Христианские новости и новости религий со всего мира.
13.12.2010 13:43:03
Скончался известный немецкий богослов и церковный историк Герман Готфрид Гольц
Скончался известный немецкий богослов и церковный историк Герман Готфрид Гольц
Известный немецкий богослов, специалист по истории и богословию Восточных и Православных Церквей Герман Готфрид Гольц скончался 9 декабря 2010 г., сообщает "Седмица.Ру".
Герман Готфрид Гольц родился 1 апреля 1946 г. в городе Гера (Тюрингия) в семье канатного мастера. С 1964 по 1969 г. изучал богословие, византинистику, востоковедение и славистику в университете им. Мартина Лютера городов Галле и Виттерберг. Православное богословие со специализацией в области истории и богословия Русской Православной Церкви изучал у проф. д-ра Конрада Онаша (ученика Николая Сергеевича Арсеньева, 1888-1977), основавшего вместе с проф. д-ром Куртом Аландом кафедру истории православия (Institut fuer Konfessionskunde der Orthodoxen Kirchen). В 1972 году защитил кандидатскую диссертацию в области греческой патристики о понятии иерархии у св. Дионисия Ареопагита. Работу издала проф. д-р Фэри фон Лилиенфельд.
В 1975 в Галле был рукоположен в сан евангелического пастора.
В 1979 году завершил в Галле докторскую работу, - исследование в области славяно-русских переводов Corpus areopagiticum - материал к которой был собран в 1978 году - по приглашению Московского патриархата - в рукописных архивах Москвы, Ленинграда, Киева и Троице-Сергиевой Лавры.
С 1981 руководил кафедрой истории православия при богословском факультете университета им. Мартина Лютера (Галле-Виттеберг).
В 1981 г. основал "Галльский октет" - хор православного литургического пения, певший в русской православной церкви св. Марии Магдалины в Веймаре и дававший духовные концерты в Германии, в бывшем Советском Союзе (в Минске, Жировицах, Киеве, Тобольске, Омске, Тюмени и др.) и в Израиле (в Иерусалиме, а также в русском православном монастыре св. Марии Магдалины на Генисаретском озере).
В 1988 г., несмотря на сопротивление университетского руководства, организовал Международный симпозиум по случаю тысячелетия Крещения Руси, проходивший в Галле и в крепости Кверфурт.
С 1988 по 1993 гг. - по назначению президента Конференции Европейских Церквей митрополита Ленинградского и Таллиннского Алексия (будущего Патриарха) - работал в должности руководителя богословского отдела Конференции Европейских церквей в Женеве. Стал одним из организаторов первой Европейской Экуменической встречи (Базель, 1989 г.), участвовал в Европейских встречах Конференции Европейских Церквей и римо-католического Cовета Епископских Конференций Европы (под руководством митрополита Алексия и кардинала Карло Мартини), в диалогах по примирению православных сербов, хорватских католиков и боснийских мусульман, а также в официальных встречах Вазгена I, Патриарха-Католикоса Армянской Апостольской Церкви, и шейха Аллахшюкюра Пашазаде, главы азербайджанских мусульман (в Монтрё, 1993 г.). В это же время - в сотрудничестве с д-ром Карлом-Кристофом Эптингом - руководил проектом Комиссии Европейских церквей на тему "Общая миссия церквей". Этот проект положил основание будущему европейскому документу против современного прозелитизма „Charta Oecumenica".
Еще в 1976 г., познакомившись в Потсдаме с наследием евангелического богослова Иоганнеса Лепсиуса (1858-1926), помощника и заступника армянского народа, начал заниматься историей армянского народа, геноцидом армянского населения в Османской Турции, а также историей и богословием Армянской Апостольской церкви (ААЦ). Издал документы, переписку и публикации И. Лепсиуса, хранящиеся в одноименном архиве, основанном издателем в 1981 в Галле. В 1986 организовал в Галле первый международный Симпозиум им. И. Лепсиуса, посвященный армянскому вопросу. В Симпозиуме приняли участие официальные представители Армянской Церкви и Московского патриархата. 10 февраля 1986 года Католикос всех армян Вазген I прислал Энциклику (№ 1410) организатору симпозиума, в которой он высоко оценил борьбу И. Лепсиуса за армянский народ.
После того, как в 1993 году российския военные, занимавшие потсдамскую виллу Лепсиуса, освободили дом, началась долгая борьба за его ремонт и устройство в качестве места памяти, научной работы и встреч немцев, армян и турок. Турецкое посольство в Берлине безуспешно пыталось предотвратить этот процесс. Однако все фракции немецкого Бундестага отнеслись к документам архива Лепсиуса, представленных проф. Германом Гольцем, с большим интересом. 16 июня 2005 года - благодаря настойчивости и усилиям Гольца - немецкое правительство нарушило молчание, длившееся со времен Первой Мировой войны, и единогласно приняло составленную в сотрудничестве с Гольцем резолюцию в память о жертвах геноцида армянского народа (резолюция Немецкого Бундестага 15/5689).
За заслуги в области научного исследования геноцида премьер-министр Армении Андраник Маркарян наградил Германа Гольца в 2005 г. почетной медалью. В благодарность за трехтомное издание наследия Лепсиуса Армянская Национальная Библиотека наградила Гольца медалью Акоба Мехапарта.
В канун 1700-й годовщины основания Армянской Церкви Герман Гольц организовал всемирную конференцию - "Армения 2000" в Галле, а также, в сотрудничестве с Католикосатом Великого Дома Киликии (Антильяс, Ливан), выставку "Спасенное сокровище армян из Киликии" (Галле - 2000 г., Афины - 2002 г.). Совместно с галльским арменологом приватдоцентом д-ром Арменуи Дрост-Абгарян Гольц перевел гимнарий (Шаракноц) Армянской Церкви с грабаря (древнеарм.) на немецкий, чем создал существенную базу для богословского диалога с Древневосточными Церквями. В 1998 г. Герман Гольц основал "МЕСРОП" - центр армянских исследований при старинном протестантском учреждении "Лейкорея" в Виттенберге. За заслуги в области изучения армянского богословия Киликийский Католикос Арам I лично наградил Гольца в 2000 г. орденом св. Месропа. В 2003 г. Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II лично наградил Гольца орденом свв. Сахака и Месропа.
В сфере особых богословских интересов Германа Гольца входила гимнография дохалкидонских и халкидонских Церквей и ее связь с православной иконографией. Эту связь Гольц исследовал на примере Akathistos Hymnos. Совместно со славистами д-ром Сабиной Фаль (Берлин) и проф. Гелианом Михайловичем Прохоровым (С.-Петербург) издавал полный Corpus areopagiticum по-гречески и церковно-славянски на основании древней славянской рукописи сербского афонского старца Исайи (собрание Гильфердинга, № 46). В качестве научного консультанта и переводчика участвовал в богословском диалоге Союза евангелических Церквей с Московским патриархатом, а также руководил евангелическим "Кружком Меланхтона", занимавшимся изучением Православных Церквей.
С 1999 г. - член редколлегии журнала "Экуменическое обозрение" („Oekumenische Rundschau", Франкфукт-на-Майне). На его кафедре защитили кандидатские и докторские работы православные ученые, такие как архимандрит Макарий (Веретенников) - по истории православного храма св. Марии Магдалины в Веймаре, Хачик Р. Газэр - по истории Армянской Апостольской Церкви в период между Первой и Второй Мировой войной, священник Константин Патулеану - о диалоге между Румынской Православной Церковью и Евангелической Церковью Германии, Атанас Дамианов - о работе немецкой Восточной миссии среди турецких мусульман Болгарии и мн.др.
По его инициативе в Галле был открыт православный домовый Крестовоздвиженский храм на территории "Учреждений Франке" - первый православный храм федеральной земли Саксония-Ангальт. В 2000 г. в день Собора Вселенских учителей и святителей храм был освящен Феофаном (Галинским), архиепископом Берлинским и Германским. По этому поводу предстоятель РПЦ МП Патриарх Алексий II наградил Гольца совместно с директором "Учреждений Франке" проф. д-р Пауль Рабе орденом св. князя Даниила Московского.
В рамках немецко-русских культурных встреч в 2003-2004 гг. Герман Гольц организовал выставку "Царица и бес. Европейские представления о России за четыре века", созданную на основе знаменитого собрания Д. А. Ровинского (Материалы для русской иконографии, СПб 1884-1891) и внесшую богатую лепту в формирование образа России в Германии.
В своей богословской деятельности Гольц стремился к тому, чтобы дохалкидонские и Православные Церкви, а также национальные культуры их стран воспринимались на Западе как самостоятельные серьезные факторы религиозного и культурного многообразия Европы.
Проф. Герман Гольц являлся издателем, переводчиком, комментатором многих произведений.