Христианские новости и новости религий со всего мира.
29.09.2010 15:42:52
С образованием Израиля у христиан и иудаистов появился общий взгляд на принцип светскости, заявил игумен Филипп (Рябых) на конференции в Канаде
С образованием Израиля у христиан и иудаистов появился общий взгляд на принцип светскости, заявил игумен Филипп (Рябых) на конференции в Канаде
Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата игумен Филипп (Рябых) выступил 26 сентября перед членами и гостями Квебекского еврейского конгресса с докладом "Диалог в христианско-еврейских отношениях в современной России и в мире". Текст доклада, повторящий выступление о. Филиппа 9 ноября 2009 г. на международной конференции в Минске "Православно-иудейский диалог и его перспективы", публикует официальный сайт ОВЦС МП.
Ссылаясь на трагическую историю России в XX веке, о. Филипп высказал убеждение, что успешный межрелигиозный диалог может строиться только в том обществе, в котором существует признание ценности религиозного мировоззрения. Отказ религии в праве влиять на общественные процессы, по его мнению, "создает атмосферу нетерпимости и враждебности к любому религиозному мироощущению в целом".
Для России нехарактерны миссионерство и прозелитизм, потому что "значимым фактором успеха межрелигиозного диалога в России всегда было признание исторически сложившейся реальности в сфере религиозного выбора жителей страны". Российская справедливость, по словам о. Филиппа, состоит в том, что "подавляющее большинство граждан в нашей стране принадлежат к православию, но также есть значимые общины, принадлежащие к исламу, буддизму и иудаизму. Это предполагает особое внимание к развитию этих религий в регионах их наибольшего присутствия".
Ответственность за современное торжество секуляризма на Запада зампред ОВЦС МП "в определенной мере" возложил на "христианский и иудейский мир", поскольку "наши религиозные общины не смогли передать живую веру многим своим сыновьям и дочерям в прошлом". "Откуда могли взяться люди, предложившие строительство рая на земле с помощью насилия? - задается вопросом игумен и отвечает - Они нередко были выпускниками иудейских религиозных школ, католических или православных учебных заведений".
В современных условиях, считает докладчик, христиане и иудаисты "могли бы вместе выступать за активное присутствие религии в общественной жизни, таким образом, преодолевая одно из родовых пятен просвещенческой модели – секуляризм". "С основанием Израиля, - отметил о. Филипп, - для иудейской общины появилась новая возможность взглянуть на светскость не с точки зрения религиозного меньшинства, но с точки зрения нации, обретшей свое государство. Имея свое государство, еврейский народ получил возможность строить общественную жизнь, опираясь на религиозные ценности при уважении прав других религий. Таким образом, у христиан и иудеев появился общий угол зрения на принцип светскости".
Собственно же богословский диалог между христианством и иудаизмом может разрешиться, по убеждению православного игумена, не на земле, а "только в эсхатологической перспективе, когда Сам Бог явит истину". Пока же христиане и иудаисты призваны, по его мнению, "вместе укреплять этику межрелигиозных отношений".
Встреча в Квебеке прошла при поддержке Канадского центра экуменизма, объединенной общины русскоговорящих евреев Квебека и газеты "Голос общины".