Христианские новости и новости религий со всего мира.
08.10.2010 15:42:51
Участники Образовательных чтений ЦФО признали "неотъемлемое право" РПЦ МП на руководство духовно-нравственным просвещением подрастающего поколения
Участники Образовательных чтений ЦФО признали "неотъемлемое право" РПЦ МП на руководство духовно-нравственным просвещением подрастающего поколения
По итогам V Образовательных чтений Центрального федерального округа "Взаимодействие школы, семьи и Церкви в духовно-нравственном развитии общества в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", прошедших в Тамбове с 29 сентября по 1 октября 2010 г., был принят проект общей резолюции мероприятия. Вариант резолюции, как указывается в грифе документа, прошёл согласование с аппаратом полномочного представителя президента в ЦФО Министерством образования и науки РФ, Синодальным отделом религиозного образования и катехизации РПЦ МП, сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".
"Признание семьи системообразующим элементом и основным субъектом образовательного пространства, - говорится в итоговом документе, - делает возможным его построение с учётом православных традиций, носителем которых являются большинство семей нашего Отечества".
В свою очередь, такой подход наделяет "новым смыслом процесс непрерывного образования как развития и духовного становления личности в течении всей жизни". Для справки, начиная с "Рождественских Чтений" 2010 г. представители РПЦ МП стали высказываться о желательности создания в стране такой системы духовно-нравственного воспитания граждан, которая охватывала бы все возрастные группы (от детского сада до гробовой доски).
Другим важным пунктом резолюции Тамбовских чтений стало требование поддержки церковно-приходских школ через систему их лицензирования в статусе учреждений дополнительного образования. Выступая перед участниками чтений, губернатор Тамбовщины Олег Бетин указал, что в его регионе разработан юридический механизм такой поддержки. Он также отметил, что это была очень кропотливая работа.Резолюция V образовательных чтений ЦФО, в частности, предлагает "разработать бюджетный механизм поддержки этой деятельности".
Устроители чтений также ставят задачу создания механизма "экспертизы учебных пособий предметной области Основы духовно-нравственной культуры народов России, которая бы учитывала позиции "различных" конфессий".
Кроме этого, предлагается "обеспечить участие полномочных представителей и специалистов" РПЦ МП в процессе подготовке "тьютеров" и учителей ОПК в рамках эксперимента ОРКиСЭ; "принять меры по совершенствованию правового регулирования в сфере информационной и духовной безопасности в целях сохранения психического и физического здоровья детей и молодёжи".
Также говорится о целесообразности распространения соответствующего опыта ЦФО во всероссийском масштабе, поскольку "в регионах ЦФО сложилась эффективная практика воспитания и образования обучающихся детей и молодёжи на основе духовных и нравственных ценностей православия, которая может быть востребована в условиях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Проект резолюции Второй секции "Взаимодействие школы и Церкви в условиях апробации комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики" содержит разъяснения, которые носят обобщающий характер. Так, в п.2 на с.2 говорится: "Светский характер российского государства не является непреодолимым препятствием для осуществления духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения на основе ценностей православия, других традиционных религий в рамках действующей в стране системы государственного общего образования" (курсив здесь и далее "Портала-Credo.Ru").
В качестве варианта практического решения задачи предлагается "поиск и нормативное закрепление подходов, обеспечивающих конструктивный и действенный консенсус государства, Церкви и семьи в данном вопросе".
В п.3 на с.2 говорится об "интеграции элементов православного духовного воспитания в массовую образовательную практику".
В п.5 (с.2) указывается, что "участники Чтений исходят из идеи неотъемлемого права РПЦ на руководство духовно-нравственным просвещением подрастающего поколения на основе свободного и добровольного выбора семьи, а также самих детей".
Контроль РПЦ МП за преподаванием ОПК в проекте резолюции второй секции тамбовских чтений объясняется так: "Поскольку на Церкви лежит безусловная ответственность за то, как и в каком виде доносятся до детей идеи христианства, должна быть гарантирована возможность её полноценного участия и решения всех вопросов, связанных с определением и контролем содержания учебных курсов и дополнительных образовательных программ православной направленности".
В проекте резолюции секции зафиксированы предложения:
- "разработать на основе сотрудничества с МП целостную концепцию преподавания ОПК на всех ступенях обучения";- подготовить нормативные документы, относящиеся к участию в образовательном процессе представителей РПЦ МП;- "обеспечить необходимые условия для безопасного духовно-нравственного воспитания детей на основе традиций православной культуры";
Полпреду ЦФО предлагается "оказать содействие в разработке и закреплении на уровне РФ и её субъектов правовых норм, обеспечивающих более широкое поле сотрудничества Церкви и органов управления образованием в области духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей".
Перед Отделом религиозного образ и катехизации РПЦ МП резолюция секции тамбовских чтений ставит задачу "подготовить рекомендательный перечень книг, образовательных материалов, предназначенных для использования в процессе духовно-нравственного воспитания на основе традиции православной культуры".
Органам управления образованием субъектов РФ, муниципалитетов, администрации образовательных учреждений рекомендуется: "В целях обеспечения свободного и добровольного выбора модулей ОРКСЭ применять все необходимые меры для заблаговременного и максимально полного ознакомления родителей обучающихся, которым предстоит осваивать курс ОРКСЭ, с общими задачами и содержательными особенностями учебных пособий по каждому модулю, условиями выбора модуля".