Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

07.07.2010 19:43:39

Святой интеллигент, или история Нила Сорского (СМИ)



Святой интеллигент – так иногда называют одного из величайших подвижников русского христианства – преподобного Нила Сорского. Человек смиренный, он никогда не был марионеткой в чужих руках и ничего не делал без рассуждения. Он не довольствовался одной лишь формой, видимостью. Единственное, что для него имело ценность, – это суть, смысл, содержание.

Иначе

Есть люди, которые изучают и жизнь, и Священное Писание, как армейский устав: для них все делится на «обязательно» и «не положено», они редко задаются вопросами и предаются размышлениям. А есть личности другого типа – те, кто задает вопросы, рассуждает, проверяет сказанное и написанное на подлинность, как пробуют на зуб золотую монету. Таким был Николай Майков, впоследствии принявший постриг под именем Нила.

Родился он в 1433 году и, по одним данным, происходил из крестьянской семьи, по другим – из боярского рода Майковых. До того как стать монахом, Нил был скорописцем – занимался переписыванием книг. Монашеский постриг преподобный Нил принял в Кирилло-Белозерском монастыре, но вскоре отправился в паломничество по святым местам Востока. Несколько лет прожил на горе Афон и в монастырях Константинополя.

А вернувшись домой в монастырь, Нил… отказался жить в нем. Почему? Он отвечает в своем письме одному из братьев: «Удаление мое из монастыря не было ради душевной пользы? Ей, ради нее! Я видел, что там живут не по закону Божию и преданию отеческому, а по своей воле и человеческому рассуждению».

Нил поселился в 15 верстах от обители, на реке Соре: водрузил крест, построил часовню и дом, выкопал колодец. Место, которое выбрал Нил, было дико, мрачно и пустынно. Но в этой низине Нил и другие иноки, которые вслед за ним поселились в Сорской пустыни, насыпали высокий холм, а потом воздвигли там храм. В возникшем монастыре преподобный Нил ввел новый для Руси скитский устав. И в этом уставе, состоящем из 11 глав, основное внимание уделялось отнюдь не внешнему распорядку. Ведь целью Нила была не формальная новизна, а внутреннее обновление.

Книжник… но не фарисей

По мнению Нила, аскетизм должен быть не телесным, а духовным. А это требует не внешнего «умерщвления плоти», а внутреннего, духовного самосовершенствования. Поэтому и в уставе скита основное внимание уделялось не телу, а мыслям и сердцу. В Уставе Нила – множество объяснений и рекомендаций, как «возделывать почву своего сердца»: побеждать разрушительные мысли, чувства и желания, а вместо них насаждать в себе добрые стремления, любовь, прощение и веру.

Нравственное самосовершенствование, считал Нил, не должно быть принудительным, а разумно-сознательным: «с рассмотрением», «вся с рассуждением творити». Порицая самовольство и мятеж, Нил, тем не менее, не был сторонником механического послушания, когда человек не понимает, что делает. Нил уважал личную свободу. По его мнению, воля монаха, как и любого другого человека, должна подчиняться только одному авторитету – авторитету «Божественных Писаний». Вот почему Нил проводил много времени, изучая книги Библии и наставления отцов Церкви: «Живя наедине, занимаюсь испытанием духовных писаний: прежде всего, испытываю заповеди Господни и их толкование – предания апостолов, потом – жития и наставления святых отцов. О всем том размышляю и что, по рассуждению моему, нахожу богоугодного и полезного для души моей, переписываю для себя».

Однако не все книги, написанные людьми, даже священниками, Нил Сорский считал богодухновенными. Сегодня такой взгляд на тексты кажется естественным. Но для того времени это было сенсацией. В глазах многих людей любая книга, кем бы и по какой бы причине она ни была составлена, являлась непререкаемым авторитетом. Подвергать книги критической оценке было не принято. А Нил подвергал многие тексты анализу. И принимал во внимание только то, что «по возможному согласно разуму и истине...»

Вот что он пишет одному из братьев: «Ты спрашиваешь, как не сойти c истинного пути. Дам тебе следующий благой совет. Положи себе, как заповедь, законы Божественных Писаний… и исполняй их. Ибо различных писаний много, но не все из них Божественны. Ты же, испытав их надежность и истинность, держись их и бесед разумных и духовных мужей… и без свидетельства Писаний не совершай ничего…»

Взгляды старца у многих (в том числе у священнослужителей и великих князей) вызывали уважение, но многим и не нравились. Однако Нила это не смущало: «Не хорошо всем человекам хотеть угодным быть. Избери: или об истине печься и умереть ради нее, чтобы жить вовеки, или творить то, что угодно людям, но быть врагом Богу».

Золотой телец

Нил не был склонен осуждать людей, даже когда они заблуждаются: на Соборе 1490 года он выступил против сожжения еретиков на кострах. Во многом благодаря голосу Нила и его единомышленников многие люди избежали казни.

Однако Нил умел постоять за то, что считал истинным. На соборе 1503 года в Москве Он поднял вопрос о монастырских имениях, которые в то время составляли треть всей государственной территории. Нил не одобрял того, что монастыри принимали в дар от богатых людей все больше земель и богатств. Во-первых, принимая дары, духовные лица теряли независимость, начинали угождать «спонсорам», а не Богу. Во-вторых, из-за обширностей владений монахи вынуждены были заниматься больше делами экономическими, чем духовными. Дошло до того, что многие люди стали уходить в монастыри для того лишь, чтобы обеспечить себе беззаботное и безбедное существование. Видя это, Нил не мог молчать…

Его противником в этом споре стал Иосиф Волоцкий, который выступал за усиление церковного влияния в светских вопросах. Возможно, при других условиях Иосиф и Нил смогли бы дополнять друг друга, уберегая церковь от двух крайностей – полного ухода от мира и полного погружения в мирские заботы. Но на том Соборе эти два подвижника не смогли услышать друг друга. Стремлению монастырей к обогащению Нил противопоставил «нестяжание» – совершенный отказ от богатства. Его доводы не показались Собору убедительными… Однако предостережение Нила Сорского актуально и в наши дни. Сегодня, как и в былые времена, богатство часто становится идолом, если ради него мы пренебрегаем более важными вещами: любовью к Богу, верой и совестью.

Нила Сорского считают проповедником нестяжания и бессребреничества. Но, думается, главный принцип этого человека Божьего был не в бедности. А совсем в другом: «Старайся… не превратить сердце свое ни в обочину дороги, ни в камень, ни в терние. Но соделай его доброй землей, принося многократный плод в святости души своей» (см. Мар.4:3-20). О том же говорит нам и премудрый Соломон: «Больше всего хранимого храни сердце свое, потому что из него источники жизни» (Прит.4:23).

Мария Меньшикова

Христианская газета «Колокол»

Источник:

Invictory.org

Архив новостей

Облако тегов:
писаний многие соборе считал внимание одному уставе сорского внимание уделялось основное внимание основное внимание уделялось

Исследования определили три простых хобби, которые делают человека умнее


Ученые убеждены, что существуют определенные увлечения, которые делают человека интеллектуально развитие и умнее. В частности, ряд исследований позволяет выделить ...>>

Власти Британии - не нужно запрещать поздравления с Рождеством


Работодателям в Великобритании не стоит беспокоиться из-за того, что их подчиненные поздравляют друг друга с Рождеством, в этом нет дискриминации представителей других ре...>>

В Одессе прошел форум для христианских лидеров и управленцев


Ко «Все вместе! Форуму» в Одессе (Украина) присоединились украинские эксперты, ученые, бизнесмены, пасторы, чиновники и студенты. Вместе с одесситами 26 ноября они говорили о государственных...>>

В Украине Кабмин утвердил проект празднования Года Реформации


В среду, 7 декабря у Кабинет министров Украины принял Распоряжение об утверждении плана мероприятий по празднованию 500-летия Реформации. Проект соответствующего решения размещен на Правител...>>

Видеопроект - Адвент через чтение Евангелия


Католические душепастырства мужчин «Мужчины святого Иосифа» и профессиональное сообщество железнодорожников начали в Интернете совместный видеопроект, цель которого – популяризировать предро...>>

Священник собрал деньги для выкупа из плена ИГИЛ 200 христиан


Священнику из Сирии удалось собрать деньги для выкупа более 200 ассирийских христиан, которые были взяты в заложники боевиками ИГИЛ в феврале 2015 года. По данным ...>>

Кабінет Міністрів підтримав проект R500


В середу, 7 грудня український Уряд ухвалив Розпорядження щодо затвердження плану заходів по відзначенню 500-річчя Реформації. Про це порталу НХМ повідомляє...>>

Пожертвования на сайт:
Webmoney WMZ: Z326584377450
Webmoney WMR: R125197738279
  Архив христианских новостей: 2014 / 2013 / 2012 / 2011 / 2010 / 2009 / 2008
Обратная связь / Реклама тут / Подписки / История Вебмастеру (Суперпредложение!)
Совместно с Твоя Библия
Библия, христианские новости, ответы на все вопросы

   

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ Rambler's Top100 Rambler's Top100