Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

12.12.2011 19:42:11

На конференции в Москве обсуждали религиозный аспект взаимоотношений России и ее соседей

В Москве накануне прошла научная конференция на тему "Россия и ее соседи: духовные и общественные проблемы". Ее организаторами выступили три российских исследовательских организации: Научно-исследовательский центр религиозной литературы и изданий Русского зарубежья ВГБИЛ имени Рудомино (НИЦ РЛ ВГБИЛ), Научно-учебный центр изучения мировых религий РГГУ и Центр проблем модернизации и развития ИМЭМО РАН.

По словам директора НИЦ РЛ ВГБИЛ Евгения Рашковского, открывшего форум, его участникам предложено было рассмотреть проблему взаимоотношений России с бывшими советскими республиками и другими соседями в культурологическом, религиоведческом ключе, сообщает "Благовест-инфо".

Первый докладчик - Константин Михайлов (РГГУ), сообщение которого было посвящено теме "Россия и республики Балтии", утверждал, что с религиоведческой точки зрения прибалтийские республики сложно объединить в один регион. Латвия и Эстония больше похожи друг на друга. В первой из стран лютеране составляют 19%, православные - 16%, католики - около 5% и достаточно много неверующих. Эстония, в которой лютеран 13%, православных - 12,8%, 35-50% тех, кто считает себя атеистами, стяжала лавры самой атеистической страны Европы. Литва стоит особняком: здесь преобладают католики (70%), православных всего 4% и 8% лютеран.

Автор доклада привел статистику русскоязычного населения в балтийских республиках, процент которого не совпадает с числом православных. В целом после падения СССР в Прибалтике оказалась большая русская диаспора - не менее 18-20 млн, и положение ее сложно: по словам докладчика, российская власть и отчасти РПЦ рассматривают этих людей как "фактор своего влияния". В этом же подозревают русских и власти прибалтийских республик, но сами русские себя так не позиционируют. "Принадлежность к русской культуре для них очень важна, но большинство из них вовсе не мечтает о возвращении на историческую родину", - утверждал Михайлов.

Представители русского населения Прибалтики в российских СМИ часто автоматически воспринимаются как православные, однако "в массе" таковыми не являются, считает ученый.

Докладчик кратко проанализировал положение православных в каждой из республик и сделал вывод о том, что "говорить об изменениях в духовных отношениях Прибалтики и России надо не со стороны Прибалтики, а со стороны России". Судя по всему, это означает, что России и РПЦ следует переосмыслить приоритеты своей политики в отношении православных в Прибалтике.

Известный культуролог, доктор философских наук Игорь Яковенко избрал для анализа страны "глубокой Восточной Европы": Украину, Белоруссию, Молдавию. Он утверждал, что Россия, ведомая "имперской психологией", по-прежнему видит себя "центром вселенной христианского мира, которой противопоставляется Запад", тогда как бывшие советские республики тяготеют к возврату к своей "базовой европейской идентичности". "В стратегической перспективе все эти три страны уйдут в Европу, и наша задача - осознать это", - отметил докладчик.

Что касается конфессиональной ситуации, то в целом в названных республиках христианство более укоренено в быту, в традициях, чем в России, так как "каток атеизма" в меньшей степени прошелся по странам "глубокой Восточной Европы". Однако, как утверждал ученый, на Украине и в Белоруссии православие, будучи религией большинства, все более сдает свои позиции под напором динамики развития протестантизма. В Белоруссии это происходит несмотря на то, что власти этой страны протестантов, мягко говоря, не поощряют. А на Украине к 2020 году православные станут меньшинством среди христиан, сделал смелый прогноз культуролог, добавив, что "из Москвы это не видно".

Отвечая на вопросы, Яковенко назвал "бесперспективной" концепцию возрождения "Святой Руси", о которой так часто говорит Патриарх Кирилл. Ученый считает, что для РПЦ главная проблема - это не расширение своего влияния, а угроза превращения православия в "государственную религию". "Однажды настанет момент, когда священники РПЦ будут восприниматься как замполиты. Тогда дела РПЦ будут совсем плохи", - заключил выступавший.

Доклад о духовном аспекте взаимодействия России и Польши должна была сделать известный переводчик Елена Твердислова, однако из-за ее отъезда тему раскрыл доктор исторических наук, директор НИЦ РЛ ВГБИЛ Евгений Рашковский.

Сообщение носило, в основном, культурологический характер. Отмечая "близость языка и исторической судьбы" России и Польши, Рашковский подчеркнул, что Польша - "ментально другая". Необходимо учитывать дух "шляхетского республиканизма", "традиции диаспорного, безгосударственного народа", особую "барочность" мировосприятия, которая проявляется в стремлении "совместить несовместимое", - все эти черты, по его мнению, определяют польскую культуру.

Дав развернутый анализ российско-польского культурного взаимодействия на протяжении столетий, докладчик остановился на постсоветском периоде, для которого характерен "процесс наращивания православного меньшинства в Польше" за счет мигрантов из России и стран СНГ. Весь пафос сообщения Рашковского сводился к тому, что двум соседним народам пора закончить традиционное "разбрасывание камней". "Делить в польско-русских отношениях нечего, кроме фантомов старины", - утверждал ученый.

Он же выступил со следующим докладом - "Россия и "Кавказский космос". Сообщение содержало больше объемно поставленных вопросов, чем ответов, что следует из столь сложной проблематики, из понимания того, что "Кавказский космос" - не только вне пределов исторической Руси-России, но и "внутри нее". В чем единство "Кавказского космоса"? Уйдет ли Россия с Кавказа, с точки зрения культуры? Россия "больна Кавказом" или Кавказ "болен Россией"? Каковы перспективы христианства и ислама на Кавказе? Эти и ряд других вопросов предложил осмыслить Рашковский.

Далее на конференции обсуждались доклады Дины Малышевой "Россия и республики Центральной Азии", Игоря Захаренко "Россия и Китай: к истории взаимного постижения", Сергея Яценко "Россия и Монгольская степь", Бориса Малышева "Континент и Острова (Россия и Япония)". Краткий обзор выступлений будет опубликован в журнале ИМЭМО РАН.

Ссылки по теме:

Религиозные лидеры СНГ высказались о Карабахе, Ближнем Востоке и пороках современности

Источник:

Religio.Ru

Архив новостей

Облако тегов:
россия россии утверждал православных страны республики докладчик ученый европы прибалтики рашковский православные сообщение которого которой считает кавказский космос утверждал ученый восточной европы глубокой восточной своего влияния глубокой восточной европы

Наши ноги стояли во вратах твоих, Иерусалим


Паломническая поездка в Землю Обетованную, организованная Христианским центром «Фавор», была многообещающей с самого начала. Ведь программа тура была хорошо продумана и крайне насы...>>

Исследование: Половина взрослых американцев молятся ежедневно


США остаются очень религиозной страной с самыми побожными жителями среди богатых стран так называемого Запада, Об этом сообщает ВО СВЕТЕ со ссылкой на УНИАН. К т...>>

Иерусалимская конференция “Будущее Израиля в свете Откровения”


Писание даёт ясные обетования относительно будущего Израиля и Божьего плана спасения евреев. Пророки в мельчайших деталях предсказывали их второе рассеяние по миру и последующее во...>>

Что подарить на Новый Год папе (р)


Отправляясь на новогодние праздники к родителям — мы, конечно же, хотим порадовать их приятными подарками. И не всегда хватает идей, чтобы всем придумать что-то интересное. Наприме...>>

В Москве суд запретил христианам молиться в своей квартире


29 января Останкинский районный суд города Москва (Россия) запретил группе христиан молиться в коммунальной квартире. Об этом рассказал адвокат Константин Андреев на своей странице...>>

Как создать интернет-магазин: особенности, сложности и советы (р)


Современный бизнес обязан переходить в интернет, если он хочет не только остаться на рынке, но и развиваться, масштабироваться и совершенствоваться. Для этого необходимо разработат...>>

Ігор Плохой: «Сформувати соціальну доктрину церкви повинні богослови. Активісти допоможуть” (Ч. 2)


Друга частина бесіди журналіста Гната Меренкова з пастором, капеланом, учасником руху “Всі разом!” Ігорем Плохим. Тут йдеться про християнський традиціоналізм і проблематику ЛГБТ. ...>>