07.04.2010 9:42:05

Екатеринбургские школьники рассуждали о Боге, Вселенной и коллайдере

Работа Большого адронного коллайдера - крупнейшего в мире ускорителя заряженных частиц, проблемы Вселенной и Бог стали накануне основными темами телемоста, связавшем екатеринбургих школьников с учеными Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН), действующего близ Женевы.

В течение двух часов из аудиторий Уральского госуниверситета звучали вопросы старшеклассников к сотрудникам этого швейцарского Центра, сообщает ИТАР-ТАСС.

По словам руководителя учебной программы ЦЕРН Мика Сторра, физика-теоретика Джона Эллиса и российских физиков Андрея Крохотина и Александра Никитенко, "первых серьезных результатов от работы коллайдера можно ожидать уже в недалеком будущем", когда он заработает на полную мощность.

Среди ожидаемых открытий - обнаружение так называемого "бозона Хиггса" или подобных ему частиц, которые могут пролить свет на строение "темной" материи, составляющей 80% мироздания. Подтвердиться может и теория о том, что в нашем мире постоянно образуются и сразу распадаются мельчайшие "черные дыры".

Как рассказали ИТАР-ТАСС в Уральском университете, перед видеоконференцией со школьниками проводились специальные занятия о работе коллайдера. Поэтому ученики прекрасно знали - о чем спрашивать, чтоб шире понять проблему. "Школьники видят пример того, чем могут заниматься физики и как это может быть интересно. Для будущих абитуриентов это мощный стимул к изучению науки", - отметила директор гимназии номер 9 Екатеринбурга Екатерина Сибирцева.

Поинтересовались школьники и тем, верят ли физики в Бога и как к экспериментам ЦЕРН относится Церковь. Выяснилось, что проблемами коллайдера интересуются как верующие, так и атеисты, а Папа Римский Бенедикт XVI, побывав в ЦЕРНе, с интересом настоящего ученого вникал в научные подробности.

Как ранее сообщает из Женевы ИТАР-ТАСС, первые столкновения пучков протонов высокой энергии были зафиксированы учеными Европейского центра ядерных исследований 30 марта 2010 года. Протоны, циркулирующие в обоих направлениях 27-километрового туннеля коллайдера, столкнулись на энергии 7 тераэлектронвольт (ТэВ) или 3,5 ТэВ на пучок - максимальной для БАК на данном этапе.

Это событие фактически положило старт программе физических исследований на ускорителе стоимостью 10 млрд франков (9 млрд долл). Инжекция пучка удалась сегодня лишь с третьей попытки. "Это великий день для физики, - заявил тогда генеральный директор ЦЕРН Рольф Хойер. - Многие люди ждали этого момента долгое время, но терпение и целеустремленность начинают приносить дивиденды". Хойер находится сейчас в Японии, но это не помешало ему не только обратиться к журналистам в режиме видеоконференции, но и выпить в прямом эфире вина урожая 1991 года - "когда проект БАК был одобрен".

"У коллайдера есть реальный шанс в течение двух ближайших лет открыть суперсимметричные частицы и, возможно, проникнуть в суть примерно четверти Вселенной", - пояснил он.

Ссылки по теме:

Большой адронный коллайдер впервые столкнул пучки протонов на высокой энергии

Большой адронный коллайдер не смог начать поиск "божественной частицы", потеряв пучки протонов

При Большом адронном коллайдере с участием Московского Патриархата откроется Русский центр