (около
150 г. н.э.) Юстин пишет, что христиане собираются
вместе в «День солнца», чтобы отметить первый
день творения, «в который Бог, преобразуя тьму и
первоматерию, создал мир» (с.67,7). Христиане, как
указывает кардинал Ж.Данилу, рано обратили
внимание на совпадение между созданием света в
первый день и почитанием Солнца, совершавшимся в
тот же самый день (см. «Библия и литургия», с.253, 255).
По утверждению адвентистского ученого С.Баккиокки
на основании многочисленных документов, такая
связь могла быть установлена в
послеапостольский период, когда возникла
потребность найти оправдание отказу от Субботы и
принятию Дня Солнца.
Развитие этих событий началось в период
правления императора Адриана (117-138 г. н.э.) в
результате принятия антииудейского
законодательства, запрещавшего практику
иудаизма вообще и соблюдение Субботы в частности.
Цель этих законов состояла в уничтожении
иудаизма как религии в то время, когда среди
евреев возродилась надежда на пришествие Мессии,
и это ожидание разразилось яростными
восстаниями в различных частях Римской империи,
особенно в Палестине (см. «От Субботы к
Воскресенью», с.178-182).
Чтобы избежать действия репрессивных
антиеврейских и «антисубботних» законов,
большинство христиан приняло празднование Дня
Солнца, таким образом показывая римским властям
свое отличие от евреев, а также солидаризацию и
интеграцию с обычаями и календарными циклами
Римской империи. В целях же теологического
оправдания поклонения Богу по воскресным дням
христиане ссылались на создание Богом света в
первый день творения и восход «Солнца
Справедливости», причем оба эти факта
соответствовали «Дню Солнца». Для примера
приводим одно лишь высказывание: «Если язычники
называют его Днем Солнца, то мы с наибольшей
готовностью признаем его таковым, поскольку
именно в этот день в мире появился свет и взошло
Солнце Справедливости» («Corpus Christianorum Series Jatina» 78,
550, 1, 52).
Все эти доказательства свидетельствуют о том,
что христиане вовсе не «спонтанно» стали
рассматривать Воскресенье Христово в связи с
сотворением мира и спасением, как это
утверждается в Послании Папы.
В этой связи можно было бы задать Папе Иоанну
Павлу II ряд важных вопросов.
Если Суббота была установлена Богом в
ознаменование сотворения Им нашего мира и
спасения (с чем соглашаются сторонники святости
Субботы), то какое право имела Церковь объявлять
Воскресение «законным осуществлением», «полным
выражением» и «расширением» Субботы? Значит ли
это, что после принятия христианства Суббота чем-то
дискредитировала себя, а поэтому не могла дальше
служить ознаменованием сотворения мира и
спасения? Разве в пасхальном таинстве не
задействованы три дня недели: пятница, суббота и
воскресенье?
Почему же только Воскресенье следует избирать
для прославления искупительной жертвы Христа, в
то время, как Его Спасительная миссия была
завершена именно в Пятницу после полудня, когда
Иисус воскликнул: «Совершилось!» (Иоан.19:30)? В
Субботу же Он отдыхал во гробе по Заповеди. Не
означает ли это, что здесь показана
последовательность Божества, и подобно Божьему
покою в конце творения, Иисус покоился в этот же
день после Его спасительной миссии? Как можно
придавать Воскресенью эсхатологический смысл
покоя и окончательного обновления, ожидающего
народ Божий, если в Новом Завете такой смысл
придается Субботе? «Посему для народа Божия еще
остается (не устанавливается новый день)
субботство» (Евр.4:9). Таким образом послание Папы
игнорирует библейское значение Субботы,
включающее три понятия: празднование в
ознаменование совершенного Богом творения,
законченное спасение и окончательное обновление
на Новой Земле.
«Моральный долг соблюдения Воскресенья»
В своем послании «моральным долгом
соблюдения Воскресенья» Папа считает тот факт,
что он основан на самой Четвертой Заповеди (!!)
Божьего десятисловного Закона. В этой связи он
пишет: «Следовательно, христиане обязаны помнить
о том, что, хотя обычай соблюдения еврейской
Субботы от нас ушел в силу «осуществления» этого
дня Воскресением, основные причины для
соблюдения священного «Дня Господня»,
торжественно запечатленного в Десяти Заповедях,
остаются в силе, хотя и нуждаются в новой
интерпретации во свете теологии и духовности
Воскресенья».
Однако попытка обосновывать моральный долг
соблюдения Воскресенья, исходя из Заповеди о
Субботе, никогда не достигала цели. Дело в том,
что большинство христиан осознавали коренное
различие этих двух дней не только в их названиях
и порядковых числах, но также и в их
происхождении, значении и характере переживания!
Если соблюдение Субботы имеет отношение к
сотворению мира и установлено Богом, то
Воскресенье — ни что иное, как послеапостольское,
человеческое установление, не подкрепленное
Писанием. Кроме того, в последовательном
изложении Заповедей Закона Божьего Католической
церковью, установление о соблюдении
праздничного дня значится третьей Заповедью, а
не четвертой.
Ссылку на Четвертую Заповедь можно объяснить ни
чем иным, как признанием того факта, что именно
она может наиболее эффективно убедить христиан в
необходимости священного отношения к Закону
Божьему. Тем не менее, всем известно: Воскресенье
— это не Суббота.
«Юридическое обоснование соблюдения Воскресенья»
В пасторском Послании Папы справедливо
отмечается, что до обнародования римским
императором Константином в 321 г. н.э. Закона о
воскресном дне, «его соблюдение не находилось
под защитой гражданского законодательства». Во
многих случаях христиане присутствовали на
утренней церковной службе, а затем проводили
остаток воскресного дня, занимаясь своей
профессиональной деятельностью. Таким образом,
по словам Папы, указ Константина дал христианам
возможность «беспрепятственно» соблюдать этот
день.
Далее в послании подчеркивается, что «даже после
падения Римской империи» церковные соборы не
переставали настаивать на гражданском
законодательстве в пользу соблюдения этого дня.
Продолжая свою аргументацию, глава Римско-католической
церкви настаивает, что «в исторических условиях
нашего времени со стороны государства
сохраняется обязательство по обеспечению
возможностей для всех людей наслаждаться
свободой, покоем и отдыхом от работы, требуемым с
точки зрения достоинства человека, а также
удовлетворения его религиозных, семейных и
культурных нужд; потребности во взаимном общении,
что достигается с трудом при отсутствии гарантии
на соблюдение, по крайней мере, одного дня недели,
когда люди могут как отдыхать, так и
присутствовать на церковной службе».
Папа полагает, что законодательство о воскресном
дне особенно необходимо «в наше время в виду
материальных, социальных и экологических
проблем, порожденных техническим и
индустриальным прогрессом». «Следовательно, —
заключает он, — с учетом особенностей нашей
эпохи христиане будут естественным образом
прилагать усилия к тому, чтобы гражданским
законодательством обеспечить уважение их долга
соблюдать Воскресенье в качестве святого дня».
Как видим, с точки зрения главы самой крупной
религиозной организации, законы о воскресном
отдыхе необходимы не только для содействия
религиозному соблюдению Воскресенья, но также
«для благоприятствования социальным, культурным
и семейным ценностям».
Оценивая призыв Папы к изданию законов о
соблюдении святости Воскресенья, следует все же
проводить различие между его обоснованной
заботой о социальном, культурном, экологическом
и религиозном благополучии общества и теми
неудобствами, которые такое законодательство
может причинить религиозным меньшинствам,
предпочитающим отдыхать (по религиозным или
личным соображениям) и совершать богослужения в
Субботу или в другие дни недели. Не следует
игнорировать тот факт, что сегодня мы живем в
плюралистическом обществе, в котором, например,
адвентисты, евреи и некоторые другие группы
людей признают святым седьмой день — Субботу, а
мусульмане — Пятницу.
Если сторонники соблюдения Воскресенья ожидают
от государства законодательной поддержки этого
дня, как предназначенного для отдыха и
богослужений, то и сторонники соблюдения Субботы
имеют такое же право ожидать от государства
аналогичного признания. Чтобы обеспечить
справедливость в отношении различных
религиозных и нерелигиозных групп, государству
пришлось бы принимать законы, гарантирующие для
разных людей отдельные дни для их отдыха и
совершения богослужений. Можно с трудом
вообразить себе такое законодательство, ибо оно
раскололо бы наше экономическое и общественное
устройство.
Законы о воскресном дне все еще существуют в
кодексах ряда американских штатов, но они
символизируют отвратительное наследие
нетерпимости прошлого. Люди возмущаются при
любых попытках государства навязать им
соблюдение религиозных обычаев. Основной
принцип Первой поправки к Конституции США
состоит в том, что «Конгресс не издает законов
относительно введения религии».
В настоящее время законы о воскресном дне
излишни, поскольку короткая рабочая неделя с
двумя-тремя выходными позволяет большинству
людей беспрепятственно соблюдать субботний или
воскресный день. Если и существуют проблемы, так
это в том, что работодатели в различных странах
не расположены принимать во внимание
религиозные убеждения своих рабочих или
служащих. Именно для таких случаев нужна
поправка к закону «О религиозной свободе»,
предназначенная побудить работодателей
приспосабливаться к религиозным убеждениям
своих работников, если, конечно, эти убеждения не
причиняют их компаниям чрезмерных неудобств.
Отклики на послание «Dies Domini»
Как обычно в таких случаях бывает,
апостольское Послание Папы вызвало в
религиозных кругах во всем мире неоднозначную
реакцию. Американская газета «Детроит Ньюз»
опубликовала статью под названием: «Призыв Папы
к поклонению приветствуют». В статье приводятся
высказывания отдельных сторонников католицизма.
Так, женщина-католичка говорит: «Я желаю, чтобы
возвратились старые времена, когда Воскресенье
было «Днем Господним». Я полностью согласна с
Папой».
На послание Папы откликнулись и некоторые
духовные лица Римско-католической церкви. Один
из них сказал: «Это самые мощные слова, которые
когда-либо исходили от его святейшества. Папа
справедливо утверждает, что каждый нарушитель
святости воскресенья должен быть наказан как
еретик».
«Мы должны сразу же отметить, — говорит
архиепископ Г.М.Анджело, — что святой отец не
открыл ничего нового относительно серьезности
наших обязанностей... Он лишь напоминает о том,
что давно записано в «Катехизисе» Католической
церкви: «Те, которые сознательно нарушают эти
обязанности, совершают страшный грех». А епископ
Пьеро Марини, который вместе с Папой подписал
указанное послание, подчеркнул: «В контексте
приготовления к Великому Юбилею 2000 года, перед
нами стоит наибольшая задача: сделать воскресный
день действительно святым... Папа придает
Воскресенью исключительный элемент личности
христианина и Церкви, что станет характерным для
поколений нового тысячелетия...»
Что же касается адвентистов седьмого дня, то они
увидели в энциклике Папы сигнал тревоги, который
должен разбудить верующих от лаодикийской
спячки, поскольку знают, что именно Суббота в
конце истории мира станет пунктом серьезного
испытания на верность Господу.
Этот тревожный сигнал усиливается еще и тем
обстоятельством, что становится очевидным
предусмотренное пророчеством объединение
протестантизма и католицизма. Комментируя (Откр.17:1-6),
известный церковный исследователь и богослов
Дейв Хант пишет: «Самое значительное событие за
последние 500 лет церковной истории произошло 29
марта 1994 г. и получило название «Свершившийся
факт». В тот день ведущие представители
евангелических церквей Америки подписали с
католиками совместную декларацию, озаглавленную:
«Евангелические христиане и католики вместе:
христианская миссия в третьем тысячелетии».
Фактически этот документ сводит на нет все
достижения Реформации и, вне всякого сомнения,
будет иметь далеко идущие последствия для
христианского мира в грядущие годы» («Женщина
верхом на звере», с.5).
Известно, что пророческий Вавилон символизирует
всемирный Союз католицизма, спиритизма и
протестантизма, объединенных всемирной
политикой. Однако факты многолетней истории
свидетельствуют, что любой союз, в который входит
Католическая церковь, предусматривает
главенство этой многочисленной всемирной
религиозной организации. Паритет и равенство
этой церковью никогда не признавались.
Послесловие к энциклике «Dies Domini»
Сегодня многие верующие, не принадлежащие к
Католической церкви, задают себе вопрос,
насколько искренне Папа Иоанн Павел II
заинтересован в повышении духовности своей
паствы и христианства вообще. Что скрывается за,
казалось бы, безобидным желанием повысить
значение и святость первого дня недели?
Папа не может не знать, что государственные
законы не способствуют разрешению кризиса,
заключающегося в снижении посещаемости
богослужений. В большинстве европейских
государств такие законы действуют уже в течение
многих лет. По воскресным дням большинство
предприятий не работают, закрыты магазины. Но
содействуют ли эти законы посещаемости церкви?
Безусловно, нет!
Если же Папа действительно переживает за
нравственное состояние общества, то церкви,
вероятно, нужно начинать не с законодательных
актов, а с нравственного и духовного обновления
своих членов. Многим христианам и особенно
духовным руководителям следовало бы осознать,
что религия — не просто культурное наследие
прошлого, к которому человек проявляет уважение,
посещая время от времени храм. Христианство —
это вручение себя Христу, полное посвящение,
происходящее в благословенные субботние дни,
когда прекращаем трудиться в течение 24-х часов (а
не одного часа литургии), позволяя Спасителю
более полно и свободно, нежели в другие дни,
совершать Его работу в нашей жизни.
Выход из кризисной ситуации, связанной со
снижением посещаемости богослужений, следует
искать не в силовом решении этого вопроса, а в
духе любви, призывая людей жить в соответствии с
нравственными принципами Десяти Заповедей.
Четвертая Заповедь Божьего Закона особенным
образом призывает христиан «помнить» то, что как
раз многие забыли, а именно: седьмой день —
Суббота — освящен Самим Творцом, а потому
неприкосновенен для «манипуляций» человека,
даже если он — Папа Иоанн Павел II.
Суббота продолжает находиться под
непрекращающимся перекрестным огнем. Однако от
этого страдает не день субботний, а человечество,
для которого он был создан. Лишенные физического,
умственного и духовного обновления, которое
призвана обеспечить Суббота, многие люди в наше
время ищут внутренний покой, принимая различные
таблетки, наркотики, алкоголь, посещая
оздоровительные клубы, занимаясь медитацией или
проводя отпуска на экзотических островах. Однако
посредством субботнего покоя и тихого влияния
Святого Духа Спаситель обращается к каждой
страждущей душе: «Придите ко Мне... и Я успокою
вас» (Матф.11:28).
Николай Жукалюк
По материалам
религиозной прессы
и дискуссии с участием
С.Баккиокки,
профессора теологии
университета Эндрюса, США.