Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

29.07.2010 12:44:42

Крещение Руси как политический проект

"Главред", 28 июля 2010 года

Дискуссии вокруг церковного раскола в Украине не стихают.

Сторонники Московского патриархата настаивают, что другие православные конфессии образованы самовольно и не признаны остальными мировыми православными Церквями.

Их оппоненты напоминают историю Русской православной церкви: избрание в первой половине XV века митрополита Ионы при уже имеющемся митрополите Исидоре, фактическое заточение Вселенского патриарха в Москве в 1589 году (после чего тот вынужден был признать Московскую митрополию Патриархатом), наконец, сомнительные обстоятельства «передачи» Киевской митрополии из-под омофора Константинополя под Москву в 1686 году.

Специалисты-религиеведы, между тем, указывают, что в православной традиции вопрос образования автокефальных (самоуправляющихся) церквей не имеет однозначного трактования. Так что этот вопрос был и остается исключительно политическим.

И это не должно удивлять. Сегодня, когда Украина отмечает 1022-летие Крещения Руси, следовало бы вспомнить, что исключительно политическим было еще само упрочение православия на восточнославянских землях. В конечном итоге Крещение стало результатом целого ряда случайностей и интриг, сопровождавшихся шантажом, изменами и кровопролитием разной степени жестокости.

В последней четверти Х века Византию, которой сильнее всего досталось от болгар, потрясла очередная гражданская война. В 987 году полководец Вард Фока провозгласил себя императором; его поддержали малоазийские провинции. Казна «легитимных» императоров в Константинополе – а царствовали тогда два брата, Василий ІІ и Константин VII – была почти пуста.

В этих условиях братья-императоры попросили о помощи давно знакомых им русов, и князь Владимир не мог не воспользоваться возможностью.

На помощь Василию и Константину князь отправил шесть тысяч воинов (которые, что характерно, после победы над узурпатором остались на службе в Византии). В награду же находчивый князь просил не много, не мало – руки царевны Анны, императорской сестры.

Сказать, что при константинопольском дворе это восприняли как невероятную наглость – значит не сказать почти ничего. В свое время Анну не отдали даже за христианина Оттона Великого, императора Священной Римской империи – а тут варварский «каган»!

Однако деться было некуда. Фактически единственным требованием, от которого Константинополь отступить не мог ни в коем случае, было требование к князю Владимиру креститься и крестить своих подданных. Но, возможно, именно это и входило в далекоидущие расчеты Киева. Мол, не мы у них крещения просили, а они нас просили креститься!

Тут следует напомнить, что вообще-то князь Владимир к тому времени был известен как ярый гонитель христиан. Именно «благодаря» ему на Руси появились первые мученики. Как утверждает летописная традиция, это были двое варягов из его дружины – отец и сын. По преданию, отцу выпал жребий принести сына в жертву богам в честь победного похода на ятвягов в 983 году. Отец отказался, и дружинники разорвали обоих.

Вместе с тем, судя по источникам – к сожалению, очень скудным – Владимир понимал нежизнеспособность традиционного язычества. Однако сперва он никоим образом не стремился к христианству: первой его религиозной реформой было введение своеобразного «пантеона для аристократии» во главе с Перуном (вероятно, по скандинавскому образцу).

Впрочем, этот пантеон не пришелся по вкусу простонародью, которое продолжало чтить «своих» богов: Даждьбога, Велеса, Мокошу, Сварога и прочих. Справедливости ради следует сказать, что почти все наши сведения об этих богах почерпнуты из «политической мифологии» XIX – начала ХХ веков. На самом же деле мы даже не знаем, является ли «Даждьбог» именем, или просто... вежливым крестьянским приветствием.

Однако сам факт наличия «народного пантеона» в противовес «пантеону аристократов» не подлежит сомнению. Кроме всего прочего, это противопоставление объясняет, почему позже никто из киевлян так и не стал на защиту идола Перуна, которого топили в Почайне.

Но вернемся к матримонии с принцессой Анной. Очевидная (для тогдашнего сознания) проблема с крещением заключалась вот в чем. Если бы Владимир женился на Анне по христианскому обычаю, он должен был бы не только отослать своих жен, но и признать незаконными рожденных с ними сыновей. Этих сыновей, по некоторым источникам, у князя было 12. Цифра слишком мистична, чтобы быть точной – но детей у Владимира до его крещения все-таки было много.

Однако после отказа от рожденных «в грехе» детей, эти дети лишались всех княжеских привилегий. По крайней мере, по обычному «праву» варяжско-славянских жен. Но многие из его сыновей были уже взрослыми – старше 14–15 лет – и, по обычаю того времени, служили в дружине или занимали определенные «административные», как мы бы сегодня сказали, должности.

Мог ли князь-военачальник безнаказанно лишить собственных сыновей должностей «полевых командиров» и «офицеров Генштаба»? Вопрос риторический. Да и кем бы он их заменил?

Как эта коллизия была решена, доныне точно неизвестно. Так или иначе, от жен своих Владимир перед свадьбой с Анной отрекся, гарем раздарил дружинникам (очень христианский поступок, не так ли?), а сыновей отрядил руководить отдаленными волостями Руской Земли.

Трудно удержаться от замечания, что, возможно, от последних и пошли многочисленные междоусобицы, из-за которых Русь, в конце концов, пала перед монголами.

Что же касается бракосочетания князя Владимира, то за принцессу ему еще пришлось повоевать. Летописи утверждают, что князь, согласившись на крещение, двинулся в низовье Днепра и тщетно ждал там невесту, которая и не думала выезжать из Константинополя. Только несколько месяцев спустя, разгневавшись, князь пошел на крайние меры – осадил греческий город Херсонес, известный на Руси как Корсунь.

Показательно, что храбрые, но не очень продвинутые технически русичи не могли взять город целых 9 месяцев. И, возможно, так и не взяли бы, если бы не банальная измена. По крайней мере, летопись утверждает, что причина была именно в ней: священник по имени Анастас выпустил в руский лагерь стрелу с запиской, в которой указывалось, где находится подземный водопровод в город.

Русичи перерыли водопровод, и жажда заставила греков сдаться. И именно в завоеванном Корсуне Владимир и принял крещение.

С этим событием связана и соответствующая «чудесная легенда». Якобы Владимир после взятия Корсуня вдруг ослеп, но когда его во время крещения облили святой водой, прозрел – что и убедило самого князя и его дружину в силе христианского Бога.

Показательно, впрочем, что эта легенда значительно менее распространена, чем известная басня о том, как Владимир выбирал между религиями, по которой князь избрал православие, потому что оно позволяло пьянствовать. Что подчеркивает довольно светский, более того – политический характер тех событий.

После Киева Владимир, как известно, крестил Новгород, где дело дошло до уличных боев: суровые северяне с их устоявшейся традицией «сепаратизма» по отношению к Киеву не очень-то стремились принимать новую веру. Впрочем, мирная христианская проповедь посланного в Новгород епископа Иоакима поддерживалась военной силой дальновидно прикрепленного к епископу воеводы Добрыни, так что вооруженное сопротивление Новгорода было подавлено.

Между тем, в Киеве тот самый грек Анастас, который сдал Владимиру Корсунь, возглавил первый каменный храм Руси – знаменитую Десятинную церковь. А первой знаменитой монахиней стала бывшая «главная жена» Владимира – княгиня Рогнеда, в свое время взятая им силой (и изнасилованная на глазах у родителей). Сначала христолюбивый князь предложил ей выйти замуж за кого-либо из дружинников – но гордая княгиня заявила, что умрет княгиней, и постриглась в монахини.

Так православие утвердилось на Руси. В заключение, впрочем, следует сказать, что спокойным и стабильным его развитие не было никогда. И неурядицы начались задолго до «присвоения» Киевской митрополии Московским княжеством, да что там – задолго до монгольского нашествия.

Так, уже Владимир регулярно конфликтовал с Константинополем из-за своего желания влиять на процесс назначения Киевского митрополита. А вскоре еще дальше пошел князь Ярослав Мудрый: в 1051 году он, вообще не посоветовавшись с Константинополем, поставил первого русского митрополита – знаменитого Иллариона.

Формально за Иллариона голосовали епископы, но нетрудно догадаться, что особого выбора у них не было. Поэтому традиция «вмешательства государства в дела Церкви» на Руси существует ровно столько, сколько существует сама Церковь.

Позже, задолго до раскола руского православия, случалось на Киевской митрополии и одновременно по два митрополита. Например, в середине ХІІ века, во время борьбы за Киев между князьями Изяславом и Юрием Долгоруким, новый митрополит завозился в город каждый раз, как его брало войско одной из враждующих коалиций. Были и анафемы, которые новые митрополиты провозглашали по указанию соответствующего князя – и не только другим князьям, но и своим собственным предшественникам...

Поэтому корни и истории московского митрополита Ионы, и темы «политических проклятий» а-ля Мазепа уходят еще в древние времена Киевской Руси. Когда никто и подумать не мог, что Москва будет диктовать волю и светской, и церковной власти в Киеве.

Наверное, единственный вывод, который из этого можно сделать, – необходимость различать «Богово» и «кесарево». И понимать, что межконфессиональная борьба – это на самом деле обычная политика, которой немало современных пастырей занимаются не менее умело, чем торговлей подакцизным товаром.

В конечном итоге, как мы знаем, Иисус не завещал верить ни в Патриарха Кирилла, ни в Патриарха Филарета. Он просто говорил: «Где вас двое или трое собрались во имя Мое – там Я среди вас».

Источник:

РИСУ

Архив новостей

Облако тегов:
« &ndash владимир сыновей митрополита сказать впрочем именно которой киевской крещения владимира задолго следует патриарха митрополии крещение первой возможно киевской митрополии следует сказать исключительно политическим

Бельгийская конгрегация активно противится запрету Папы на эвтаназию


Бельгийская конгрегация благотворительного католического ордена активно противится запрету Папы на эвтаназию – и по-прежнему разрешает эвтаназию в своих психиатрических клиниках, у...>>

Плакатами «Вон из Украины!» встретили Передстоятеля УПЦ (МП)  Онуфрия в Кропивницком


17 сентября активисты провели акцию протеста во время визита в Кропивницкий Предстоятеля УПЦ (МП) Онуфрия (Березовского). Об этом сообщает Depo.Кропивницький. С п...>>

Проповедник в США уверен, что его молитвы отклонили и ослабили ураган «Ирма»


Проповедник в США уверен, что его молитвы отклонили и усмирили ураган Ирма, и при этом заявил, что «мы несем особую миссию в деле защиты нации» о себе и своих сторонниках, сообщает...>>

В Одессе молятся за детей, трагически погибших во время пожара в лагере


По благословению митрополита Одесского и Измаильского УПЦ (МП) Агафангела в воскресенье, 17 сентября, в храмах епархии отслужены панихиды по детям, трагически погибшим при пожаре в...>>

В Днепре после реконструкции открылась историческая синагога «Альтершил»


В Днепре прошла церемония открытия после реставрации молитвенного зала исторической синагоги, известной как «Альтершил» (на идиш – «Старая синагога»). Об этом сооб...>>

Пять самых неверно цитируемых стихов из Библии


Шейн Прутт, директор миссий Южной Баптистской Техасской Конвенции в своей статье назвал пять Библейских стихов, которые часто неверно цитируются христианами. Библи...>>

Музыкант: Христианам нет смысла пробиваться на светскую сцену


Василий Чеховский, лидер музыкальной группы Imprint в интервью Refnews поделился своим мнением о том, есть ли смысл христианским музыкантам пробиваться на светскую сцену, сообщает ...>>

Пожертвования на сайт:
Webmoney WMZ: Z326584377450
Webmoney WMR: R125197738279
  Архив христианских новостей: 2014 / 2013 / 2012 / 2011 / 2010 / 2009 / 2008
Обратная связь / Реклама тут / Подписки / История Вебмастеру (Суперпредложение!)
Совместно с Твоя Библия
Библия, христианские новости, ответы на все вопросы

   

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ Rambler's Top100 Rambler's Top100