04.07.2010 20:42:48

Тибетцы эволюционируют быстрее всех, выяснили ученые

Тибетцы эволюционируют быстрее всех, выяснили ученые Ученые показали, что тибетцы, живущие на Тибетском плато на высоте более четырех тысяч метров над уровнем моря, выработали генетические адаптации к суровым условиям жизни при нехватке кислорода всего за три тысячи лет, что является рекордом скорости эволюции среди людей, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на в статью исследователей, опубликованной 2 июля в журнале Science.

Предыдущий рекорд принадлежал европейцам, за 7,5 тысячи лет освоившим употребление коровьего и козьего молока, что до сих пор не удается азиатам, не способным переварить содержащуюся в нем лактозу.

Авторы исследования, группа ученых под руководством Размуса Нильсена (Rasmus Nielsen) из Калифорнийского университета в Беркли показала, что современные тибетцы обладают специфическим вариантом гена EPAS1, который встречается у них в 87% случаев, тогда среди их ближайших родственников - китайцев этнической группы хань - этот вариант гена встречается лишь в 9%.

"Это наиболее быстрые генетические изменения, когда-либо наблюдавшиеся у людей. Для такого сильного генетического изменения в EPAS1, (которое затронуло всю популяцию тибетцев), большое количество людей должно было умереть, не выдержав естественного отбора, просто потому что у них не было нужной версии этого гена", - сказал Нильсен, слова которого приводит пресс-служба университета.

Для того, чтобы развить эволюционное преимущество, позволяющее тибетцам жить в условиях недостатка кислорода и не чувствовать дискомфорта, им понадобилось всего несколько сотен поколений, что говорит о жесткости естественного отбора.

Кроме специфических для тибетцев мутаций в EPAS1 ученые выявили еще несколько генетических вариаций, отличающих тибетцев от китайцев, все из которых связаны с тем, как человеческое тело использует кислород.

Для проведения анализа ученые использовали генетические данные, предоставленные Китайским институтом геномики в Шеньчжене. Массив данных состоял из 50 расшифрованных на 90% геномов тибетцев, не состоявших между собой в родстве и живших в двух разных поселениях на высоте более 4 тысяч метров над уровнем моря. Для сравнения с этими геномами китайские специалисты предоставили группе Нильсена 40 геномов китайцев-жителей Пекина.

После сопоставления этих двух наборов геномов, исследователи сравнили их с 200 геномами датчан, среди которых вариация EPAS1 практически не встречается. Это сравнение позволило установить некоторые данные о предках и истории происхождения тибетцев.

Согласно полученным данным, тибетцы и китайцы хань разделились на две популяции примерно 2750 лет назад. Одна из них заселила Тибет и заметно сократилась в своей численности, а другая резко выросла и сформировала наиболее многочисленную сейчас этническую группу на Земле.

При этом Нильсен отмечает, что согласно историческим свидетельствам Тибет был заселен людьми гораздо раньше, а потому современные тибетцы могли либо прийти на смену жившим здесь народам, либо ассимилироваться с ними.

Портал-Кредо