Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

08.06.2010 16:47:40

Протестантская теология среди наук

отношение как основная категория, вне которой эвклидова реальность перестает быть интеллигибельной и оказывается бутафорией или иллюзией.

Теоцентризм добавляет инакости в антропоцентризм того же самого. Новая актуальность теоцентризма совпадает с философским поворотом к символической, социальной и метафизической фигуре Иного и «воскресением субъекта».

В современной теологии теоцентризм переосмысливается так же радикально, как и антропоцентризм. Речь идет о взаимоопределении понятий и конвергенции дискурсов, когда теология приобретает антропологический характер, в то же время антропология поднимается на теологический уровень. Именно подобная конвергенция и делает возможной интеграцию теологии в корпус научных знаний.

Теология становится рядом с науками о человеке и мире, но на этом не останавливается, призывая другие науки открывать новые, духовные измерения, достраивает высшие этажи знания. Так, согласно неодарвинистской науке, эволюция человека проходит через Homo habilis к Homo sapiens. Теология уверяет эволюционистов и других прогрессистов, что быть человеком означает намного больше, чем быть умелым существом или интеллектуальной машиной.

Интегральная теология не только дополняет, продолжает антропную науку, но и признает за ней определенную автономию и базовый статус. Нельзя двигаться дальше, строить ступеньки в небо, не опираясь на эмпирическую и рационалистическую науку. Другими словами, предлагается принять за основу современную научную парадигму, но дальше корректировать ее и достраивать.

Наиболее открытыми к интеграции теологии и науки оказались протестантские мыслители. Если теология исторических церквей отстаивает примат духовного знания над научным, то протестанты стараются предложить инклюзивные проекты. Если для исторических церквей проблемой является согласование исторического опыта теологии, «суммы теологии» с современной научной картиной мира (тем более что акцент всегда ставится на первом), то для протестантов, не отягощенных традициями, «метанаррациями», авторитетом патристики и соборов, теология всегда возникает заново, переинтерпретируется в каждой измененной ситуации. Поэтому и не возникает вопроса о собственной, отдельной теологической традиции, потому что теологию можно всегда вписать в современный контекст, она не существует в готовом виде и не хранится где-то в параллельной реальности, она возникает всегда и рядом в определенном социальном и научном окружении.

Возможно, именно такая радикальная открытость мира современности и избавляет протестантов от ответственности и заботы о теологии как оформленной науке. Когда все общее (наука, культура, социально-политическая жизнь), дело лишь в том, чтобы только добавить или исправить, или оспорить и отвергнуть. В последнем варианте возможно и другое отношение к современности – радикальная закрытость, когда все объявляется греховным и вражеским. Тогда не остается собственной территории, куда можно отступить, ведь нет истории и традиции, или их так мало, что можно стоять только на одной ноге.

В обоих случаях сосредоточенность на современности требует специфической теологии, которая или принимает доминирующую парадигму за основу и корректирует ее в свою пользу, или объявляет войну научной картине мира. Так или иначе, референтной выступает собственно современная научная парадигма, а интегральная теология возникает на ее основе как продолжение или критика.

Эти неблагоприятные обстоятельства вызваны также требованиями институционной, «государственной», «ваковской» науки – позволяется называть себя теологом (мистиком, пророком, апостолом и т.п.), главное иметь диплом кандидата/доктора наук, путь к которому требует приспособления к устойчивой научной парадигматике и сообщества ее представителей. Проходя путем научной аттестации, те, кто мечтали стать теологами, стать ими не смогли — стали историками, философами, религиоведами (Ю. Решетников, О. Спис, О. Барич, Л. Бородинская, М. Балаклицкий). Путь постсоветской науки к теологии не ведет.

Исключительными являются исследования Р. Соловия (теология постмодерна), начатые уже после защиты диссертации, когда научный статус дал возможность заниматься не обязательными темами, а, наконец, реализовать собственное призвание. Другим исключением является С. Головин (его тема — теологические принципы научной апологетики), избравший западный докторский диплом и максимум творческой свободы вне «ваковских» шаблонов.

Таким образом, протестантская теология находится на перекрестке – избрать автономный путь, творить без ваковских документов на собственный риск, или же интегрироваться в общее научное пространство и потерять при этом много оригинального, растворившись в типичных научных дискурсах. Характерно, что протестантские семинарии избрали первый путь, а Киевский и Донецкий христианские университеты рискнули пройти вторым.

«Ненаучная», «свободная» теология, творцами которой являются пасторы церквей, проповедники, катехизаторы, преподаватели христианских школ также находится не в лучшем положении. Протестантские общины Украины малоизвестны на теологической карте христианского мира. Для реформатов и лютеран можно найти исторические и демографические оправдания, ссылаясь на малую численность и маргинальность. Однако для баптистов или пятидесятников, для которых характерны большие союзы церквей (наибольшие в Европе!), отсутствие развитой теологии стало симптоматикой внутреннего кризиса. Теология остается в плену церковного консерватизма и подпадает под административный контроль со стороны пасторов, большинство которых серьезного образования не имеют и боятся теологии так, как боятся незнакомых и странных вещей. Подозрительное и даже вражеское отношение старшего поколения служителей церквей объясняется комплексом вины за отсутствие компетенции и страхом потерять ориентацию, выйти за обычный круг реалий. Наиболее честные пасторы признают, что не читают богословские работы, чтобы не потерять уверенность в собственной традиции, возможно, собственно веру в Бога, Который этой традиции должен соответствовать. Итак, уровень теологических дискуссий соответствует уровню церковной теологической грамотности, ревнители которой до сих пор ориентируются на советские образцы сектантской некнижности, невежества, закрытости от мира либерального христианской запада и секулярной культуры.

Перспективы развития протестантской теологии в Украине будут зависеть, прежде всего, от активизации церковных интеллектуальных дискуссий, на фоне которых сформируются яркие, харизматические мыслители. Смогут ли они интегрироваться в большую «светскую», «секулярную» науку – вопрос второстепенный. Для них, возможно, было бы лучше оставаться в стороне и создавать аутентичный теологический продукт, чем стать частью постсоветской научно-бюрократической системы, которая сама умирает и губит собой перспективные теологические и научные таланты. Однако для «большой» науки это было бы трагедией: без теологов и теологии украинская (пока что постсоветская) наука не сможет пройти путем европейской или американской и останется на обочине современных интеграционных процессов.

 В обществе «без теологии», где до сих пор бахвалятся тем, что «убили Бога», можно быть умелыми и умными, но никак не стать мудрыми и духовными. Именно последнего не хватает как украинским научным работникам, так и простым людям, которые ищут то, чего материалистическая наука даты не сможет, — вечного будущего и надежды (Притчи 24:14).

Источник:

РИСУ

Архив новостей

Облако тегов:
« теология теологии научной церквей традиции возможно &ndash возникает которой &mdash потерять которых современности именно собственной теологической протестантские отношение исторических церквей интегральная теология

Наши ноги стояли во вратах твоих, Иерусалим


Паломническая поездка в Землю Обетованную, организованная Христианским центром «Фавор», была многообещающей с самого начала. Ведь программа тура была хорошо продумана и крайне насы...>>

Исследование: Половина взрослых американцев молятся ежедневно


США остаются очень религиозной страной с самыми побожными жителями среди богатых стран так называемого Запада, Об этом сообщает ВО СВЕТЕ со ссылкой на УНИАН. К т...>>

Иерусалимская конференция “Будущее Израиля в свете Откровения”


Писание даёт ясные обетования относительно будущего Израиля и Божьего плана спасения евреев. Пророки в мельчайших деталях предсказывали их второе рассеяние по миру и последующее во...>>

Что подарить на Новый Год папе (р)


Отправляясь на новогодние праздники к родителям — мы, конечно же, хотим порадовать их приятными подарками. И не всегда хватает идей, чтобы всем придумать что-то интересное. Наприме...>>

В Москве суд запретил христианам молиться в своей квартире


29 января Останкинский районный суд города Москва (Россия) запретил группе христиан молиться в коммунальной квартире. Об этом рассказал адвокат Константин Андреев на своей странице...>>

Как создать интернет-магазин: особенности, сложности и советы (р)


Современный бизнес обязан переходить в интернет, если он хочет не только остаться на рынке, но и развиваться, масштабироваться и совершенствоваться. Для этого необходимо разработат...>>

Ігор Плохой: «Сформувати соціальну доктрину церкви повинні богослови. Активісти допоможуть” (Ч. 2)


Друга частина бесіди журналіста Гната Меренкова з пастором, капеланом, учасником руху “Всі разом!” Ігорем Плохим. Тут йдеться про християнський традиціоналізм і проблематику ЛГБТ. ...>>