Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

07.12.2010 23:42:22

Глава Украинской Греко-Католической Церкви Любомир Гузар: “Новой власти католики не выгодны. Даже если они православные”

image
Глава Украинской Греко-Католической Церкви Верховный Архиепископ Киево-Галицкий кардинал Любомир Гузар - об отношениях УГКЦ с новой властью в Украине, с православными и римо-католиками, о развитии Церкви в разных регионах страны. “Каких-то больших, особых изменений нет, а с другой стороны - они есть. Потому что во времена предыдущих президентов, предыдущей власти больше ощущалось, что, в соответствии с нашей Конституцией, ко всем Церквям и религиозным организациям было одинаковое отношение” - говорит Верховный Архиепископ УГКЦ.

- Расскажите, пожалуйста, как живётся Вашей Церкви при новой украинской власти?

- Изменилось и создает ощутимую разницу то, что наша нынешняя власть под руководством президента Януковича стала трактовать Украинскую Православную Церковь Московского патриархата почти как государственную Церковь, предоставляя ей разнообразные привилегии. Она, собственно, и выглядит единственной, имеющей полноту прав в Украине.

Этому есть множество доказательств. Вот хотя бы тогда, когда мы вспоминали Голодомор, президент, члены правительства и разные политики пришли к мемориалу Голодомора, в сопровождении блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана). А никто другой туда не был приглашен. Существуют такие моменты, когда государство относится к Украинской Православной Церкви Московского патриархата по-особенному, ставя ее на первое, привилегированное, место.

По отношению же к нам мы ощутили определенные трудности с возможностью получения земельных участков под строительство храмов, с утверждением планов на строительство, с получением соответствующих разрешительных документов. К сожалению, это случается куда чаще, чем бывало раньше. Всегда встречались местные власти, создающие определенные препятствия, но теперь это начинает становиться, скажу так, обычным явлением.

Помимо этого, каких-то особенных трудностей мы не ощущаем, разве что уже упомянутые мною вначале. Это относится не только к нам, но и к другим Церквам, но я бы так сказал, что главным образом - к нам.

- Каковы конкретные последствия превращения УПЦ МП в квазигосударственную Церковь?

- Поскольку Московский Патриарх также является предстоятелем и для Украинской Православной Церкви, подчиняющейся Московскому патриархату, мне кажется и даже больше, чем кажется… Видите ли, мы, греко-католики, достаточно невыгодны. Чем же? Существует такое понятие, что украинец или русский должен быть православным и принадлежать к православной Церкви. А тут у нас украинцы - православные католики. И в России также существуют русские православные католики, как они себя так называют, при этом оставаясь русскими, настоящими россиянами. Так и мы - настоящие украинцы, любим свою страну, но пребываем в единении с Римской Апостольской Столицей, то есть с преемником святого апостола Петра Папой Римским. А это выглядит, скажем так, в существующей официальной ситуации почти невозможным: как это можно быть украинцем или русским и пребывать в единении с Римом?

Мы себя считаем православными. Ведь мы не принадлежим к латинскому обряду, латинской культуре. Мы пребываем в контакте с ними, но мы остаемся православными в смысле традиции, византийской традиции, и в наших храмах наше богослужение, наша духовность, наше богословие, наша каноническая структура не отличаются существенно от того, что существует в православной Церкви, скажем, в Московском патриархате или в Украинской Православной Церкви. Единственное, что нас существенно различает, - это отношение к Папе Римскому как к видимому символу единства Христовой Церкви.

- Как у вас складываются отношения с УПЦ МП и УПЦ КП?

- Существуют определённые сходства и определённые различия. Видите ли, лично я время от времени, хотя и нечасто, навещаю блаженнейшего митрополита Владимира. У нас существует, как известно, Всеукраинский совет Церквей и религиозных организаций, в котором мы совместно работаем. У нас есть совещание предстоятелей христианских Церквей, где мы также совместно сотрудничаем, - и Украинская Православная Церковь Московского патриархата, и Украинская Греко-Католическая Церковь.

Недавно был юбилей - великое торжество блаженнейшего митрополита Владимира, и я счёл своим долгом послать ему свои поздравления, поприветствовать его по такому случаю. Официально наши контакты ограничены. Но практически, когда мы встречаемся, то приветствуем друг друга искренне.

Я не вижу в членах Украинской Православной Церкви Московского патриархата врагов. Это наши духовные братья, и мы бы очень хотели лучших, более живых отношений. Но даже нынешний, возможно, достаточно несовершенный, небольшой контакт всё же приносит радость. Мы не избегаем друг друга. Видите ли, в УПЦ МП существует такой закон, что они не хотят ни с кем молиться. Даже “Отче наш” произнести вместе не хотят. Мы куда более открыты в этом.

Украинская Православная Церковь Киевского патриархата более открыта, и с ними у нас есть больше общего, нежели с Церковью Московского патриархата. И они, и мы пытаемся видеть нашу Церковь на территории Украины как Церковь, служащую этому народу и являющуюся не только вселенской, но и материнской именно для этого народа, которому она служит: говорит на его языке, страдает, радуется вместе с ним, пытается поддержать то, что служит этому народу. И Киевский патриархат, и мы стоим на тех же позициях, и, возможно, поэтому нам легче общаться.

- Я знаю, что вы с иерархами Киевского патриархата вместе молитесь...

- Правильно. Видите ли, мы молимся со всеми. Единственное, что мы не сослужим вместе Святую Литургию. Даже с Киевским патриархатом. И мы ничего не имели бы против того, чтобы молиться и с УПЦ МП, но не Божественную Литургию. Мы ещё пока к этому не пришли, чтобы вместе сослужить Святую Литургию. Но в молебнах, акафистах или в других богослужениях мы не имеем никаких ограничений. У нас не возникает ни малейших трудностей молиться со всеми, кто искренне верует в Иисуса Христа, кто принимает Пресвятую Троицу.

- А ваши взаимоотношения с Римско-Католической Церковью, я думаю, самые тесные? Вы не конкурируете друг с другом?

- Безусловно, они католики. Хотя, видите ли, существуют трудности иного толка. Мы -представители православной, византийской культуры, а они относятся к латинской культуре. Существуют определённые различия на этом основании. Они поместная Церковь иного характера, чем мы: у них Конференция епископов, у нас - Синод, но с ними мы тесно сотрудничаем. К примеру, на прошлой неделе у нас состоялась совместная, братская встреча, на которой мы обсуждали проблемы пасторального порядка здесь, на территории Украины.

Видите ли, надо также понимать, что Римско-Католическая, Латинская, Церковь на протяжении долгих веков, даже здесь, на территории Украины, служила главным образом не местному населению, а полякам, немцам, венграм. И только с ХХ века немалое число членов Римско-Католической Церкви составляют украинцы, в особенности в Центральной, а также в Западной Украине, чего до этого не было. Эта былая история некоторым образом является фоном наших отношений, но не в такой степени, чтобы у нас с ними не было контакта и не предпринимались шаги по его поддержанию. С тем, чтобы быть по-настоящему свидетелями того, что мы в конечном итоге - одна Церковь, хотя мы являемся разными поместными Церквами. Это такое каноническое понятие, а не только внешний обряд - сами структуры наших Церквей разнятся, но вера - одна.

- Основное количество ваших приходов сосредоточено в Западной Украине. А сколько у Вашей Церкви приходов в Восточной и Южной Украине?

- Да, мы есть везде. В каждой области, в каждом областном центре мы имеем общину. У нас, скажем, в Киевской митрополии существует 60 приходов, есть приходы в Крыму, в Южной Украине - мы присутствуем везде.

Как же это так, что мы есть везде? Видите ли, после раздела Польского государства во второй половине ХVIII века территорию Украины разделили государства - Пруссия, царская Россия и Австро-Венгерская империя. Западная Украина (Галичина, Волынь, Буковина) подпали под Австрию, и там Греко-Католическая Церковь имела возможность развиваться, в то время как земли на восток от реки Збруч вошли в Российскую империю, и здесь нашу Церковь мало-помалу ликвидировали. В начале XIX века запретили избирать греко-католического митрополита, поэтому его резиденцию перенесли во Львов.

Пять лет тому назад, в 2005 году, я не переехал в Киев, а я вернулся сюда после двухсотлетнего отсутствия.

Казалось бы, греко-католиков ликвидировали. Так откуда же они здесь взялись сейчас? Дело в том, что когда после аннексии Западной Украины и Западной Буковины Советским Союзом людей с Галичины вывозили в Сибирь, то после окончания срока им было запрещено возвращаться в Галичину. Но они могли оседать здесь. Кроме того, люди приезжали сюда работать, потому что здесь хорошо платили, главным образом - в Донбассе. Люди приезжали сюда поступать в университеты, потому что на Галичине не слишком радостно их принимали. Люди приезжали сюда, потому что убегали с Галичины: там их контролировали, здесь же они терялись. Ещё такая вещь - женились. Таким образом, сюда, на Восток, на Север, Юг и Центр, прибыло очень много греко-католиков, мы даже не знаем точно сколько. Но мы их отыскиваем, и сами удивлены, что этих людей так много.

Ещё приведу один пример, как сюда попадали греко-католики. Из Ивано-Франковской области в Западной Украине в 50-е годы прошлого века, чтобы освободить место под военный полигон, около тридцати сёл перевезли в Николаевскую область, в Восточную Украину. Сегодня дети, внуки тех людей помнят, что их деды и родители были греко-католиками. И когда приезжает наш священник, то он находит наших людей, и на этом основании создаются общины. Поначалу небольшие. Иногда они начинаются с нескольких человек. Но когда священник работает, ищет, кто-то ему говорит об одном человеке греко-католике, потом их становится 30, 50, и таким образом эти люди возвращаются, а мы создаём наши приходы.

Мы далеко ещё не всех нашли. Это подобно чуду - сколько таких людей находятся и говорят: “Да, мы были греко-католиками”. И когда появляется священник, они понемногу возвращаются к своей былой Церкви. Некоторым местным жителям, которые были либо православными, либо же воспитывались без Бога, тоже нравится быть при нашей общине. Сперва они могут просто придти, помолиться, а позже говорят: “Мы бы хотели быть частью вашей общины”. Мы никого не “завлекаем”, не заставляем - Боже, упаси! Но если кто-то приходит и говорит: “Хочу быть членом вашей общины”, мы отвечаем: “Хорошо, пожалуйста, будь с нами”. Мы никого не отталкиваем, но и никого не затягиваем.

- В 2005 году, когда Вы перенесли кафедру из Львова в Киев, это вызвало серьёзный протест Московского патриархата. Сейчас они как-то смирились с этим, принимают это как данный факт, или же они продолжают какую-то борьбу?

- Я не скажу “борьбу”, но всё время жалуются, что “эти униаты, эти греко-католики, они пришли сюда”. Они забывают, что мы не пришли. Мы возвратились…

Я вспоминаю тот день, когда мы вернулись. Я шёл вместе с одним священником, в городе был какой-то праздник, и две пожилые женщины, оказалось - учительницы, говорят: “Мы - православные, мы вас поздравляем, что вы здесь”. Видите ли, народ, простые люди, они не делают из этого сложностей. Разве что где-то какой-то священник их там немного взвинтит. Трудности, если и есть, то только наверху, среди иерархии. На уровне народа мне никто никогда не высказывал претензий.

- Как развивается сейчас Ваша Церковь? Какой слой людей к вам приходит?

- Кого мы найдём. Вот я вам расскажу - есть один священник в Винницкой области. Он идёт на базар и громко говорит: “А кто тут греко-католик?” Он говорит, что почти каждый раз кто-то да отзывается. Они есть, только нам очень сложно этих людей найти. Потому что они уже отвыкли, “отчуждились”. К ним надо придти, им надо напомнить. И мы сейчас даже начали акцию, чтобы священники и миряне искали греко-католиков, отошедших от нашей Церкви. И в особенности тех, которые вообще не ходят в какую-либо церковь. Мы стараемся встретить этих людей, напомнить им, кто они есть, и им послужить. В ином случае они пропадают, или же идут в какие-то секты.

- А много ли у Вас новообращенных, не из традиционных греко-католиков?

- Да, такие есть. Если приходят, мы не отказываем никому. Хотите - будьте вместе с нами. Но мы не предпринимаем никаких специальных акций, чтобы людей заманить к себе.

- Как происходит рост в численном отношении? У вас есть какая-то статистика?

- Сложно сказать. Трудно предоставить такую статистику, которая бы была близка к правде. Знаю, что такие люди есть. Мы недавно были в Одессе, и там есть группа наших верных, посещающих нашу церковь. И мы с ними встречались. Это была группа людей, искавших Бога, искавших в совершенно разных обстоятельствах, и каким-то чудом в конечном итоге пришедших к нам. Я уверен, что существует очень много других людей, ищущих Бога, и я надеюсь, что они приобщатся к какой-то Церкви. Если они придут к нам - мы их не прогоним. Будем стараться им послужить. Сколько таких людей - затрудняюсь ответить, не располагаю какими-то статистическими данными, чтобы предоставить вам хотя бы приблизительные цифры.

- Вы построили большой новый собор в Киеве. Планируются ли ещё какие-то церковные здания в Киеве или других городах?

- Да. Там, где есть община. Как я уже говорил, мы даже теперь имеем с этим трудности. Потому что там, где есть зарегистрированная община, она располагает правом на земельный участок. И там, где они существуют, они просят местную власть, и если власть предоставляет участок - строим, но не какие-то огромные храмы. В основном, небольшие приходы. Существует несколько больших общин, к примеру, в Виннице, но это скорее исключение. В Донецке достаточно большой храм. Но обычно мы строим небольшие храмы, такие, чтобы людям было куда придти, потому что люди хотят быть в храме, а не на какой-то квартире или же под открытым небом.

В Киеве ещё один такой большой храм мы, скорее всего, строить не будем. Но если в разных районах большого города регистрируются общины, то мы ходатайствуем, чтобы нам предоставили земельный участок под строительство храма. Не скажу точно, сейчас приблизительно 4-5 местным общинам пообещали выделить участки земли, нам нужно будет ещё несколько, но это связано с общиной.

Этот храм, здесь, на Левом берегу Днепра - особенный. Потому что это не храм только для Киева. Этот храм - символ единства нашей Церкви. Мы есть по всей Украине, в каждой области, но мы есть также в Западной Европе, в Канаде, в США, в Бразилии, в Аргентине, в Австралии. Много нашего народа сейчас в Италии, в Греции, в Португалии, в Испании. Этот храм должен быть символом единства украинских греко-католиков всего мира. И эти люди - из Северной, Южной Америки, из Европы, отовсюду - они собирают пожертвования на строительство этого собора. Главный источник нашего финансирования - это и есть люди, рассеянные по всему миру, которые и строят этот храм, и мы всячески подчеркиваем, что это храм для всех.

- Есть ли у Вашей Церкви сейчас проблемы с возвращением тех храмов, которые раньше принадлежали Греко-Католической Церкви, а сейчас заняты другими конфессиями?

- Трудности существуют, но сегодня очень мало таких мест, где были бы настоящие конфликты, где люди все ёще, так сказать, “воюют”. Когда я был во Львове, таких очагов во Львовской области было 29. Теперь их где-то 3-4. Люди уже либо строят новый храм, либо нашли какой-то иной выход. Таких конфликтов сейчас почти нет. Мы ведем статистику таких мест, но их уже совсем немного.

- Большое спасибо.

- Спасибо, что вы пришли. Я очень вам признателен. Беда в том, что о нас очень мало знают, и существует множество такой “пропаганды”, которая не отражает правды. Мы не пытаемся, не дай Бог, с кем-то воевать. Мы хотим быть добрыми соседями. Но они нас не знают, и нас представляют так: “Эти униаты, эти греко-католики - они такие плохие люди! Они только и стремятся занять Украину, Россию, как можно больше”. Нет, это не так. Люди, которые прочтут ваше интервью, возможно, поймут это.

Владимир Ойвин, Портал-Credo.Ru

Источник:

НХМ

Архив новостей

Облако тегов:
церкви церковь сейчас видите существует патриархата украине существуют православной католики вместе украинской образом западной московского украины трудности священник пришли католиков области сколько строительство православными католической митрополита римско других литургию народа участок приходы небольшие придти никого приезжали приходов скажем владимира теперь главным блаженнейшего власть разных власти украинцы православные католическая возможно молиться украинская церквей единства определённые территории московского патриархата православной церкви украинской православной главным образом территории украины католической церкви западной украине блаженнейшего митрополита митрополита владимира киевского патриархата земельный участок святую литургию римско католической каждой области католическая церковь латинской культуре церкви московского церковь московского верховный архиепископ православные католики существуют определённые украинская православная определённые различия православная церковь украинской православной церкви блаженнейшего митрополита владимира греко католическая церковь сколько таких людей украинская православная церковь православной церкви московского церковь московского патриархата греко католической церкви церкви московского патриархата

В Украине женщины зарабатывают на 35% меньше мужчин


Женщины в Украине зарабатывают в среднем на 35% меньше мужчин, получая 4,3 тыс. грн в месяц против 5,8 тыс. грн у мужчин, свидетельствую данные госслужбы статистики. ...>>

В Египте будут судить 20 человек за казнь христиан в Ливии


Египетское правосудие обвиняет два десятка соотечественников за участие в убийстве коптов в Ливии зимой 2015 года. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на катол...>>

Активировать мозг и замедлить старения поможет обычное молоко


Давно известно, что молоко является чрезвычайно полезным продуктом. Обычно его советуют пить для укрепления костей. Но последнее исследование показывает: молоко положительно ск...>>

В авиакатастрофе в Колумбии выжили трое евангельских христиан


В Колумбии при крушении пассажирского самолета погиб 71 человек, шестеро тяжело ранены. Трое из выживших шестерых оказались евангельскими христианами Об этом сообщ...>>

В Киеве эксперты  обсудили, как сохранить свободу совести в странах-участницах ОБСЕ


Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ 24–25 ноября проводило консультационную встречу, посвященную вопросам свободы религии и безопасности. Об ...>>

28 ноября начинается пост у православных и греко-католиков


Великие христианские праздники всегда сопровождаются предпраздничным постом. В конце года существует длинный пост перед праздником Христова Рождества – Филипповка. ...>>

Глава УГКЦ представил в тезисах позицию Церкви относительно семьи и церковного брака


Глава УГКЦ Блаженнейший Святослав в очередном выпуске телевизионного проекта «Открытая Церковь» на Живом ТВ рассказал о семье и церковный брак. Отвечая на вопросы ...>>

Пожертвования на сайт:
Webmoney WMZ: Z326584377450
Webmoney WMR: R125197738279
  Архив христианских новостей: 2014 / 2013 / 2012 / 2011 / 2010 / 2009 / 2008
Обратная связь / Реклама тут / Подписки / История Вебмастеру (Суперпредложение!)
Совместно с Твоя Библия
Библия, христианские новости, ответы на все вопросы

   

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ Rambler's Top100 Rambler's Top100