Христианские новости и новости религий со всего мира.
18.02.2011 10:42:38
Модель развития России надо искать в Древней Руси, но не в западной мультикультурности, считает протоиерей Всеволод Чаплин
Модель развития России надо искать в Древней Руси, но не в западной мультикультурности, считает протоиерей Всеволод Чаплин
Мультикультурность, основанная на унификации, на "приведении всех к одному знаменателю", сегодня потерпела крах в европейских странах. Многонациональной и многорелигиозной России необходимо опираться на обновленные модели прошлого: Древней Руси, Российской империи или стран Ближнего Востока "до того, как туда пришли западные страны со своими рецептами". Об этом 17 февраля размышлял председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московской патриархии (ОВЦО МП) протоиерей Всеволод Чаплин на круглом столе в РИА "Новости", посвященном истории межнациональных отношений в России, сообщает "Благовест-инфо".
Комментируя высказывания лидеров некоторых европейских стран, он отметил: "Думаю, именно об этом, о крахе мультикультурности с надеждой на унификацию, говорили Ангела Меркель, премьер-министр Великобритании Д.Кэмерон, президент Франции Н.Саркози".
В современном обществе мультикультурализма не избежать, но он не должен быть связан с "идеологическим проектом унификации", будь то православная или гуманистическая идеология, подчеркнул священник. Напротив, нужна такая модель, которая основана на "стремлении иметь в одном обществе возможности для самореализации разных религиозных и этнических групп", причем эти особенности не связаны только с внешними проявлениями - "не просто с балалайками или национальной одеждой, а с теми правилами, по которым живет социум или субсоциум". Такой мультикультурализм – это вызов, т.к. "в одном обществе люди могут считать ценностью совершенно разные вещи", но положительный опыт такого рода в истории есть – например, в Российской империи или в древнем мире, а также в Древней Руси и на Ближнем Востоке до вторжения туда европейцев в позапрошлом веке. "Эти модели нужно обновить и предложить современному миру... Это гораздо более работающая модель, чем все, что построил до сих пор безбожный мир и в том числе - Запад", – продолжил председатель ОВЦО МП.
Суть этой модели проста: "Мы должны принять, что каждый живет по-своему, что люди, полностью верные своему этническому и религиозному идентитету, должны учиться мирно жить с другими людьми, также верными своему идентитету". В этой модели нет места "оскорблению религиозных чувств и насильственным действиям". У этой модели нет альтернативы: "Эта модель ждет нас в будущем - или в будущем нас ничего не ждет", - подчеркнул протоиерей Всеволод.
Он добавил также, что в России необходимо найти "тонкое" сочетание реализации прав этнического большинства и национальных меньшинств. "Не получится ничего в России, если мы не сможем услышать голос большинства – русского народа, который многим не доволен: отсутствием экономических и социальных перспектив, униженным положением в ряде мест; не доволен в том числе поведением некоторых этнических меньшинств. Но у нас ничего не выйдет, если и национальные меньшинства, которые являются органичной частью нашей страны, не получат полной возможности для саморазвития, в том числе – в отстаивании своего образа жизни. Не только на Северном Кавказе, но и в тех местах, где разные народы соприкасаются, в частности, в Москве. Должны быть возможности для культурной и религиозной самореализации разных меньшинств, в том числе – чтобы свободно потанцевать лезгинку; чтобы мусульмане могли свободно молиться, должно быть достаточное количество молитвенных помещений. Но все это должно быть тонко настроено в сочетании со всеми правами, которые должны иметь жители Москвы".
Есть еще одно важное условие межнационального мира, сказал далее протоиерей Всеволод: "У нас ничего не получится, если получат влияние в обществе... а тем более придут к власти представители неонацистских или неоязыческих организаций. Их деятельность должна быть вынесена за рамки приличий и за рамки законности".
Глава ОВЦО МП не принял участие в полемике на круглом столе, но некоторые участники после ухода священника готовы были поспорить с ним. Так, директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин отметил, что о кризисе западной мультикультурности как таковой говорить рано, и привел успешные примеры (Канада). По его словам, только французская модель была основана на принципе ассимиляции, о британской же такого сказать нельзя. Он призвал мыслителей и общественных деятелей "не ругать других, а учиться у всех, руководствуясь своими ценностями", тем более, учитывая, что "кризис межнациональных и межрелигиозных отношений, хоть и в смягченной форме, есть и в России".
Если же искать положительные примеры мультикультурности в далеком прошлом, то многие участники круглого стола рассматривали в этом качестве Хазарский каганат. Так, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН, доктор исторических наук Владимир Петрухин говорил о гармоничном сосуществовании мусульман, христиан, язычников под руководством хазарской элиты, принявшей иудаизм, как о "примере мультикультурности". В.Наумкин назвал это древнее государство "образцом веротерпимости".
Круглый стол был приурочен к презентации сборника "Хазары: миф и история", подготовленного Институтом востоковедения РАН и Фондом "Взаимодействие цивилизаций". "Веротерпимость хазарской элиты – красная нить статей сборника", – считает член Общественной палаты РФ, директор Научно-просветительского центра "Аль-Васатыйя" Фарид Асадуллин. Другие участники: президент Фонда "Взаимодействие цивилизаций", историк Рахамим Эмануилов, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии, доктор исторических наук Виктор Шнирельман, директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев и другие отмечали, что феномен Хазарии позволяет лучше понять природу многих исторических процессов, "перебросить мост" к современным проблемам в многонациональных государствах.