Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

08.06.2010 16:47:40

Протестантская теология среди наук

отношение как основная категория, вне которой эвклидова реальность перестает быть интеллигибельной и оказывается бутафорией или иллюзией.

Теоцентризм добавляет инакости в антропоцентризм того же самого. Новая актуальность теоцентризма совпадает с философским поворотом к символической, социальной и метафизической фигуре Иного и «воскресением субъекта».

В современной теологии теоцентризм переосмысливается так же радикально, как и антропоцентризм. Речь идет о взаимоопределении понятий и конвергенции дискурсов, когда теология приобретает антропологический характер, в то же время антропология поднимается на теологический уровень. Именно подобная конвергенция и делает возможной интеграцию теологии в корпус научных знаний.

Теология становится рядом с науками о человеке и мире, но на этом не останавливается, призывая другие науки открывать новые, духовные измерения, достраивает высшие этажи знания. Так, согласно неодарвинистской науке, эволюция человека проходит через Homo habilis к Homo sapiens. Теология уверяет эволюционистов и других прогрессистов, что быть человеком означает намного больше, чем быть умелым существом или интеллектуальной машиной.

Интегральная теология не только дополняет, продолжает антропную науку, но и признает за ней определенную автономию и базовый статус. Нельзя двигаться дальше, строить ступеньки в небо, не опираясь на эмпирическую и рационалистическую науку. Другими словами, предлагается принять за основу современную научную парадигму, но дальше корректировать ее и достраивать.

Наиболее открытыми к интеграции теологии и науки оказались протестантские мыслители. Если теология исторических церквей отстаивает примат духовного знания над научным, то протестанты стараются предложить инклюзивные проекты. Если для исторических церквей проблемой является согласование исторического опыта теологии, «суммы теологии» с современной научной картиной мира (тем более что акцент всегда ставится на первом), то для протестантов, не отягощенных традициями, «метанаррациями», авторитетом патристики и соборов, теология всегда возникает заново, переинтерпретируется в каждой измененной ситуации. Поэтому и не возникает вопроса о собственной, отдельной теологической традиции, потому что теологию можно всегда вписать в современный контекст, она не существует в готовом виде и не хранится где-то в параллельной реальности, она возникает всегда и рядом в определенном социальном и научном окружении.

Возможно, именно такая радикальная открытость мира современности и избавляет протестантов от ответственности и заботы о теологии как оформленной науке. Когда все общее (наука, культура, социально-политическая жизнь), дело лишь в том, чтобы только добавить или исправить, или оспорить и отвергнуть. В последнем варианте возможно и другое отношение к современности – радикальная закрытость, когда все объявляется греховным и вражеским. Тогда не остается собственной территории, куда можно отступить, ведь нет истории и традиции, или их так мало, что можно стоять только на одной ноге.

В обоих случаях сосредоточенность на современности требует специфической теологии, которая или принимает доминирующую парадигму за основу и корректирует ее в свою пользу, или объявляет войну научной картине мира. Так или иначе, референтной выступает собственно современная научная парадигма, а интегральная теология возникает на ее основе как продолжение или критика.

Эти неблагоприятные обстоятельства вызваны также требованиями институционной, «государственной», «ваковской» науки – позволяется называть себя теологом (мистиком, пророком, апостолом и т.п.), главное иметь диплом кандидата/доктора наук, путь к которому требует приспособления к устойчивой научной парадигматике и сообщества ее представителей. Проходя путем научной аттестации, те, кто мечтали стать теологами, стать ими не смогли — стали историками, философами, религиоведами (Ю. Решетников, О. Спис, О. Барич, Л. Бородинская, М. Балаклицкий). Путь постсоветской науки к теологии не ведет.

Исключительными являются исследования Р. Соловия (теология постмодерна), начатые уже после защиты диссертации, когда научный статус дал возможность заниматься не обязательными темами, а, наконец, реализовать собственное призвание. Другим исключением является С. Головин (его тема — теологические принципы научной апологетики), избравший западный докторский диплом и максимум творческой свободы вне «ваковских» шаблонов.

Таким образом, протестантская теология находится на перекрестке – избрать автономный путь, творить без ваковских документов на собственный риск, или же интегрироваться в общее научное пространство и потерять при этом много оригинального, растворившись в типичных научных дискурсах. Характерно, что протестантские семинарии избрали первый путь, а Киевский и Донецкий христианские университеты рискнули пройти вторым.

«Ненаучная», «свободная» теология, творцами которой являются пасторы церквей, проповедники, катехизаторы, преподаватели христианских школ также находится не в лучшем положении. Протестантские общины Украины малоизвестны на теологической карте христианского мира. Для реформатов и лютеран можно найти исторические и демографические оправдания, ссылаясь на малую численность и маргинальность. Однако для баптистов или пятидесятников, для которых характерны большие союзы церквей (наибольшие в Европе!), отсутствие развитой теологии стало симптоматикой внутреннего кризиса. Теология остается в плену церковного консерватизма и подпадает под административный контроль со стороны пасторов, большинство которых серьезного образования не имеют и боятся теологии так, как боятся незнакомых и странных вещей. Подозрительное и даже вражеское отношение старшего поколения служителей церквей объясняется комплексом вины за отсутствие компетенции и страхом потерять ориентацию, выйти за обычный круг реалий. Наиболее честные пасторы признают, что не читают богословские работы, чтобы не потерять уверенность в собственной традиции, возможно, собственно веру в Бога, Который этой традиции должен соответствовать. Итак, уровень теологических дискуссий соответствует уровню церковной теологической грамотности, ревнители которой до сих пор ориентируются на советские образцы сектантской некнижности, невежества, закрытости от мира либерального христианской запада и секулярной культуры.

Перспективы развития протестантской теологии в Украине будут зависеть, прежде всего, от активизации церковных интеллектуальных дискуссий, на фоне которых сформируются яркие, харизматические мыслители. Смогут ли они интегрироваться в большую «светскую», «секулярную» науку – вопрос второстепенный. Для них, возможно, было бы лучше оставаться в стороне и создавать аутентичный теологический продукт, чем стать частью постсоветской научно-бюрократической системы, которая сама умирает и губит собой перспективные теологические и научные таланты. Однако для «большой» науки это было бы трагедией: без теологов и теологии украинская (пока что постсоветская) наука не сможет пройти путем европейской или американской и останется на обочине современных интеграционных процессов.

 В обществе «без теологии», где до сих пор бахвалятся тем, что «убили Бога», можно быть умелыми и умными, но никак не стать мудрыми и духовными. Именно последнего не хватает как украинским научным работникам, так и простым людям, которые ищут то, чего материалистическая наука даты не сможет, — вечного будущего и надежды (Притчи 24:14).

Источник:

РИСУ

Архив новостей

Облако тегов:
« теология теологии научной церквей традиции возможно &ndash возникает которой &mdash потерять которых современности именно собственной теологической протестантские отношение исторических церквей интегральная теология

На Кубе острый дефицит бумажных изданий Библии


На Кубе острый дефицит изданий Библии, люди отчаянно нуждаются в ней после того, как в стране 50 лет действовал запрет на распространение Библии. Теперь она нарасхват, и нередки си...>>

Археологи подтвердили подлинность гробницы Христа в Иерусалиме


Гробница Иисуса Христа в храме Воскресения Христова в Иерусалиме является той самой усыпальницей, которую в IV веке нашла св. равпоап. Елена – мать императора Константина. К таким ...>>

Папа Франциск одобрил новые декреты Конгрегации по канонизации святых


В ходе аудиенции, которую Папа Римский Франциск 1 декабря 2016 г. дал префекту Конгрегации по канонизации святых кардиналу Анджело Амато, понтифик одобрил публикацию новых декретов...>>

В Одессе закончились учебные «Всі разом! Сессии»


Успешно завершились учебные «Всі разом! Сессии» в Одессе. Около 40 представителей различных церквей и организаций стали участниками углубленного курса обучения на «Всі разом! Сесси...>>

В ООН назвали сумму, необходимую для оказания гуманитарной помощи по всему миру


Организации объединенных наций необходимые 22,2 миллиарда долларов для реализации в 2017 году гуманитарных проектов. Как заявил заместитель генерального секрет...>>

Диетологи продолжают спорить по поводу вреда сливочного масла


К примеру, согласно последнему исследованию Университета Тафтса, следует ежедневно съедать по столовой ложке масла, чтобы снизить риск диабета. The Daily Mail передает открытие...>>

Трое украинцев выиграли 2 тысячи евро для онкобольных детей


Сотрудники из украинского офиса американской компании-производителя бытовой техники Whirlpool Вадим Олейник, Максим Капаев и Максим Безуглый выиграли благотворительный взнос 2 тыся...>>

Пожертвования на сайт:
Webmoney WMZ: Z326584377450
Webmoney WMR: R125197738279
  Архив христианских новостей: 2014 / 2013 / 2012 / 2011 / 2010 / 2009 / 2008
Обратная связь / Реклама тут / Подписки / История Вебмастеру (Суперпредложение!)
Совместно с Твоя Библия
Библия, христианские новости, ответы на все вопросы

   

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ Rambler's Top100 Rambler's Top100