Христианские новости и новости религий со всего мира.
12.07.2010 12:42:02
Суд признал виновными организаторов выставки "Запретное искусство - 2006"
Таганский суд Москвы признал виновными организаторов выставки в Центре имени Сахарова "Запретное искусство - 2006" - экс-директора музея и общественного центра им. А.Д. Сахарова Юрия Самодурова и бывшего заведующего отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрея Ерофеева - в возбуждении ненависти и вражды по религиозным признакам. Об этом говорится в приговоре суда, оглашение которого началось в понедельник днем, сообщает "Интерфакс".
По информации агентства, значительное число журналистов не смогли попасть в здание Таганского суда Москвы, чтобы присутствовать на оглашении приговора по делу об организации выставки.
Представители информагентств были допущены в зал только после вмешательства руководителя пресс-службы Мосгорсуда Анны Усачевой, отмечает "Интерфакс". Желающих попасть на процесс было так много, что всех не пустили даже во двор суда. В здание не вошли не только простые зрители, но и журналисты.
Когда сотрудники суда сочли, что место в зале закончилось, то двери в здание закрыли. Журналистам пришлось брать суд штурмом. Тех, кто прорывался, приставы довольно жестко выталкивали.
Не пустили в суд и главу центра "Мемориал" Олега Орлова, который показал удостоверение члена аппарата уполномоченного по правам человека. Затруднения возникли и у Олега Кассина, по заявлению которого было возбуждено дело.
Между тем арт-группа "Война" в знак поддержки организаторов выставки "Запретное искусство-2006" раскидала тараканов в Таганском суде Москвы. Об этом сайту Каспаров.ru рассказал художник Артем Лоскутов, находящийся на месте событий.
По словам Лоскутова, активисты "Войны" пронесли в здание суда, где оглашается приговор организаторам выставки, более 3,5 тысяч крупных тараканов и раскидали их в коридоре.
В результате, после акции был задержан участник арт-группы "Война" Петр Верзилов, а также активистка движения "Солидарность" Анастасия Рыбаченко. Сейчас они доставлены в Таганское ОВД.
Лоскутов добавил, что на оглашение приговора пришли более ста человек, однако в зал удалось попасть только некоторым журналистам. Самих обвиняемых в зал пока также не пустили.
Прокуратура попросила для фигурантов дела реальных сроков заключения. Каждому подсудимому, по мнению гособвинителя, нужно назначить по три года лишения свободы.
Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров своей вины в инкриминируемых деяниях не признали, защита фигурантов просила их оправдать.
В связи с организацией и проведением в марте 2007 года в Общественном центре имени А. Сахарова выставки "Запретное искусство - 2006" было возбуждено уголовное дело по статье 282 УК РФ - "Возбуждение ненависти либо вражды".
В ходе расследования предъявлено обвинение Юрию Самодурову, который на тот момент был директором центра, и куратору выставки, занимавшему тогда должность завотделом новейших течений Третьяковской галереи Андрею Ерофееву.
На выставке, как сообщали тогда в музее, были представлены произведения, не разрешенные к показу в московских галереях и музеях.
Судебный процесс ранее был приостановлен в связи с травмой позвоночника Андрея Ерофеева.
Согласно обвинительному заключению, Юрий Самодуров и Андрей Ерофеев организовали выставку "Запретное искусство - 2006", проходившую с 7 по 31 марта 2007 года в общественном центре им. Сахарова, "где демонстрировались произведения, содержащие унизительные и оскорбительные изображения в отношении христианской религии и верующих", сообщили "Интерфаксу" ранее в столичной прокуратуре.
В пресс-службе прокуратуры Москвы также сообщили, что Юрий Самодуров уже привлекался к уголовной ответственности за совершение такого же преступления и был приговорен Таганским районным судом Москвы в 2005 году по п. "б" ч. 2 ст. 282 УК РФ к штрафу в размере 100 тыс. рублей. Сейчас эта судимость погашена.
Между тем свое негативное отношение к уголовному преследованию Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева высказали ранее российские и международные правозащитники.
В поддержку организаторов выставки "Запретное искусство" выступило музейное сообщество России.
"Я считаю, что ни художники, ни кураторы, ни вообще искусство не должны подпадать под уголовное наказание. Люди в картинах зачастую видят то, чего художник, может, вообще не имел в виду. Время тоже вносит свои коррективы, и следующему поколению вообще будет непонятно то, из-за чего мы спорим сейчас", - заявила агентству "Интерфакс" Ирина Лебедева - гендиректор Третьяковской галереи, в которой ранее работал Андрей Ерофеев.
"Мое твердое убеждение: то, что возможно в частных галереях, на экспериментальных площадках, того не должно быть в государственных музеях. У всех институций, которые работают в современном искусстве, есть свои задачи и свой формат, но эксперимент есть всегда", - подчеркнула Ирина Лебедева.
Она уверена, что творческий процесс не поддается жесткой регламентации и нельзя однозначно говорить о том, что разрешено, а что запрещено в искусстве.
"То, что запрещалось в 70-е годы, стало классикой современного искусства и продается на аукционах. Я не говорю, что в публичном пространстве позволено все, конечно, нет. Вседозволенность - это не свобода, в любом обществе есть свои ограничения, но все-таки не уголовные, не применительно к искусству", - считает она.
По ее словам, современное искусство концептуально, и зачастую главным является не само изображение, а то, что за ним стоит, подразумевается.
"Главное, чтобы нам потом всем не пожалеть о содеянном, а такое возможно. И потом, в нашем обществе такое количество проблем, действительно уголовно наказуемых деяний, что непонятно, почему именно художники и кураторы стали объектом уголовного дела", - заметила гендиректор Третьяковки.
Генеральный директор Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Михаил Миндлин считает, что кураторы выставки ни в чем не виноваты и не должны быть наказаны.
"Самодуров и Ерофеев показывали то, что не может быть прокомментировано как оскорбление религиозных чувств, так как эти произведения были показаны в специализированном экспозиционном пространстве профессионального выставочного зала. Поэтому они не могут быть осуждены", - сказал Михаил Миндлин "Интерфаксу".
"Если человек придет в Колонный зал Дома союзов в нижнем белье, это воспримут как оскорбление, а если он в том же виде находится в больнице, то есть в специализированном месте, это не вызывает никаких претензий.
Самодуров и Ерофеев не выходили за пределы специализированного пространства", - подчеркнул он.
Миндлин отметил, что выставка была воспринята как оскорбление религиозных чувств людьми ортодоксальных, консервативных взглядов, "но ведь это не все общество, а лишь его часть".
"Современное искусство по определению провокативно. Оно рождает новые идеи, течения, опровергая канонические, традиционные представления об искусстве. Преследуя людей, которые занимаются развитием искусства, мы ставим крест на эстетическом развитии общества", - уверен гендиректор ГЦСИ.
По словам Миндлина, он знаком с людьми из религиозной, православной среды, которые не нашли в этой выставке ничего оскорбительного, а увидели в ней совершенно иные смыслы. Он также заметил, что люди, которые были привлечены к процессу для проведения экспертизы произведений, представленных на выставке, не являются специалистами в области современного искусства и не могут судить об этих экспонатах с профессиональной точки зрения.
"Ведь, если человек сломает ногу, его никто не поведет к психиатру. Так же и здесь. Один из этих экспертов сказал, что лишь однажды побывал на выставке современного искусства и ему запомнилось то, что там штукатурка падала с потолка. С тех пор он не ходит на выставки современного искусства", - рассказал гендиректор ГЦСИ.
Миндлин напомнил, что многие люди искусства были не поняты современниками и даже подвергались гонениям, однако сегодня являются общепризнанными гениями.
"Общество когда-то не воспринимало Рембрандта, импрессионистов считали салоном отверженных, авангардистов преследовали и предавали анафеме, а сейчас ими восхищается весь мир", - заключил он.