Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

30.03.2010 14:47:11

Март: о борьбе между «нижним» и «вышним»

Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Херсонская губерния». Автор пишет, что религиозный энтузиазм украинцев Юга Украины второй половины ХІХ ст. угас, тогда как предрассудки расцветают: украинец верит в существование ведьм, домовых, сглаза, достаточно уверен в действенности гадания. Еще более критические замечания встречаем в записках архиереев и епархиальных миссионеров. Они постоянно жаловались на крестьян, которых приходится загонять в церковь в так называемые «царские дни» и которые не идут к исповеди, и на помещиков, за пирами, охотами и весельем забывающих о вышнем.

Американский социолог религии Родни Старк в своей знаменитой статье «Секуляризация: покойся миром» (1999), приводит большое количество красноречивых фактов и исследований, которые свидетельствуют: средневековая и раннемодернистская Европа не знали «золотого века» образцовой набожности. Современники отмечали и отсутствие интереса простых людей к посещению церкви, и стремление аристократии избежать воскресной мессы, и предельно слабые знания священниками основ веры (один из большого количества пример: 1551 г. епископ английского Глочестера выяснил, что из 311 священников его епархии 171 не мог вспомнить все Десять Заповедей, а 27 не знали автора Господней молитвы).

Субъективное восприятие в том числе, восприятие массовым сознанием, может быть очень обманчивым. Известный пример: в то время как средства массовой информации заявляли о постоянном, неуклонном и стремительном падении уровня религиозности в послевоенном французском обществе, исследование социологов не позволяли говорить об этом так однозначно. И наоборот, вопреки тому, что подавляющее большинство жителей целого ряда постсоветских стран считают, что число религиозных лиц в их странах неуклонно возрастает, религиозные практики здесь остаются практически неизменными.

Теперь вспомним, что представляла собой Церковь хотя бы 200 или 300 лет тому назад — это был обязательный, а не факультативный, так сказать, институт. Войти в этот мир, создать семью и отойти в мир иной вне Церкви было невозможно; Церковь для жителя украинского (и, разумеется, не только украинского) села была и загсом, клубом, театром, и средством массовой информации, и официальным государственным учреждением. Вспомним также, что для крестьянина, работавшего летом шесть дней без передышки в поле, часы воскресной Службы Божьей, были единственным, кроме сна, временем передышки. Поэтому, прежде всего, к очень распространенному у нас тезису о нынешнем «обмирщении» религии следует отнестись критически. Кажется, наоборот: Церковь, по крайней мере, в Европе, в прошлом столетии чуть ли не впервые получила возможность стать именно Церковью и заниматься не посюсторонним, а трансцендентным. Поразительным, как по мне, нужно считать не упадок религиозных практик, а то, например, что почти каждый пятый наш соотечественник, по крайней мере, раз в месяц посещает церковь. Учтите, современный нам горожанин, направляющийся в воскресенье на утреннюю Литургию, имеет множество альтернатив, которых у его предка просто не было. С традиционной Церковью конкурирует не только многочисленные религиозные и квази-религиозные верования, но и множество развлечений, доступных человеку в воскресное утро и куча дел, которую он не успел сделать в течение недели. И примите во внимание отсутствие жесткого социального контроля, еще сто лет тому назад диктовавшего человеку определенные нормы поведения и удерживавшего его от неодобряемых действий.

Обратим внимание и на другое. Постсоветские общества, которые прошли через эксперимент по искоренению традиционной институционной религиозности и в которых участие религиозных институтов в процессе социализации, по крайней мере, трех поколений была сведено к минимуму, предъявляют завышенные требования к религиозности своих сограждан. Так, действительно, в научном изучении религии практически классическими стали внедренные Чарльзом Глоком пять измерений религиозности: религиозная вера, религиозный опыт, религиозные знания, церковно-ритуальная практика и измерение этических следствий веры. Вокруг этих измерений ведется продолжительная научная дискуссия, но, наверное, только в постсоветских странах шкала Глока воспринимается не как инструмент операционализации религиозных проявлений, а как некий стандарт, которому будто бы должен соответствовать исследуемый носитель религиозности. В массовом сознании укоренен образ «настоящего верующего», последовательно выполняющего все религиозные предписания, безоговорочно верящего в фундаментальные догматические положения своей Церкви, регулярно посещающего богослужения, имеющего основательные религиозные знания и демонстрирующего высоконравственное поведение. Недосягаемость такого «идеального типа» даже в каком-то приближении формирует представление о «неполноценности» религиозности украинцев. В реальности же, если мы подойдем с такими требованиями ко многим монахам и монахиням, то и те могут оказаться «ненастоящими верующими».

На самом деле, интегрированный показатель религиозности украинцев (религиозное поведение, религиозное знание, индивидуальная набожность, религиозно-институционная вовлеченность), помещенный в координаты центрально- и восточноевропейских обществ, свидетельствует о «нормальности» этой религиозности. Украина уступает, конечно, Венгрии и Словакии, не говоря уже о Румынии и Польше, но опережает Чехию, Латвию, Эстонию и Беларусь.

Далее: из той эмпирической базы, которой оперирует современная нам социология религии, сделать вывод о том, подрывает модерность религию или нет, невозможно; представление о линейном историческом упадке религии также не подтверждено исследованиями. Известно, например, что граждане США в 1800 г. посещали церковь реже, чем они это делают сейчас. Относительно прошлого можно говорить также о нескольких волнах «религиозных возвращений», одно из которых началось в последней четверти ХХ ст. и до сих пор в большой степени определяет мировое религиозное развитие. Это «возвращение» включает в себя подъем консервативной волны в мировом протестантизме, фундаменталистские волны как в больших (ислам, буддизм, индуизм), так и в национальных (сикхизм и иудаизм) религиях, исламскую революцию в Иране, взрыв народного, направленного против правящих режимов, католицизма в Южной и Центральной Америке, Польше, на Филиппинах и в Южной Африке; стремительное распространение новейших религиозных движений в Северной Америке и Западной Европе, а также преобразование религии в весомый фактор национальной и культурной мобилизации в постсоветских странах, в том числе и в Украине.

Нелинейность религиозного поведения присуща и обществам, и отдельным людям. Жесткое различие «верующий – неверующий» нельзя считать корректным и пригодным для научного употребления. В определенных жизненных ситуациях человек обращается к религии или, наоборот, отворачивается от нее. В определенных обстоятельствах целые общества находят в религии смысл, стимул своего развития, символы и демаркационные маркеры. Такие обращения мы видим у англичан XVIII-XIX ст., отделявших себя собственным пуританизмом от «французской фривольности и распущенности», или у ирландцев, чье формирование нации сопровождалось «набожной революцией». С другой стороны, общества способны отказываться от религиозных мотивов даже тогда, когда религия была ядром коллективного мифа и являлась главным фактором, на протяжении столетий выделявшим сообщество среди других (как это было в процессе формирования модерной турецкой нации, например). Падение коммунизма, сопровождавшееся эрозией старых идентичностей, вызвало обращение к религии как к надежной системе ценностей и национально-культурному депозитарию. Вместе с тем, такие обращения могут сменяться (и реально сменяются) периодами «религиозного охлаждения».

Человек, как когда-то афористически сказал хирург Николай Амосов, это не только то, чем он является до пояса, а и то, чем является ниже его. Мы все, конечно, падшие создания, и все несем в себе отблеск Божьего подобия. То, что «ниже», борется с тем, что «выше», и эта борьба будет длиться, очевидно, всю человеческую историю.

Источник:

РИСУ

Архив новостей

Облако тегов:
« религии религиозности религиозных религиозные церковь которых странах общества религиозное крайней наоборот церкви знания &mdash украинцев постсоветских религиозности украинцев постсоветских странах религиозные знания массовой информации

ГПУ проведет судмедэкспертизу биоматериалов тела митрополита Владимира


Генпрокуратура хочет провести судмедэкспертизу биологических материалов тела покойного главы УПЦ Митрополита Владимира.  Об этом говорится в постановлении суд...>>

В Украине появилось приложение для психологической помощи военным


Мобильное приложение PFA mobile Ukraine создано для волонтеров, спасателей, а также других служб реагирования. Кроме того, оно может пригодиться комбатам, которые хотят помочь подо...>>

Хочу света и тепла, их никогда не бывает много


Из крохотных мгновений соткан дождь, Течёт с небес вода обыкновенная, И ты порой почти полжизни ждёшь, Когда оно придёт твоё мгновение.Удивительным образом устроен наш "проект...>>

Быть верным своим идеалам и мечтам


Студентом первых курсов медицинского института я не был, что называется видным парнем и девушки сокурсницы относились ко мне без особого интереса, им нравились однокурсники постарше, кто при...>>

Мне в жизни доводилось...


Мне в жизни доводилось обжигаться  И слёз горячих вкус солёный мне знаком И было так, что приходилось расставаться  Когда стал частым гостем в сердце горький ком&nbs...>>

Научите меня жить самостоятельно, или как мы воспитываем детей.


Долгое время мучительно искала ответы на все свои вопросы связанные с воспитанием детей. Как правильно воспитывать? Как вырастить здорового и счастливого ребёнка? Как дать ребёнку лучшее обр...>>

Если не проявлю доверия и надежды, я никогда не воспарю.


Во всей истории с вершиной веры есть одна печальная истина: никто не может остаться там навсегда. Каждому приходится возвращаться в долину неопределенности.Значит, надо быть готовым к тому, ...>>

Пожертвования на сайт:
Webmoney WMZ: Z326584377450
Webmoney WMR: R125197738279
  Архив христианских новостей: 2014 / 2013 / 2012 / 2011 / 2010 / 2009 / 2008
Обратная связь / Реклама тут / Подписки / История Вебмастеру (Суперпредложение!)
Совместно с Твоя Библия
Библия, христианские новости, ответы на все вопросы

   

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ Rambler's Top100 Rambler's Top100