Христианские новости и новости религий со всего мира.
01.03.2011 23:42:15
И возжелает Царь красоты твоей…
Как-то так сложилось исторически, что празднование Женского дня в нашей стране приходится приблизительно на то календарное время года, в которое произошло одно весьма интересное и поучительное событие в древней Персии. Как известно нам из книги Есфирь, в этой империи, где тогда жили выселенные из земли обетованной евреи, однажды сложились такие обстоятельства, что само существование Израиля как народа оказалось под смертельной угрозой.
Чудовищная дворцовая интрига! Но Господь не оставил детей Авраама, Исаака и Якова. Спасение пришло через никому не известную сироту.
Если всмотреться в довольно тонкие перипетии событий при дворе Артаксеркса, то убедимся, что Господь совершил огромное чудо. Какими средствами Есфирь достигла царского достоинства? Ответ очень простой: она понравилась царю. И это при том, что соперница ее, царица Астинь, обладала значительно большими женскими достоинствами. Написано, что она была «очень красива», Есфирь же – «красива станом и пригожа лицем». «Очень красива» и «пригожа» – трудно даже сравнивать, но Бог Сам осуществляет Свой план, и невозможное, по человеческому разумению, становится возможным.
Многие исследователи Писания склонны видеть в Есфири прообраз Церкви Христовой, через которую придет спасение и Израилю. Не раз языческое окружение пыталось уничтожить Церковь, но через разные обстоятельства Бог посылал ей защиту. Мир и сегодня очень желал бы нашей смерти, мы ему словно кость в горле, и интриги лукавого не прекращаются, принимая все более изощренные формы. Но! Израильский народ уцелел и через свою представительницу Есфирь занял ведущее место в персидской империи.
То, что предначертал Адонай Своему детищу, оно сбудется, но Его уделом из всех народов, царством священников (Исх.19:5) станут не лукавые фарисеи и алчные торгаши, а исполненные кротости, любви и милосердия последователи Мессии.
Наша украинская Есфирь сегодня, к сожалению, мало напоминает свой прообраз – скромную, но сильную духом девушку, которая готова была заплатить жизнью за спасение своего народа. Куда уж нам укрощать «императоров» и мечтать о главенствующем положении в стране! Я не осуждаю, нас слишком долго били и били на смерть, и теперь как будто уже не бьют, но поднять голову все еще страшно. Да и чем сегодня мы можем победить?
Есть чем! Господь дал нам мощное оружие: Церковь, не обладая особенной внешней привлекательностью, имеет от Господь огромную притягательную силу. Есфирь понравилась Артаксерксу! Церковь должна и может расположить к себе сердца людей, найти благоволение у растерянного и озлобленного населения. В этом и есть ее огромная сила. Присмотритесь к нашему обществу. Оно в великом смятении. Люди ищут справедливости и чистоты, они жаждут верной любви, бескорыстной дружбы, нормальных человеческих отношений, где слово было бы словом, а правда правдой. Они желают жить в нормальном государстве, где правосудие всегда защитит тебя, где приветливый народ, высокая культура, где есть чем гордиться перед другими народами. Где власть не оскорбит тебя, не ограбит, не раздавит своим бульдозером, а будет для тебя как доброжелательный и справедливый друг. Этого в полной мере сегодня нет ни в Европе, ни в Америке, ни в Австралии, не говоря уже об Украине, есть только в Церкви. И где же наша украинская Есфирь? Пока еще моет посуду на кухне у своих родственников.
Астинь… На третий год после своего вступления на престол, Артаксеркс, властелин огромной империи, объединявшей 127 провинций от реки Инд до Эфиопии, решил устроить грандиозное пиршество для своих сатрапов. Во время этого банкета, очевидно, изрядно уже подвыпившему императору загорелось похвастаться перед гостями красотой своей жены. Но Астинь проигнорирована распоряжение супруга, хотя за ней, как говорят историки, посылали несколько раз.
Очень непрост был ее поступок. На первый взгляд, эта женщина кажется эдакой избалованной, «неуправляемой» дамочкой, из тех, которые сумели взять под каблучок своих мужей. Но на самом деле все было несколько иначе. В Персии, как везде на востоке, обычай народа, возведенный в закон, строго запрещал женщине открывать свое лицо перед кем бы то ни было из мужчин, кроме своего мужа. Таким образом, царица оказалась в безвыходном положении: или не выполнить приказ, или подвергнуться осуждению всего народа.
Как похожа эта красавица на нашу историческую Церковь в те времена, когда она еще не распалась на две части – православную и католическую! Греческие и римские мастера различных искусств украсили ее лучшими творениями своих рук, античные композиторы и поэты вместе с богословами создали великолепные по красоте обряды и ритуалы, которые во многом превзошли все, что было в капищах у язычников. «А где же, – спросим мы, – поклонение в духе и истине?..» Оно было в сокровенных глубинах Церкви, им владели немногие. И удивляться нечему! Даже сегодня, в век всеобщей грамотности, изобилия всевозможной религиозной литературы, – Библия есть у нас практически в каждой семье, далеко не все, кто верит в существование Бога, могут правильно объяснить, что значит «в духе и в истине».
Очень еще молодая духовно, Церковь стояла на берегу бескрайнего языческого моря. А язычники мыслили приблизительно так, как это описано в нашей летописи «Повесть временных лет». Перед тем, как принять крещение, князь Владимир посылает послов во все окрестные страны посмотреть, какая религия лучше. И вот что докладывают князю послы: «И пришли к немцам, и видели, как правят службу Божью, и красоты не видели никакой. И пришли мы к грекам, и водили нас туда, где они служат Богу своему, и не знали, на небесах мы были или на земле: нет на земле зрелища такого или красоты такой, чтобы можно было с ней сравнить». Вот и вся истина. Не знаю, был ли у Церкви иной путь, кроме как принять, – может быть, даже поневоле, по причине своей незрелости, многое из традиций и обычаев тех народов, которых ей предстояло привести к Христу. Как бы там ни было, но история сложилась именно так.
Астинь, как и средневековая Церковь, обручившись с миром, соединившись с ним прочными супружескими узами, без ограничений пользовалась его властью, богатством, силой. Но пришла полнота времени, и она попала под «ножницы» тех самых языческих традиций и культурных ценностей, которые стали уже неотъемлемой частью ее величия.
Артаксеркс, как свидетельствует история, любил свою жену, но боязнь потерять авторитет в глазах подчиненных, незыблемая верность данному ранее слову (очень хорошая черта, между прочим), не позволили ему отменить свое опрометчивое решение лишить царицу ее царского достоинства.
Есфирь не блистала, как Астинь, внешней ослепляющей красотой, восхождение простой еврейской девушки началось с того, что она «приобрела благоволение» у одного из царских слуг – Гегая, стража жен. Эдакий доисторический уполномоченный по делам религий.
Мирские люди, представители национальной элиты – ученые, литераторы, деятели искусств, политики, которые чувствуют свою ответственность за судьбу народа и государства, все чаще идут на контакт со священством протестантских церквей. Отважившись наконец шагнуть через открытые двери в ниши горницы, они видят, сколько народа находит в евангельских церквях вожделенный покой душам своим, встречают во множестве вернувшихся к полноценной жизни алкоголиков и наркоманов, в наших пансионатах для пожилых людей – ухоженных стариков, в христианских приютах – согретых непритворной любовью беспризорных детей и многое, многое другое, – и это все без гроша из государственной казны! Часто эти достойные люди просто приходят в изумление. Привитый коммунистическим режимом привычный взгляд на нас, как на сектантов, коварно вынашивающих в своем подполье подрывные планы против государства и «истинной» церкви, рушатся словно Берлинская стена.
Простой народ общается с христианами на бытовом уровне. Что он видит в нас? Сложный вопрос, но, думаю, все-таки, в большинстве случаев, – светлый образ Спасителя нашего с Его терпеливостью, готовностью прийти на помощь, добротой, видит в нас носителей покоя, мира, уверенности в завтрашнем дне, – всего того, о чем он, грешный мир, только безнадежно мечтает.
Как это может не понравиться!
И возжелает царь красоты твоей… И ты войдешь в сверкающие чертоги сильных мира сего, научишь их образу мыслей праведников, разбудишь в них пребывающую в глубокой летаргии совесть, станешь мудрым советчиком в государственных делах, надежным помощником в служении добра и милосердия. Поможешь «придворным» взглянуть глазами Истины на свои поступки и деяния. И укажешь путь к вечной жизни.