Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

20.04.2010 11:48:12

Крымские церкви на крови

Владимир ПОЛЯКОВ. — "Первая Крымская", 26 марта 2010 года

Белые пятна истории

«1К» уже опубликовала серию статей о судьбе православной церкви в Крыму в послереволюционные и послевоенные годы репрессий. А вот история церкви в годы немецкой оккупации практически до сих пор остается белым пятном. Причин тому много, и прежде всего это нежелание властей обнародовать правду о том, что действительно происходило в этой важнейшей области жизни нашего народа в один из самых драматических периодов его истории.

Прежде чем приступить к описанию событий, произошедших в период немецко-румынской оккупации Крымского полуострова 1941 — 1944 годов, совершим небольшой экскурс в историю. Напомним, в 1917 году на Крымском полуострове функционировали 9 монастырей, 197 церквей, 732 мечети, 24 синагоги, 6 кенасс. Часть священнослужителей, включая некоторых иерархов, особенно во время «красного террора», попали под жернова репрессий. По архивным данным, в 1918 г. были расстреляны 827 священнослужителей, в 1919 г. — 19.

С установлением в ноябре 1920 года советской власти уже через три месяца официально ставится вопрос о закрытии Георгиевского женского монастыря (февраль 1921 г.), Топловского монастыря (март 1921 г.), Кизилташского монастыря (апрель 1921 г.)…

Первый и почти смертельный удар по российскому православию был нанесен в 1921 году, когда под предлогом помощи голодающим из храмов изымалось практически все ценное, а здания предавались поруганию.

Музеи атеизма и сушилки для сухарей

Неспешная методическая работа по уничтожению православных храмов в Крыму растянулась практически на полтора десятилетия. Властям было совершенно безразлично, построено ли здание церкви в самом начале XX века или это памятник мирового значения, подобно храму Иоанна Предтечи в Керчи, открытому в 757 году (!!!). Он в 1921 году одним из первых был превращен в музей атеизма.

В 1925 году та же участь постигла храмы Святого Владимира и Корсунской Божьей матери — церкви уникальные, символизирующие истоки православия на Руси! В 1933 году был закрыт и осквернен Владимирский собор в Севастополе — усыпальница прославленных русских адмиралов Корнилова, Нахимова, Истомина, Шмидта, останки которых были изъяты из усыпальниц и преданы поруганию. Что уж говорить о многочисленных небольших храмах, которые до этого были едва ли не в каждом селе. Увы, были!

Не менее безбожны были события в Симферополе. До революции в городе было 24 православных церкви. За годы репрессий уничтожены полностью: собор Александра-Невского, часовня на вокзале, архиерейская церковь на улице Почтовой, церковь духовного училища, старокладбищенская Преображенская церковь (вместе со старым кладбищем), Спасская церковь в новом городе, церковь Пензенского женского монастыря, церковь при приюте Фабра, тюремная церковь. Превращены в детские учреждения и амбулатории: Благовещенская церковь Космо-Дамиановского женского монастыря, церковь при бывшей Тарановской больнице, Скорбященская церковь в богоугодном заведении. В архив — храм Трех святителей, в пекарню и сушилку для сухарей — Святотроицкая греческая церковь. В военный склад — Петропавловский собор. На подворье Бахчисарайского монастыря был открыт радиоузел. Оставалась только одна действующая церковь — на новом русском кладбище, да и там были сняты колокола.

Тактика подмены

Нацистская Германия, ее фюрер Адольф Гитлер строили свои отношения с институтом церкви иначе. В своей программной книге «Моя борьба» Гитлер четко выражал пожелание не вмешиваться в религиозные споры. Он понимал, что среди его избирателей большинство людей либо католики, либо протестанты, но презирал малочисленные группы язычников, которые пропагандировали возрождение древней нордической религии и ставили своей целью открытую борьбу против христианства. Одновременно, как и все диктаторы, он оспаривал право церкви «вмешиваться в преходящие дела», т. е. в политику. Его официальной целью была «деконфессионализация общественной жизни». Из армии был изъят институт военных священников, который был в старом рейхсвере. Наряду с этим идеологи нацизма оказались в довольно щекотливом положении в связи с тем, что

Иисус — этнический еврей. В связи с этим была выбрана тактика подмены христианских праздников языческими. При этом был учтен опыт Советского Союза, где вместо Рождества стали праздновать Новый год, вместо Пасхи — 1 Мая.Долговременная, рассчитанная на десятилетия программа нацистов предусматривала переход рейха к новой, приспособленной к требованиям их идеологии религии.

На оккупированных территориях Восточной Европы оккупационные власти в вопросах, связанных с исповедуемыми подконтрольным населением религиями, на первых порах заняли нейтральную позицию.

Несколько иначе вопросы религии решались в Румынии. Нас очень интересует этот сателлит Германии, потому что в силу ряда причин наш полуостров в большей степени был занят румынскими войсками. Неслучайно советские газеты тех лет писали о «немецко-румынских оккупантах». Впоследствии, с созданием социалистической республики Румыния, это выражение было признано «неполиткорректным» и от него отказались.

Румыния — одно из немногих государств Восточной Европы, в котором сохранилась православная вера. Несмотря на приход к власти режима Антонеску, позиции церкви оставались достаточно сильными.

Возвращение храмов

С началом оккупации Крыма события, связанные с духовной жизнью православного населения, развиваются совершенно неожиданно и весьма неблагоприятно для советского руководства.

1 ноября 1941 года немецко-румынские войска вошли в Симферополь. И уже 25 декабря в Алуште был открыт храм Святого Федора Стратилата, построенный еще в 1845 году и закрытый большевиками. В этом же году, буквально сразу после прихода оккупантов, открываются и другие храмы: Николаевская церковь в Карасубазаре, Николаевская в Зуе, Александро-Невская в Старом Крыму и другие. В 1942 году возродились церковь Архангела Михаила в Алупке, церковь в Бахчисарае и Успенский монастырь в его пригороде, Петропавловская в деревне Саблы (ныне Партизанское, Симферопольский р-н), Покровская в д. Бешарань (Семенное, Нижнегорский р-н) и многие другие.

Были открыты еще много церквей в разных регионах Крыма, перечисление которых заняло бы слишком много места. Таким образом, за два месяца 1941 года были открыты шесть храмов; в 1942 году — двадцать восемь; в 1943 году — три; всего сорок. Подобное происходило по всей Украине. К примеру, в Киевской епархии в 1942 году были открыты 8 монастырей и 318 храмов, в которых служили 434 священника.

Факты открытия церквей воспринимались партизанским руководством как шаг откровенно недружественный по отношению к советской власти. Поэтому в непосредственной близости к лесу, то есть в зоне действия партизан, церквей было немного: в с. Мазанка, в с. Салы (Грушевка) и в с. Саблы (Партизанское). Это был большой риск. Как рассказывал мне Николай Дмитриевич Луговой, командир партизанской бригады в 1943 году, по его приказу была предпринята попытка взорвать мазанскую церковь. Но в связи с тем, что с толом в ту пору были проблемы, партизаны заложили слишком маленький заряд, и потому взрыв не нанес зданию почти никакого вреда.

Вопросами религии в оккупированном Симферополе первоначально занимался церковный подотдел при городской управе, а уже с 1944 года Благочинический совет православных церквей Крыма. В состав совета духовенством и мирянами города были избраны: настоятель Всесвятской кладбищенской церкви протоиерей Ковальский о. Евгений (председатель), протоиерей церкви Трех святителей Милославов о. Иоанн и мирянин А.Д. Семенов (секретарь). Понятно, что такая политика оккупационных властей была направлена на усиление симпатий к ним местного населения. Большевики же, ломающие вместе с храмами души, об этом не заботились.

Кадры из лагерей

Но не помня в час тяжелой годины прошлых обид, русская православная церковь в первый же день войны заявила о духовной поддержке борьбы советского народа. Но это обращение к верующим патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия впервые было напечатано только в 1943 году, когда стало меняться отношение к православной церкви со стороны высшего партийного руководства СССР.
Эта перемена была связана с тем, что стало очевидно: очень скоро Красная Армия войдет в Европу. Имидж страны воинствующих атеистов мог принести дополнительные ненужные проблемы.

4 сентября 1943 года митрополиты Сергий, Алексий и Николай были приглашены в Кремль для встречи с председателем совнаркома И.В. Сталиным. Состоялась беседа, в которой принял участие и заместитель главы правительства В.М. Молотов, который сказал, что руководство страны хочет знать нужды церкви. Услышав о необходимости открытия духовных учебных заведений, так как у церкви осталось мало священнослужителей, Сталин неожиданно спросил: «А почему у вас нет кадров?»
Алексий и Николай смутились, так как, конечно, Сталину было известно, что «кадры» были перебиты в лагерях и расстреляны. Но митрополит Сергий дипломатично ответил: «Кадров у нас нет по разным причинам. Одна из них: мы готовим священника, а он становится маршалом Советского Союза».

Довольная усмешка тронула уста Сталина, понявшего намек на недавний указ о присвоении этого высшего воинского звания Василевскому, который был сыном священника и даже окончил духовную семинарию. Раздобрившийся тиран рассказал, что тоже учился в семинарии. Стал вспоминать годы учебы и даже обронил фразу, что мать его до самой смерти сожалела, что он не стал священником. Разговор диктатора с митрополитом принял непринужденный характер. Затем после чаепития началась деловая беседа, затянувшаяся до трех часов ночи. Беседу эту можно назвать в полном смысле слова исторической. Именно в тот момент, после десятилетий террора, направленного против церкви, открылась возможность легального существования православия.

Архиерейский собор состоялся четыре дня спустя после беседы в Кремле — 8 сентября 1943 года. В деяниях собора, проходившего в здании патриархии, участвовали 19 архиереев, некоторые из них были доставлены в Москву из лагерей и ссылок.
В советской печати практически прекратилась антирелигиозная пропаганда. Журналы, издаваемые «Союзом воинствующих безбожников», перестали выходить якобы из-за недостатка бумаги, сам союз прекратил свое существование без его официального роспуска. Были закрыты и некоторые антирелигиозные музеи.
Почувствовав происходящие в стране перемены, оккупационные власти в Крыму отреагировали незамедлительно. В газете «Голос Крыма» от 18 февраля 1944 г. была напечатана ироническая статья «Молитва за Сталина», в которой говорилось: «Красноармейская газета «За честь Родины» в №252 сообщает, что по поручению Верховного Совета СССР вручены медали «За оборону Ленинграда» митрополиту Алексию и группе служителей русской, читай — советской, православной церкви. Они, по словам газеты, помогали укреплению обороноспособности Ленинграда и собрали на сооружение танковой колонны «Дмитрий Донской» 6 млн. рублей. Принимая медаль, митрополит Алексий заявил: « Я заверяю правительство, что и впредь священнослужители будут возносить молитвы за здоровье народного вождя Сталина» Издевательство над православной церковью в СССР продолжается».

Выступил в печати и протоиерей Святотроицкой церкви М. Василькиоти. По сегодняшним меркам в его обращении нет для нас ничего нового, но эта публикация незадолго до падения режима оккупантов стала, безусловно, самоубийством: «23 года православная русская церковь терпела гонения от большевиков. В борьбе за веру погибли наши лучшие архипастыри, пастыри и истинно верующие русские люди, а святые храмы повсеместно были разорены и осквернены. Никогда за всю свою историю русская земля не подвергалась такому позору и унижению, как в темную годину большевизма. Сейчас, несмотря на тяжелые условия жизни, связанные с хозяйственным разгромом, учиненным большевизмом и войной, для нас снова загорелась заря жизни. Снова восстанавливаются православные храмы, и в них после многолетнего молчания возобновились богослужения. Сердца наши исполняются духовной радостью».

На пасхальные праздники 1944 года в Симферополе было совершено богослужение во всех действовавших православных храмах. 2 апреля 1944 г. публикуется обращение ко всем верующим помочь в восстановлении Петропавловской церкви. Отец Иоанн провел молебен. Был произведен «тарелочный сбор», который дал 25600 руб. — деньги вполне достаточные для завершения работ. Освобождение полуострова советскими войсками помешало открытию церкви, и ее забвение продлилось еще полвека.

«Показать последнего попа»

Судьба возрожденных в период оккупации храмов сложилась по-разному. Было, к примеру, под Симферополем село Сарайлы-Кият (ныне Каховское, сегодня это практически городская черта), о церковных делах которого сообщается в официальном письме на имя уполномоченного по делам религии: «Здание церкви одноэтажное, каменное, сняты купола и колокольня. Закрыта она в 1932 году. В ней были мастерские совхоза «Красный», а с 1941 г. общежитие. С приходом немецких оккупантов румыны ее опять открыли, и действовала она до 1944 года. С приходом Красной Армии была передана под клуб воинской части. После ухода военных в ней пункт приема фруктов».

Если в период оккупации были открыты 82 церкви и молитвенных дома, то сразу же после освобождения 12 закрыты. В 1945 году уже числится всего 58 приходов, в которых 1 епископ, 59 священников, 6 диаконов. Примечательно, что основная масса священнослужителей — 53 человека — были людьми преклонного возраста. Возвращается на родину в Крым, но уже в качестве главы Крымской и Симферопольской епархии, о. Лука — профессор медицины Войно-Ясинецкий. Казалось, в жизни православной церкви начинается новый, хотя и кратковременный, этап возрождения.

Но в 1948 году И.В. Сталин вновь охладевает к церкви. Не произошло перемен и после его смерти. Слабым лучом надежды оказалась быстро прошедшая «оттепель». А затем новый всплеск воинствующего атеизма, инспирированный лично генеральным секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым, который обещал всему миру «показать последнего попа».

Источник:

РИСУ

Архив новостей

Облако тегов:
« церкви &mdash церковь монастыря храмов церквей религии власти православной практически оккупации священнослужителей советского открыты православных которых советской русская другие николай алексий оккупантов священника протоиерей атеизма период репрессий немецко женского православная симферополе духовной православной церкви женского монастыря « показать показать последнего последнего попа» период оккупации оккупационные власти тактика подмены советской власти здание церкви монастыря церковь восточной европы показать последнего попа» « показать последнего женского монастыря церковь

Наши ноги стояли во вратах твоих, Иерусалим


Паломническая поездка в Землю Обетованную, организованная Христианским центром «Фавор», была многообещающей с самого начала. Ведь программа тура была хорошо продумана и крайне насы...>>

Исследование: Половина взрослых американцев молятся ежедневно


США остаются очень религиозной страной с самыми побожными жителями среди богатых стран так называемого Запада, Об этом сообщает ВО СВЕТЕ со ссылкой на УНИАН. К т...>>

Иерусалимская конференция “Будущее Израиля в свете Откровения”


Писание даёт ясные обетования относительно будущего Израиля и Божьего плана спасения евреев. Пророки в мельчайших деталях предсказывали их второе рассеяние по миру и последующее во...>>

Что подарить на Новый Год папе (р)


Отправляясь на новогодние праздники к родителям — мы, конечно же, хотим порадовать их приятными подарками. И не всегда хватает идей, чтобы всем придумать что-то интересное. Наприме...>>

В Москве суд запретил христианам молиться в своей квартире


29 января Останкинский районный суд города Москва (Россия) запретил группе христиан молиться в коммунальной квартире. Об этом рассказал адвокат Константин Андреев на своей странице...>>

Как создать интернет-магазин: особенности, сложности и советы (р)


Современный бизнес обязан переходить в интернет, если он хочет не только остаться на рынке, но и развиваться, масштабироваться и совершенствоваться. Для этого необходимо разработат...>>

Ігор Плохой: «Сформувати соціальну доктрину церкви повинні богослови. Активісти допоможуть” (Ч. 2)


Друга частина бесіди журналіста Гната Меренкова з пастором, капеланом, учасником руху “Всі разом!” Ігорем Плохим. Тут йдеться про християнський традиціоналізм і проблематику ЛГБТ. ...>>