Христианские новости и новости религий со всего мира.
01.02.2011 18:42:35
Протодиакон Андрей Кураев подробно раскритиковал документ Межсоборного присутствия РПЦ МП о противостоянии богохульству и "клевете на Церковь"
Протодиакон Андрей Кураев подробно раскритиковал документ Межсоборного присутствия РПЦ МП о противостоянии богохульству и "клевете на Церковь"
"Друзей этот текст Церкви не прибавит, а число врагов умножит", - заявил профессор Московской духовной академии, член Межсоборного присутствия РПЦ МП протодиакон Андрей Кураев, критически комментируя в своем блоге документ "Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви", принятый пленумом Межсоборного присутствия 29 января.
По мнению о. Андрея, принятие документа существенно омрачает празднование годовщины интронизации Патриарха Кирилла, поскольку "именно его будут преподносить как итог двух лет нового понтификата". Профессор дал понять, что документ указывает на чрезмерное "сближение Церкви и госвласти", поскольку "местами он написан с позиции власть имущего", а апелляции к законодательству императора Юстиниана грозят "вполне земными карами за оскорбление Неба". "В итоге документ в целом читается как угроза: "Мы найдем управу на наших врагов!"" - отмечает протодиакон.
Другой существенный изъян документа, по мнению о. Андрея, отсутствие четкого адресата. Если среди них присутствуют люди нецерковные, "то зачем там так много цитат из Писания и к чему угрозы вечными муками?" Непонятен протодиакону и контекст этого документа: "Что такого произошло в жизни Церкви или вокруг нее, что именно сейчас понадобилось клеймить именно этот грех?"
При этом в документе отсутствует ответ на два принципиальных вопроса: "1. Кто полномочен подавать иск от имени оклеветанной Церкви?.. 2. Может ли священник подавать в светский суд за оскорбление своей веры и Церкви?" Протодиакон Андрей Кураев ссылается на свой собственный опыт, как около 10 лет назад Патриарх Алексий II не благословил подавать ему в суд на газету "Московский комсомолец".
В документе Межсоборного присутствия РПЦ МП богохульствоо понимается предельно широко, отмечает далее о. Андрей: "В церковной традиции под богохульством (греч. βλασφημία, blasphemia) понимается оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или святыни". Во-первых, недопустимо апеллировать к суду "за намерение", во-вторых непонятен список святынь: "Являются ли таковыми "екатеринбургские останки"? А для кого-то и Чибрик святыня и ужгородский "докторский" диплом...".
"Наконец, - заключает профессор МДА, - в светском суде никак нельзя объяснить необходимость наказания за богохульство. Лишь Сам Оскорбленный мог бы подать такой иск. Кстати, странно, что среди возможных мер реакции на клевету и богохульство в проекте документа не предписывалось молитва за клеветника, не предлагалось Церкви усилить свои молитвы о нем. Сто лет назад даже отлучая Льва Толстого, Церковь не подала на него в гражданский суд, но обратилась к молитве".