Продолжение и окончание:
Подобно ударам сторожевого колокола звучат слова Откровения, последней книги Библии. 13-я глава Откровения Иисуса Христа содержит пророчество, впечатляющее необычайной силой своей выразительности. 120 лет тому назад адвентистские комментаторы, исследуя это пророчество, пришли к твёрдому выводу, что символы 13-й главы свидетельствуют о двух религиозно-политических системах, действующих в мире.
Первая система – зверь с 10-ю рогами – представляет собой папство, которое опиралось на 10 рогов – 10 романо-германских государств в Западной Европе, расположенных в границах бывшей Западной Римской империи. Этот зверь получил рану от меча, но исцелился от смертельной раны. Двенадцать с половиной столетий папство духовно властвовало над народами Западной Европы. Реформация XVI столетия поколебала этот безраздельный контроль в вопросах веры. Последовавшая в XVIII столетии французская революция нанесла удар политическому могуществу пап. Таким образом была нанесена рана тем мечом, на силу которого опирались папы. Но эта смертельная рана, к удивлению, затянулась.
Мы переживаем сегодня время, когда папство идёт на поправку, неожиданно завоёвывая огромный авторитет в мире.
Эта же глава Откровения говорит и о втором звере, который вступает в партнёрство с первым. Этот второй зверь имеет внешне мирный вид: у него два рога, подобные рожкам ягнёнка. Рога, по библейской символике, означают принципы власти. Этот второй зверь по времени появляется после первого. История показывает, что именно со времени французской революции 1789 года папство потеряло свою силу в Европе (папа Пий VI был пленён революционной армией в 1798 г.). И, как свидетельствует историк, «окончательное устройство Соединённые Штаты получили в 1789 году, в одно время с началом французской революции» (Н. Кареев. Общий ход всемирной истории. СПб, 1909, стр. 267).
Итак, второй зверь с двумя [агнчими] рогами – символ США. И вот что означают два их рога: «Северо-Американские Соединённые Штаты были во всемирной истории первой большой буржуазно-демократической республикой. Кроме того, в новом государстве восторжествовал индепендентский принцип религиозной свободы» (там же). Два рога, подобные агнчим – два основных государственных принципа гражданской и религиозной свободы, отличавшие США от всех государств, существовавших ранее и не признававших этого принципа.
Однако пророчество предсказывает, что в этом государстве произойдут глубинные изменения. Внешне мирный зверь «заговорит, как дракон». Обратим внимание на противоположности, присущие второму зверю, который, имея внешний мирный вид, «говорил, как дракон».
Как произошло совмещение противоположных качеств? Вначале провозглашённые принципы гражданской и религиозной свободы привлекли в США из всех стран Европы множество людей, для которых были дороги эти принципы. Гонимые в континентальной Европе и Англии пуритане, индепенденты, гугеноты и другие протестанты устремились к далёким берегам Северных Соединённых Штатов, здесь были созданы новые поселения, где люди не опасались за свободу своей совести. Вслед за ними двинулись за океан многочисленные толпы искателей наживы, всякий многоплемённый народ, искавший лучшей доли.
В своём произведении «Большие деньги» известный американский писатель Дос Пасос писал: «Наша страна Америка оказалась побеждённой иностранцами, вывернувшими наизнанку наш язык и превратившими чистые слова, которыми говорили наши отцы, в скользкие и грязные. Нанятые ими люди сидят в судейских креслах. Они бездельничают, положив ноги на стол, под куполом здания законодательного органа штата. Они не знают наших убеждений. У них есть доллары, оружие, вооружённые силы, электростанции. Они построили электрический стул и наняли палача, чтобы включить ток. Итак мы – две нации» («Литературная история Соединённых Штатов Америки», т. III, стр. 436, М., 1979).
Известный деятель Верховного суда Холмс провозглашал: «Лучшее мерило истины – это сила мысли, заставляющая считаться с собой в условиях рыночной конкуренции» (там же, стр. 407). Это не были слова, сказанные за чашкой кофе в кругу семьи. Холмс был тем человеком, который внедрял новую американскую философию прагматизма в основы законодательства. Эта философия стала самой популярной в Америке, она утверждает, что истинным является то, что приносит пользу и даёт выгоду. Ничто не находилось в столь кричащем противоречии с евангельской моралью, как этот принцип. Ничто так не подтачивает истинный дух нации, как развитие потребительского мещанского идеала. «Ибо корень всех зол [есть] сребролюбие, [которому предавшись, некоторые уклонились от веры ...]».
После первой мировой войны США вступили на путь, который отличает их историю от предыдущего периода. В начале текущего [XX-го] века США имели армию [численностью в] всего около 30 000 человек (даже меньшую, чем соседняя с ними Мексика). Это была страна фермеров, предпринимателей и торговцев. За короткий срок она превратилась в военный гигант – самое вооружённое государство западного мира. Сегодня она «говорит, как дракон». Дух дракона – это развитие военно-монополистического капитала, это стремление к военной монополии не только на земле, но и в космосе. Это желание «низводить огонь с неба на землю пред людьми» (
Откр. 13).
Итак, внешне мирный зверь заговорил, «как дракон», и он будет требовать от других народов поклониться первому зверю, который оправился от смертельной раны. Характерным для обоих зверей являются их глобальные претензии господствовать «над всяким племенем, народом и языком». Если бы это были два государства, имеющие претензии на мировое господство, то, несомненно, они вступили бы в борьбу друг с другом.
Пророчество же говорит, что второй зверь постарается заставить людей поклониться первому зверю. Это возможно только тогда, когда разделены сферы влияния: один претендует на всемирную духовную власть, другой – на власть политическую. Что сближает сегодня эти две системы, которые некогда были идейными антиподами? Каждая из них видит в другой необходимое дополнение к достижению совместной цели. США располагают политическим могуществом, но не имеют сегодня глубоких идейных ориентиров. Папство имеет выработанную веками идеологию, но не обладает политическим могуществом. Вот подлинная основа «общности идеалов», которую после столь долгого времени обнаружили дипломаты обеих сторон.
Опасное сближение происходит и в религиозной области между протестантизмом и католичеством. Известный лютеранский богослов А. Гарнак с горечью писал: «На этом пути ... протестантизм грозит превратиться в жалкое повторение католичества ... Католизация евангелических церквей, [--] я не хочу сказать, что они станут папскими, но всё же церквами закона, учения и обрядности, [--] является поэтому жгучей опасностью ...» (А. Гарнак. Сущность христианства, стр. 161). Повторение характерных признаков католичества в протестантизме подготавливает «образ зверя» в США (
Откр. 13, 14).
Итак, совокупность признаков, указанных в 13 главе Откровения, часть которых мы вкратце рассмотрели, определённо говорит о приближающейся опасности. Поэтому понятно, что все, кому дороги принципы свободы, были встревожены. И в самих США прозвучал протест против установления дипломатических отношений с Ватиканом. Его опубликовали во всех ведущих газетах США. Инициатором этого протеста была Церковь Адвентистов седьмого дня, её поддержали Церкви Баптистов, Евангелическая Церковь, а также Союз протестантских церквей США.
Вот основные тезисы этого заявления:
1. Церковь Нового Завета не есть государство.
2. Принцип отделения церкви от государства не должен
нарушаться.
3. Заключение дипломатических отношений с Ватиканом
противоречит Конституции США.
4. Все остальные церкви оказываются в неравном поло-
жении, раз одна из них может иметь своих дипломатов в
стране.
Зачем католической церкви свой центр превращать в государство? Не говоря уже о том, что это явно противоречит словам Христа «Царство Моё не от мира сего», это противоречит и общепринятым принципам разделения функций церкви и государства.
Сегодня существуют другие всемирные религиозные центры, и они вполне обходятся без того, чтобы создавать свои «государства» в тех государствах, где они расположены. Подобным образом могла бы существовать и католическая церковь, не претендуя на особый статус.
Государства, заключающие дипломатические отношения с Ватиканом, тем самым проявляют солидарность с церковью, которая ставит себя над другими религиями и присваивает несвойственный религии статус.
Мировая общественность должна бы обратить внимание на тенденции, ведущие к нарушению религиозно-гражданских отношений, развитие которых может серьёзно осложнить существующее положение.
________________________