Христианские новости и новости религий со всего мира.
28.02.2010 5:46:10
Православие на страже Кириллграда (обзор СМИ)
Калининградская область является особым культурным и идейным полем, которое существует и развивается в отдалении от Центральной России с ее идеями великой Святой Руси, сильного государства и концепцией «традиционных» религий, из которых православие является фундаментом власти – государствообразующей религией, а церковь хранительницей русской духовности и культуры. В калининградском анклаве все эти представления о величии и уникальности, необходимости подчинения власти в Кремле и в Московской патриархии, которые хранят это величие, притупляются, теряют практическое значение, а в конце концов и смысл.
Для построения нормального цивилизованного гражданского общества в окружении стран Европейского Союза ксенофобская и с подозрением относящаяся к демократии идеология ложного величия со всеми своими комплексами совсем не подходит. Она вызывает лишь отторжение со стороны общества, которое выливается в акции демократического протеста (о чем свидетельствуют и многотысячные демонстрации граждан Калининграда против произвола чиновников, немыслимые для остальной России). Калининградцы защищают свою собственную идентичность «русских европейцев», культуру своей земли, в которой переплелись немецкие корни, советское время и глубокое осознание себя частью европейского пространства. Именно поэтому бесцеремонная «православизация» региона и попытка захвата Калининградской епархией памятников культуры Восточной Пруссии были встречены общественностью с возмущением и получили отпор такой силы, какой сложно представить себе в «большой» России.
Активное наступление церкви на учреждения культуры в Калининграде началось после учреждения самостоятельной Калининградской епархии, что произошло 31 марта 2009 года на заседании Священного Синода РПЦ. Однако управлять епархией стал сам патриарх Кирилл: «Священный Синод принял к сведению и одобрил выраженное Святейшим Патриархом Кириллом предложение оставить за ним временное управление Калининградской епархией вплоть до назначения правящего архиерея».
Впервые в мае 2009 года патриарх Кирилл обратился к Премьер-министру России Владимиру Путину с просьбой передать в ведение Русской православной церкви калининградский Кафедральный собор. Против этого выступил директор областного учреждения культуры «Музей Кафедральный собор» Игорь Одинцов, а Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области заявила, что считает передачу Кафедрального собора РПЦ МП преждевременной, так как Собор еще не введен в эксплуатацию, на реставрацию требуется еще 200 миллионов рублей.
Однако вслед за этим осенью 2009 года епархиальное управление Калининградской и Балтийской епархии РПЦ подало в местные органы власти заявление с просьбой о передаче здания бывшей немецкой кирхи, в котором ныне располагается органный зал (бывшая кирха Святого семейства), в свою собственность. Помимо этого, епархия претендует на здание Калининградского кукольного театра, который размещается в бывшей кенигсбергской часовне – кирхе королевы Луизы.
Требование передать епархии здание, где располагается Калининградский симфонический оркестр (бывший дом пастора), вызвало еще более бурную реакцию. 16 ноября в здании драмтеатра, по инициативе руководителя симфонического оркестра Аркадия Фельдмана, прошла пресс-конференция музыкантов и других деятелей культуры, которые заявили свой протест по поводу притязаний епархии, а также по поводу того, что епархия все делает втайне, за спиной у тех учреждений культуры, которые занимают кирхи. Мэр Калининграда Феликс Лапин и депутат городской думы Александр Мусевич заявили о своей поддержке оркестра. С симфоническим оркестром предполагалось заключить договор аренды на 49 лет, то есть епархия становилась собственником кирхи, но пока оркестр выгонять не собиралась. Такие условия не устроили музыкантов. Особое возмущение в местной прессе вызвала мотивация действий епархии и то, как она собиралась «сотрудничать» с музыкантами. Представители Калининградской епархии отмечали, что претендуют на здания всех бывших кирх в области, поскольку это здания религиозного назначения, которые после принятия законопроекта о передаче имущества религиозным объединениям могут быть переданы другим конфессиям. И для того, чтобы их не заняли католики и лютеране, эти кирхи надо отдать Московской патриархии.
К примеру, в интервью «Известиям» (от 05.06.2009) представители епархии довольно откровенно говорили о своих намерениях. Одни из них отмечал: «Пока новый закон не принят, объекты религиозного назначения могут передаваться любым религиозным организациям. По формальной логике будущего закона, явно не учитывающего особенности Калининградской области, на Кафедральный собор, равно как и на здание филармонии и кукольного театра, могут претендовать западные конфессии. Догадываетесь, интересы каких сил они будут представлять?» Руководитель пресс-службы Калининградской православной епархии Михаил Селезнев также неоднократно давал идеологическую трактовку действий РПЦ: «Наша инициатива связана с интересом большинства жителей области, которые смотрят вдаль и понимают всю сложность геополитического положения региона».
Помимо этого, с июля 2009 года представители епархии начали компанию по приданию определенного квазицерковного статуса бывшим орденским замкам Восточной Пруссии. Так, в Управление Росимущества по Калининградской области поступило предложение от епархии о передаче в собственность РПЦ двух средневековых замков Тевтонского ордена – Георгенбурга, расположенного в городе Черняховске, и Шаакена, расположенного в Некрасово (Гурьевский район). В феврале 2010 года замок Георгенбург был передан в оперативное управление местному приходу Архангела Михаила Калининградской епархии. Планируется восстановление замка и создание на его базе молодежного центра. В замке Шаакен пока еще располагается частный музей средневековых пыток.
В мае 2009 года руководитель Агентства по имуществу Калининградской области Анна Боград также сообщала, что в территориальное управление Росимущества поступило обращение епархии с просьбой о передаче в собственность РПЦ семи средневековых кирх, расположенных в Калининградской области. Это три полуразрушенных кирхи в Правдинском районе - Алленау (ныне поселок Поречье), Алленбург (поселок Дружба) и Домнау (поселок Домново), две кирхи в Багратионовском районе - Абшванген (ныне Тишино) и Тарау (Владимирово), а также кирхи Куменен (поселок Кумачево Зеленоградского района) и Хайлигенвальде (поселок Ушаково Гурьевского района).
Объем притязаний епархии вызвал ироничные и возмущенные отклики с требованиями к РПЦ не вмешиваться в светскую жизнь. В одной из публикаций отмечалось: «Если Русской православной церкви удастся осуществить ее наполеоновские планы и присвоить все недвижимое наследие восточнопрусских лютеран и католиков, городу, вероятно, не останется ничего иного как назваться Кириллградом, ну, или на худой конец, да и ради исторической справедливости (как же без нее, мы ведь не какие-нибудь там фальсификаторы истории!) — Кириллбергом» («Крестовый поход за недвижимостью», газета 39-й регион).
Как осторожно заявил в интервью автору специалист отдела по национально-культурным и общественным связям Министерства культуры Калининградской области Игорь Гуров, проблем с передачей кирх религиозным объединениям в области никогда не было. Бывшие кирхи, многие из которых представляют собой лишь руины, передавались самым разным религиозным организациям – пятидесятникам в Гусеве, Новоапостольской церкви в Гурьевске. Некоторые кирхи занимают также лютеране, но у них, по словам Гурова, не так много прихожан и они прав на все кирхи региона не заявляют.
При этом, интеллигенция и чиновники, непосредственно отвечающие за памятники культуры, выступают резко против передачи тех бывших кирх, которые уже заняты музеем, театром или филармонией, а тем более историко-культурного символа Калининграда – собора на острове Кнайпхоф, где похоронен Иммануил Кант. Начальник отдела культурного наследия и архивов Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области Алексей Нагорный отметил в интервью автору, что он против передачи Кафедрального собора Московской патриархии: «мы даже не представляем, как его можно отдать. У нас ситуация другая, чем в других регионах России, так как кирхи никогда не были православными храмами и однозначно ставить вопрос об их передаче РПЦ МП нельзя». По мнению Нагорного, существуют кирхи, которые никак не используются, и их можно передавать, но есть объекты с культурной нагрузкой. Культурные учреждения, такие как Собор, помогают развивать международные связи и проекты, и выводить их из исторических зданий было бы неправильно. Нагорный особенно подчеркнул, что тогда, в случае передаче всех учреждений культуры РПЦ МП, нужно будет ставить вопрос о сворачивании культурной деятельности в области.
Музейная интеллигенция в сложившейся конфликтной ситуации совсем не ощущает потребности в «православизации» объектов религиозного назначения и региона в целом как инструмента для построения культуры, отличной от окружающей Европы. Все происходит ровно наоборот – деятели культуры защищают общеевропейские культурные ценности как часть и одну из основ русской культуры.
Обеспокоенность передачей памятников культуры РПЦ МП наиболее ярко в области выражает директор областного учреждения культуры «Музей Кафедральный собор» Игорь Одинцов. В интервью автору он сообщил, что пока что вопрос о передаче собора закрыт на самом высоком уровне. В этом протестантском соборе, по словам Одинцова, православные богослужения могут совершаться только после демонтажа органа и витражей. Кроме того, под вопросом будет и духовно-культурный центр, существующий в соборе, где похоронен философ Кант. В соборе проходят концерты, при соборе действуют музей Канта и Институт по изучению наследия Канта.
Интеллигенция Калининграда, как отметил Одинцов, в целом очень негативно восприняла заявления епархии, и планировала обратиться к президенту России с просьбой рекомендовать РПЦ не вмешиваться в светскую жизнь.
Это выразилось в скандалах вокруг собора и здания, где располагается симфонический оркестр и которое сам оркестр и реставрировал. Коллектив оркестра заявил о творящемся беззаконии и, благодаря вмешательству губернатора Георгия Бооса, по словам Одинцова, РПЦ МП отступила. Дело в том, что епархия стала выступать за спиной тех людей, которые занимали театр кукол или органный зал, никому не сказав ни слова. Как отметил Одинцов, представители епархии всем говорили: «вы не беспокойтесь, мы просто не хотим, чтобы там были католики и протестанты». Однако Игорь Одинцов заметил: «это же все равно русские люди, а потом у нас все равны перед законом».
Бурное возмущение в музее вызвало предложение епархии заключить договор, согласно которому музей будет эксплуатировать собор, но руководство музея обязано за 3 месяца согласовывать с церковью программу деятельности и концертов, проходящих в соборе. Как отметил Одинцов, «а вдруг им не понравится Бах, и они скажут, что мы не должны его слушать. Я считаю, что это в том числе уничтожение русской культуры, удар по объектам нашей культуры, которая включает в себя и Баха». Абсурдом и глупостью Одинцов также считает заявления церкви, что замки должны считаться религиозными объектами. Передача памятников культуры РПЦ МП и то, что при этом государство будет их содержать и реставрировать, по мнению директора музея, противоречит Конституции и тому, что церковь в России отделена от государства.
В разгар обсуждения вопроса о передаче собора – в мае-июне 2009 года – Игорь Одинцов выступал также решительно, и его позиция во многом оказала влияние на решение областных властей временно закрыть вопрос о передаче собора на острове Канта патриархии. Как подчеркивал Одинцов, «Я считаю, что это провокация против культуры Калининградской области. Русские не сдаются, мы обратимся с соответствующими письмами к руководству государства». По словам директора музея, «меня удивляет и то, что РПЦ хочет владеть собором, но не иметь в собственности могилу Канта, которая является сегодня частью культового сооружения. Им не нужны даже великие, но мертвые мудрецы, требующие постоянной заботы и ухода. Идея передачи собора вредна и для международного имиджа Калининграда: например, Германия, которая вкладывала большие средства в его ремонт как государственного музея, этого не поймет» (Время новостей № 87, 22.05.2009).
Скандал вокруг притязаний епархии РПЦ в Калининграде практически не освещался в общероссийской прессе, и даже мало был замечен в Интернет-изданиях. Тогда как в анклаве сложилась по существу уникальная ситуация. Требования епархии передать в собственность РПЦ лютеранские кирхи, а также некоторые замки области, и Кафедральный собор на острове Канта в Калининграде привело к довольно резким и относительно массовым заявлениям общественности с требованиями соблюдать закон и принцип отделения церкви от государства. Фактически общественность на этом этапе поддержали и некоторые представители местных властей. То поведение, которое для епархии было естественным (по образцу бесцеремонного поведения РПЦ в Центре России), в Калининграде было воспринято как циничный произвол, уничтожение культуры и оскорбление местной интеллигенции. Действия епархии вошли в противоречие не только с нормами этики, но и с культурой веротерпимости к другим конфессиям, которая сложилась в Калининграде.
Противостояние епархии и общественности в Калининграде ярко показало различие между мировоззрением общества и РПЦ, - то, что епархия живет в своем собственном своеобразном мире, где символические государственные интересы значат намного больше, чем все остальное – люди и демократические законы. Однако Православная церковь постепенно приспосабливается, и учиться жить и в демократическом обществе, в реальности воплощая на низовом приходском уровне все те миссионерские и социальные задачи, о которых постоянно говорит патриарх Кирилл. В бытность своим митрополитом Калининградским и Смоленским Кирилл также скорее приспосабливался к своеобразной многоконфессиональной и терпимой атмосфере Калининграда. Теперь во время патриаршества Кирилла бывший Кенигсберг, даже обладая огромной властью, вряд ли патриарху-патриоту удастся сделать Кириллградом.