Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

13.04.2011 12:42:29

Участники семинара «Почему религии нет места в современных СМИ?» заявили о необходимости открытых дискуссий по проблемам церковной и церковно-общественной жизни

 Участники семинара «Почему религии нет места в современных СМИ?» заявили о необходимости открытых дискуссий по проблемам церковной и церковно-общественной жизни Экспертный семинар "Почему религии нет места в современных СМИ?" с участием известных журналистов, публицистов и религиоведов прошел 12 апреля в Синодальном информационном отделе РПЦ МП, сообщает "Патриархия.ру". 

В начале мероприятия председатель Синодального отдела В.Р. Легойда объявил о намерении развивать традицию проведения регулярных экспертных мероприятий и организации дискуссионных форумов, поскольку "живые, актуальные, дискуссионные вопросы, проблемные темы, которые связаны с сегодняшней жизнью Церкви и обсуждаются в медиа, нуждаются в осмыслении, в интеллектуальной рефлексии".

"Сегодня крайне необходимы одновременно и статусные, и постоянно действующие дискуссионные интеллектуальные площадки, которые работали бы в периоды между большими церковно-общественными форумами и были бы абсолютно открыты для всех, кто хочет принимать участие в подобных дискуссиях. Информационный отдел намерен частично заполнить эту нишу, организуя такие мероприятия", — отметил Легойда.

Участники семинара обменялись мнениями по поводу формата освещения в современных медиа религиозной проблематики, обозначили проблемные зоны, которые возникают перед религиозными организациями при работе в публичном пространстве, обсудили возможности для проповеди и разговора о религиозных ценностях, которые предоставляет сегодняшняя медиасреда.

По мнению Ивара Максутова, председателя Московского религиоведческого общества на философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, главного редактора портала Religo.ru, религия представлена в сегодняшнем медиапространстве несколькими образами: "Религия – как курьез, как необычная забавная история вроде священника на байке, священника – рок-музыканта. Следующее направление – тема страха, – религиозного экстремизма, форм террористической деятельности, каких бы то ни было радикальных форм. С другой стороны, существует отношение к религии как к умирающему явлению, как к пережитку, которое скоро исчезнет из пространства культуры. И способы ее умирания интересны современному медиа-пространству".

"Я  также заметил бы, что происходит фольклоризация православия. Оно подается, как лубок, – начал свое эмоциональное выступление Кирилл Фролов, глава Ассоциации православных экспертов, – И проблемы поста, как некого аскетического действа, например, – превращаются в проблемы диетологии. Современная реальность – фольклоризация сознания самого православного сообщества, где есть люди, которым совсем не хочется завоевывать СМИ". Фролов считает, что сегодня нужны не религиоведы, а высокопрофессиональные журналисты.

О недостаточной активности православного сообщества упомянул и Аркадий Малер, главный редактор портала Katehon.ru. Он так же упрекнул в некомпетентности журналистов, затрагивающих в СМИ вопросы религии. "Их претензии к Русской Православной Церкви находятся на уровне: "Вот, сожгли в Средние века Галилея!" И это – проблема их профессионального образования.

"Что же касается проблемы религиоведения, – заявил Аркадий Малер, – С моей точки зрения в его истории была одна субъективная проблема. Религиоведение как наука, возникшая в XIX веке, создавалось изначально для изучения архаических народов колониальных стран и архаических культур самой Европы. Поэтому религиоведческий язык и подходы за основу свою берут языческие традиции, языческие архаические культуры и проецируют представления, которые свойственны этим культурам, на христианство. Происходит и встречное движение, когда многие люди понимают православие – свою веру – абсолютно по-язычески. И когда они выдают фольклорные варианты христианского вероучения, это провоцирует журналистов писать о Церкви как об архаическом культе".

С неожиданного ракурса взглянул на современную жизнь Церкви в СМИ Роман Лункин, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, директор Института религии и права: "Сложилась неожиданная картина: с одной стороны Церковь и православие стали заложниками своего государственнического образа, то есть официальные встречи, официальный договоры – это глянцевый, официальный образ православия. И этому образу, достаточно жесткому и монолитному, противостоял образ в том числе других религиозных движений, например, сект.

При этом в статьях, которые раньше были посвящены сектам, сектанты осуждались не за обман и другое, за что их следует обвинять, а за то, что является признаком религиозной деятельности: за обучение детей, за эмоциональную молитву. Именно потому, что ни журналисты, ни общество не имело представлений, что такое религиозная деятельность. И совершенно естественно, что на фоне противостояния этих двух образов сложилась фольклоризация православия. Современная ситуация меняется радикально. Претензии, курьезы, страхи – это всегда будет. Но впервые на федеральном канале появились пародии на священнослужителей. Иногда это выглядит некорректно и оскорбительно, но это – оживление образа Церкви, проявление того, что она начинает жить в обществе и в СМИ".

Все-таки Церковь интересна современным СМИ, считает Илья Вевюрко, старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения МГУ. "Я не хочу, чтобы брэндом была моя вера и моя наука, – также заявил он, полемизируя с Иваром Максутовым, – Брэнды создаются для того, чтобы что–нибудь продать. "Брэндизация" Церкви видится мне большей проблемой, чем невостребованность ее в СМИ. Саму Церковь в брэнд превратить невозможно, а вот ее части – можно. И это способно отвратить людей от Церкви".

Против "брэндов" высказался и Сергей Чапнин, ответственный редактор "Журнала Московской Патриархии": "Если мы сделаем из религиоведения брэнд, с ним (религиоведением) произойдет что-то плохое". А вот в обсуждаемом вопросе Чапнин не видит никакой проблемы. "В современных форматах СМИ самим православным можно говорить об актуальных событиях. Всякий, кто имеет возможность сказать, – это сделает. Главное, что религия и вера интересны, когда они живые. И если ты говоришь о чем-то живом, – это заставляет окружающих прислушиваться".

Почему опасно давать комментарии для СМИ,  рассказал Александр Архангельский, писатель, публицист, телеведущий: "Это ловушка, подтверждение комментируемой глупости, даже если комментатор высказывает противоположную позицию". А затем высказал довольно печальный прогноз о том, что в дальнейшем будет несколько аудиторий СМИ: Первая – мещане, с которыми о глубоком не поговоришь, им нужны справки наподобие того, можно ли в пост есть морковку. Вторая – образованные верующие люди и третья – антицерковная образованная часть людей, которая становится все больше. И надо хорошо подумать, как с ними разговаривать.

Главное – говорить со СМИ без навязывания какой-либо идеологи – считает Андрей Золотов, главный редактор журнала "Russia Profile". "Мне не кажется, что в задачи СМИ входит строительство некой идеологии для российского общества, – говорит он. – Хотя бы нужно компетентно описывать то, что происходит, и адекватно это представлять. На мой взгляд, положение дел с религией в СМИ несравненно лучше, чем оно было десять лет назад: и форматов, как это ни ужасно звучит, прибавилось разных, и людей прибавилось, и интерес к этой теме, безусловно, есть. Сегодня Церковь объективно является важной частью общественной жизни".

"Журналист может быть православным. Но если его православие влияет на то, как делает свою работу, – на мой взгляд – это проблема. Точно так же, как не должно быть "православных религиоведов". В этом смысле я надеюсь, что вы не поняли, к какой религиозной традиции я отношусь", – сказал в своем заключительном Ивар Максутов, заинтриговав присутствующих.

Все участники круглого стола в той или иной мере согласились, что религия присутствует в пространстве современных СМИ. Но вопрос, какое место она должна там занимать, остался открытым.

На вопрос корреспондент портала "Православие и мир" "Можно ли, скажем, говорить о вере с телеэкрана?"  ответил Александр Архангельский: "Я сам, как ведущий, не имею права нести с экрана какую-либо свою точку зрения. Но я могу привести в студию гостей, которые будут ярко и искренне говорить о вере в моей программе, не отталкивая, а наоборот, привлекая зрителя к своим идеям".

"Как говорить о вере на телевидении? Телевидение – оно же разное. Есть каналы, на которых я бы вообще не стал касаться этой темы, – сказал  Феликс Разумовский, историк, писатель, автор и ведущий цикла программ "Кто мы?" на телеканале "Культура". – Телевизионное пространство оформлено у нас с помощью одинаковых по своим задачам каналов. Они между собой конкурируют, кто чуднее. В целом вопрос я бы перевел шире: иногда само появление православного человека на телеэкране, его разговор на любую волнующую его тему (если он говорит как христианин) – это уже свидетельство о Христе. А он может при этом говорить по поводу экономики, истории… Но у нас очень мало православных людей на ТВ".

Возможно, другие мнения по поводу того, как говорить о вере на современных медиа-просторах, прозвучат на круглом столе в следующий раз.

"Мне принципиально значимым представляется наличие таких интеллектуальных площадок, где будут обсуждаться проблемы церковной, церковно-общественной жизни. – сказал Владимир Легойда. – Мне кажется очень важным, чтобы там собирались разные люди, чтобы они не боялись говорить друг с другом, обмениваться мнениями…"

Источник:

Портал-Кредо

Архив новостей

Облако тегов:
говорить церкви религии современных проблемы церковь религия православие считает православного религиоведения ведущий православных проблема редактор происходит легойда журналистов общественной церковно поводу религиозной фольклоризация участники портала православия редактор журнала александр архангельский главный редактор православного сообщества церковно общественной фольклоризация православия участники семинара церковно общественной жизни

Наши ноги стояли во вратах твоих, Иерусалим


Паломническая поездка в Землю Обетованную, организованная Христианским центром «Фавор», была многообещающей с самого начала. Ведь программа тура была хорошо продумана и крайне насы...>>

Исследование: Половина взрослых американцев молятся ежедневно


США остаются очень религиозной страной с самыми побожными жителями среди богатых стран так называемого Запада, Об этом сообщает ВО СВЕТЕ со ссылкой на УНИАН. К т...>>

Иерусалимская конференция “Будущее Израиля в свете Откровения”


Писание даёт ясные обетования относительно будущего Израиля и Божьего плана спасения евреев. Пророки в мельчайших деталях предсказывали их второе рассеяние по миру и последующее во...>>

Что подарить на Новый Год папе (р)


Отправляясь на новогодние праздники к родителям — мы, конечно же, хотим порадовать их приятными подарками. И не всегда хватает идей, чтобы всем придумать что-то интересное. Наприме...>>

В Москве суд запретил христианам молиться в своей квартире


29 января Останкинский районный суд города Москва (Россия) запретил группе христиан молиться в коммунальной квартире. Об этом рассказал адвокат Константин Андреев на своей странице...>>

Как создать интернет-магазин: особенности, сложности и советы (р)


Современный бизнес обязан переходить в интернет, если он хочет не только остаться на рынке, но и развиваться, масштабироваться и совершенствоваться. Для этого необходимо разработат...>>

Ігор Плохой: «Сформувати соціальну доктрину церкви повинні богослови. Активісти допоможуть” (Ч. 2)


Друга частина бесіди журналіста Гната Меренкова з пастором, капеланом, учасником руху “Всі разом!” Ігорем Плохим. Тут йдеться про християнський традиціоналізм і проблематику ЛГБТ. ...>>