Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

19.02.2010 18:48:56

Искушение первенством в церкви

Владимир МЕЛЬНИК. — "Релігія в Україні", 17 февраля 2010 года

Вопрос о первенстве в Церкви в историческом смысле является, пожалуй, ключевым для понимания церковных процессов. Зачастую причина многих канонических проблем и расколов в конечном итоге зачастую кроется именно в нерешённости вопроса о первенстве. Вопрос этот не столь очевиден, как может показаться, и на протяжении истории поднимался с различных позиций много раз. Актуализировался он и в последнее время, в частности, в связи с желанием некоторых народов обрести автокефалию для своих церквей, а также с возникающими спорами между Поместными Церквями… Несмотря на попытки поднять и разрешить вопрос, до сих пор слышны различные интерпретации того что именно понимать под первенством и кому оно может и/или должно принадлежать.


Вселенский Патриарх и первенство


Не имея возможности разбирать подробно вопрос первенства в православной экклезиологии, отметим лишь основные моменты (1). Стоит начать, пожалуй, с того, что встречая термин «вселенский патриарх», человеку непосвященному в богословские вопросы представляется, что это есть некая православная аналогия римского понтифика, наделённого особым таинственным правом быть главою вселенской церкви, в котором осуществляется её полнота. Восприятие это, хоть кажется и вполне логичным, чуждо православному богословию и отражает католическое учение о восприятии церкви. Дело в том, что в соответствие с католической эккклезиологией, полнота Церкви, как Тела Христова, осуществляется лишь в единстве всех частей, а каждая отдельная Церковь есть лишь часть, отдельный член Тела Христова. Исходя из такого понимания, в церкви должен существовать епископ, имеющий власть над всем целым.

В отличие от рациональной католической эллезиологии в Православии полнота церкви как Тела Христова осуществляется в каждой отдельной общине, объединённой епископом.

100219_2.gif

Как отмечает протопр. Александр Шмеман в своей статье «Вселенский Патриарх и Православная Церковь»: «В единстве со своим епископом и в единстве епископа с Церковью каждая Церковь имеет всю полноту Церкви – полноту святости, кафоличности, апостольства. […] К Церкви неприменимы категории «целого» и «частей», ибо сущность её сакраментально иерархической структуры в том и состоит, что в ней часть не только согласна с целым, но его в себе целостно воплощает, тождественна с ним, есть целое. Местная церковь […] есть не часть и не член более обширного местного или вселенского организма, но она и есть сама Церковь» (2). Кстати, об этом необходимо помнить «ревнителям единства» с тем или иным престолом, в котором видится залог существования Церкви. По сути, такие являются ревнителями именно католического учения о церкви.

Вместе с тем встречается иная крайность. В частности, тезис о том, что концепция первенствующего епископа вообще чужда православной мысли и является «ересью неопапизма». И эта точка зрения ошибочна. А сам тезис, будучи последовательно принятым, приведёт к отрицанию поместного устройства Церкви в принципе.

Так кто же тогда вселенский патриарх, если он не имеет власти над поместными церквами, и в чём выражается тогда первенство? В православном понимании сущность первенства раскрывается не во власти, а в средоточии и выражении согласия и единосущия Церкви. Вселенский патриарх, таким образом, является не управителем, но выразителем и голосом общего согласия и единства Церкви.


Искушение первенством или Борьба с «папизмом» Константинополя цезаропапизмом Москвы

Вопрос первенства нигде, пожалуй, не проявлялся так остро, как в отношениях между Москвой и Константинополем. Более подробно с фактами соперничества Москвы и Константинополя на протяжении истории можно ознакомиться в статье Алексея Макаркина «Москва и Константинополь: конкуренция церквей» (3). Не имя возможности разбирать в данной статье все исторические примеры, остановлюсь лишь на некоторых.

Вначале напряжение проявлялось в форме демонстрации независимости Москвы от Константинопольской Матери-Церкви. Так, например, в 1051 году Ярослав Мудрый назначил еп. Иллариона русским митрополитом в обход Константинополя. В XIV в. Дмитрий Донской отказался признать направленного Константинополем в Москву мит. Киприана, поддерживая своих кандидатов. Можно вспомнить и попытку в 1661 году Московского митрополита Питирима поставить своего епископа Мефодия (Филимоновича) на Киевскую митрополию, входившую в Константинопольский патриархат. Это оборачивается скандалом: Константинопольский Патриарх анафематствует Мефодия, а духовенство Киевской митрополии отказывается повиноваться ставленнику из Москвы.

100219_3.jpg Позже появилась критика и откровенное соперничество за первенство в православном мире. Примечательно, что, критикуя Константинополь и обвиняя вселенского патриарха в папизме, Москва часто стремилась обрести первенство именно в критикуемом смысле: стать не выразителем, но управителем дел в православном мире, обрести первенство власти.

Наиболее ярко претензии на первенство именно в указанном смысле были озвучены в концепции «Москва-Третий Рим», выдвинутой митрополитом Зосимой в 1492 г.: «Храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твоё, что два Рима пали, а третий стоит, четвёртому же не бывать». Первенство в церкви фактически было перенаправлено в руки московского… даже не иерарха, а светского правителя под предлогом «защиты христианского мира и Церкви». Вместо критикуемого (тогда и сейчас) «папизма» Константинополя идеалом признаётся цезаропапизм во главе с московским государем. В XVII веке этот «идеал» еще четче проявляется в образе царя Алексея Михайловича, воспринимающего себя «наследником Византии, наместником Бога на земле, защитником всего Православия» (4). Церковные реформы Петра I лишь подтверждают этот статус государя в Церкви. Напомню, что члены Святейшего Синода при вступлении в должность приносили верноподданническую присягу, где исповедовали и провозглашали «самого Монарха Всероссийского и Государя своего Всемилостивейшего […] крайним судиею Духовной сей Коллегии» (этот формуляр присяги был скорее оставлен, чем отменен, только в 1901-м году). А сам Синод действовал всегда именно как имперское присутственное место, «своею от Царского Величества данною властию», — «по указу Его Императорского Величества». Стоит также отметить, что в Русской Церкви исключительная роль Москвы (патриарха и светского правителя) в Православной Церкви – и исторически, и в настоящее время — скорее оправдывалась и превозносилась, нежели подвергалась критике и пересмотру.

С позиции своей исключительной роли и желаемого первенства Москва нередко влияла на расклад сил в православном мире, и, как сказали бы сейчас, «вмешивалась в дела других поместных церквей». Например, после вхождения Грузии в состав Российском империи в 1801 решением Москвы упраздняется автокефалия древнейшей Грузинской Церкви, учреждается экзархат Российской Церкви, а 21 июня 1811 года Святейший Синод снял сан Католикоса-Патриарха с Антония II (Багратиони).

Можно вспомнить и роль Москвы в отделении Болгарской церкви от Константинополя в конце XIX в; тогда русскому послу в Константинополе графу Николаю Игнатьеву удалось добиться от турецкого султана указа о самостоятельности Болгарской Церкви. Несмотря на протесты Вселенского Патриарха и стремление Константинополя удержать болгар под своим омофором, Москва поддержала болгар. Иной пример — роль Москвы в судьбе церкви в Молдавии. В 1808 году, через год после вхождения русский войск в Молдавию, Святейшим Синодом Русской церкви было принято решение подчинить епархии этих земель, входящих в Карловацкий патриархат, себе. Похожая история случилась и в 1940 году, когда церковные структуры аннексированной СССР Бессарабии были оторваны от Румынского патриархата и переподчинены Московскому.

А в середине XX века и вовсе была предпринята попытка обрести формальное первенство в православном мире. 100219_4.jpgВ начале 1946 года Патриарх Алексий I направляет председателю Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР, полковнику КГБ Георгию Карпову доклад, в котором среди прочего «Вселенский Патриарх признается потерявшим авторитет в православном мире, а прочие восточные патриархи не способны к восприятию этого авторитета, и способность к такому восприятию только у Русской Православной Церкви». А в сентябре того же года сотрудник ОВЦС РПЦ МП Шварев пишет Г. Карпову следующее: «В настоящее время, когда на международной арене идет ожесточенная дипломатическая борьба, Русская Церковь должна трезво, с сознанием своей силы подойти к делу по организации блока православных Церквей и превращению Московской Патриархии во Второй Рим» (5). Ещё позже прот. Григорий Разумовский направляет Карпову доклад, прошедший правку у Патриарха Алексия I, в котором предлагается следующее: «Концентрировать внимание всего православного мира к русской православной Церкви и довести ее значение до степени первенствующей Православной Церкви, а святой Москвы до значения Третьего Рима» (6). Наконец, в 1948 г. Русская Церковь с подачи Сталина предпринимает попытку созвать в Москве «Совещание глав и представителей автокефальных православных церквей», нечто вроде вселенского собора, на котором в частности будет пересмотрен вопрос первенства в православном мире в пользу РПЦ. Однако проект «православного Ватикана» тогда провалился, даже несмотря на щедрые дары главам и представителям церквей, в спешке выписываемые из музейных фондов.

Однако, провалившись тогда, идея не пропала бесследно, и вот сейчас вновь раздаются голоса с требованиями пересмотреть каноны и диптих (порядок очередности церквей). Например, в своём недавнем докладе митр. Одесский Агафангел (Саввин) не просто подвергает сомнению первенство константинопольского патриарха, но и утверждает, что Константинополь неоправданно претендует на вселенский статус. Вторит ему и епископ (тогда архимандрит) Алексий (Гроха): «Константинополь пал пятьсот лет назад. Нет сейчас никакого Константинопольского Вселенского патриархата, а есть «фанарский» епископ Варфоломей Архондонис, не имеющий никаких прав и полномочий за пределами Фанара - квартала в Стамбуле» (7). Член синодальной богословской комиссии РПЦ прот. Максим Козлов более мягок в формулировках, но также призывает к пересмотру диптиха: «Если мы сопоставим не только количественные показатели нашей Церкви и тех или иных восточных патриархатов, но и увидим реальную роль Русской Церкви для свидетельства в масштабах современного человечества, то это отнюдь не пятое место» (8). Однако последовательно принимая критерии масштаба и политического влияния как главенствующие в определении первенства в православном мире, мать церквей, Иерусалимскую церковь следовало бы поставить в самый конец диптиха, после церквей Албанской и Чещских земель и Словакии.

Многие ревнители – борцы за Московский церзаропапизм под предлогом борьбы с папизмом Константинополя идут ещё дальше, предлагая разорвать с Константинополем общение, «а затем созвать Всеправославное совещание, а лучше Собор, без участия Константинополя» (9). Тут же озвучиваются способы осуществления проекта и причины такого безудержного стремления Московской Патриархии к первенству в православном мире. «Решить эту задачу Москва, как это и всегда было в истории, не может без "административного ресурса", какой предоставляет российское государство, в интересах которого обострение отношений Москвы и Константинополя. […] России для обладания первенством в православном мире даже и не нужно дожидаться восстановления монархии, т. к. и президент, имеющий номинально православное исповедание, не так уже сильно отличается от православного византийского василевса (хотя сильно — от Русского Царя, но это в данном случае и не обязательно). Подобная легитимизация в интересах российского государства […]. Тем более подобная легитимизация в интересах Русской Православной Церкви, если она нуждается в серьезном усилении своих позиций на международной арене и во внутрироссийской политике» (10).

И всё же, может ли претендовать Москва на первенство в православном мире, а московский Патриарх обрести долгожданный статус вселенского без привлечения административного ресурса? Едва ли.

Продолжение следует...

Прмечания:

1. Более подробно о вопросе православного понимания перенства и роли вселенского патриарха можно прочесть в следующих статьях: архим. Кирилл (Говорун). «Служить или быть тем, кому служат: Вопросы о порядке и осуществлении власти в Христовой Церкви». http://www.bogoslov.ru/text/295610.html иером. Иов (Греча). «Размышления A.B. Карташева о роли Константинопольского патриарха в Православной Церкви и их отображение в трудах современных православных богословов». свящ. Александр Шмеман. «Вселенский Патриарх и Православная Церковь»; «О понятии первенства в православной экклезиологии»; «О «неопапизме»».
2. Ощущение именно такого православного понимания местной церкви как целого, в определённой степени утрачено в РПЦ (в ней епископ является скорее представителем патриарха), однако вполне сохранилось в большинстве поместных Церквей, где каждый архиерей есть предстоятель своей церкви, а смена кафедры является исключением.
3. http://www.politcom.ru/6600.html  
4. Кореневский Н. И. Церковные вопросы в Московском государстве в половине XVII в. и деятельность патриарха Никона. // Русская история в очерках и статьях под редакцией профессора М. В. Довнар-Запольского. Киев, 1912, Т. III, стр. 715-716.
5. http://minds.by/academy/trudy/3/tr3_10.html  
6. http://minds.by/article/133.html  
7. http://www.otechestvo.org.ua/main/200510/2803.htm  
8. http://www.rian.ru/religion/20090729/179231258.html  
9. http://www.pravaya.ru/look/8394  
10. Там же

Источник:

РИСУ

Архив новостей

Облако тегов:
« церкви православном патриарха первенство патриарх православной москвы константинополя вселенский первенства москва вселенского именно церквей церковь русской котором &hellip православного обрести &mdash сейчас константинополь власти епископ понимания церковные статус церкви» церквей» истории скорее пожалуй константинопольского интересах смысле православных карпову русская частности несмотря церковь» епископа статье имеющий такого христова &ndash полнота константинополем первенством подробно вопросы осуществляется православная единстве вселенский патриарх православной церкви « вселенский вселенского патриарха русской церкви русской православной карпову доклад болгарской церкви следующее « московской патриархии подобная легитимизация православного понимания административного ресурса константинопольского патриарха сейчас « русская церковь первенство именно христова осуществляется александр шмеман полнота церкви вопрос первенства возможности разбирать православная церковь» церковь» « протяжении истории обрести первенство « москва церкви &ndash светского правителя « вселенский патриарх русской православной церкви православная церковь» « тела христова осуществляется

Лучшие игровые автоматы 777 для новичков


Игровая индустрия сейчас развивается большими темпами. Регулярно появляются новые слоты, предлагающие новые возможности и функции. Однако для новичков в мире азарта подобное разнообразие мож...>>

Новая книга патриарха Кирилла для американцев


Не так давно в российской столице была представлена новая книга патриарха Кирилла под названием "Патриарх Кирилл. Мысли на каждый день года". Примечательно, что сей труд был написан при подд...>>

Чеснок при простуде - рецепты с применением чеснока


Помогает ли чеснок при простуде?Чеснок можно найти практически в любом доме. Хозяйки используют его как приправу к всевозможным блюдам, а люди склонные к простудным заболеваниям – как прекр...>>

Финансы и Писание


Сегодня, когда в стране кризис, кто-то в панике, а кто-то видит возможность финансового роста, очень важно рассмотреть, как Бог относится к финансам.Как же Бог смотрит на финансы...>>

В Праге открыли католический приход для глухих


Первый в Чехии католический приход для глухих открыт в воскресенье в Праге, его возглавляет священник польского происхождения Станислав Гора, который имеет 20-летний опыт работы с глухими пр...>>

КНДР и Сомали были самыми опасными странами для христиан в 2016 году


Наиболее опасными в 2016 году для христиан странами являлись Северная Корея и Сомали, кроме того существенный рост уровня их дискриминации произошел в Индии, сообщает международная организац...>>

В январе в РФ рассмотрят петицию об отмене пакета Яровой


Экспертная рабочая группа под руководством главы «Открытого правительства» Михаила Абызова 19 января рассмотрит петицию об отмене «пакета Яровой», которая собрала более 100 тысяч подписей на...>>

Пожертвования на сайт:
Webmoney WMZ: Z326584377450
Webmoney WMR: R125197738279
  Архив христианских новостей: 2014 / 2013 / 2012 / 2011 / 2010 / 2009 / 2008
Обратная связь / Реклама тут / Подписки / История Вебмастеру (Суперпредложение!)
Совместно с Твоя Библия
Библия, христианские новости, ответы на все вопросы

   

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ Rambler's Top100 Rambler's Top100