Христианские новости и новости религий со всего мира.
18.02.2010 13:42:03
Абхазия не будет иметь ничего общего с Церковью Грузии, заявил президент Сергей Багапш
Абхазия не будет иметь ничего общего с Церковью Грузии, священнослужители которой угрожают Сухуму войной в случае отказа вернуться под власть Тбилиси. Об этом заявил сегодня на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС президент республики Сергей Багапш.
"У нас сложились хорошие отношения с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом еще до того, как он возглавил православие, это большая умница", - отметил он, комментируя повестку предстоящей встречи с предстоятелем РПЦ. "Планирую обсудить главный вопрос: как сделать храмы Абхазии - это Новый Афон, Каманы, церковь Иоанна Златоуста - местом паломничества православных", - информировал президент. "Нельзя, чтобы образовывался вакуум", - пояснил он важность этой темы, посетовав, что "зачастую приходится читать, что Абхазия - мусульманская страна". "Хочу всех пригласить к нам, чтобы сами увидели, что у нас есть храмы IV, VI, XII веков".
"Церковь и Московская патриархия оказывают нам помощь, - сказал Багапш. - В частности, мы приводим в порядок весь комплекс Нового Афона и будем продолжать это делать не ради моды. Есть вещи, которые для нас сохранила история и народ, мы должны сохранять их дальше, для будущих поколений". Он выразил уверенность, что Абхазия "будет жить богато, сможет поднять экономику". "Но главное для нас не растерять духовность, ведь если потеряем духовность - потеряем все", - убежден президент республики.
Одновременно Багапш заверил, что он "не против другой веры, у нас есть мусульмане, католики, иудеи". "Нет никаких проблем, у нас есть закон, конституция, согласно которым каждый имеет право поклоняться тому, кому считает нужным". "Но есть вера, которую, мы считаем, надо поднимать на более высокий уровень", - подчеркнул он.
Багапш обратил внимание на разногласия, существующие у Церквей Грузии и Абхазии. "Те разногласия, которые существуют сегодня между нашей и Грузинской церквами, идут давно, - отметил президент. - Решать эти вопросы мы собираемся так, чтобы никому не навредить. Мы всегда учитываем, что может последовать (за нашим решением) не только для нас, но и для тех государств, которые нас признали". "Тем не менее решать эту проблему будем, так как это становится просто невозможным, - подчеркнул Багапш. - Я сам спокойно относился, но после последних высказываний священнослужителей Грузии мы близко ничего общего с этой Церковью и такими людьми иметь не будем".
Президент Абхазии предложил журналистам ознакомиться в интернете с подходом грузинского священства в отношении республики. Они звучат примерно так, пояснил он, - "или Абхазия поймет, где она должна быть, или Грузия пойдет войной". "И это говорят священнослужители", - возмутился Багапш.
Напомним, что Патриархия Грузии заявляла ранее, что не признает отделение Абхазской православной церкви. Эта позиция была озвучена представителями Грузинской православной церкви (ГПЦ) в ответ на прозвучавшее в сентябре прошлого года заявление исполняющего обязанности управляющего Сухумо-Абхазской епархии священника Виссариона Аплиа о том, что Абхазская православная церковь намерена выйти из-под юрисдикции ГПЦ.
Тогда же глава ОВЦС МП архиепископ Волоколамский Иларион (в сентябре он носил сан архиепископа) на заседании клуба "Валдай" подтвердил неизменность признания канонической территории ГПЦ, включающей Абхазию и Южную Осетию. Он подчеркнул, что "в реальности" грузинская церковная власть на эти республики не распространяется. Но при этом пояснил: "Изменения политических границ не обязательно означают, что нужно также изменить церковные канонические границы. Это основа нашей внешней политики относительно других Церквей. В противном случае любое политическое изменение привело бы к церковному разделению".
Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев заявил, что видит оптимальным решением абхазской церковной проблемы передачу местной епархии под временное управление Русской церкви.
"Если бы Католикос-Патриарх всея Грузии обратился к Московскому Патриарху с тем, чтобы тот стал наместником, временно управляющим Абхазской и Южноосетинской епархиями, то в этом случае были бы сохранены общеправославные каноны, не допускающие вмешательства одной Церкви в канонические пределы другой, а также были бы сохранены честь Грузинской церкви и целостность ее канонических границ", - заявил протодиакон.
Не торопиться в решении вопроса о статусе Абхазской епархии призвала президент Фонда исторической перспективы политолог Наталья Нарочницкая.
Православие в Абхазии - история и современное состояние (справка "Портала-Credo.ru")
Официально абхазское православие возводят к апостольским временам - на территории современной Абхазии, где тогда располагались колонии Римский империи, проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Последний претерпел мученическую кончину и был погребен в Анакопии (современный Новый Афон), позже над его могилой построили храм. В колонии ссылали христиан во время различных гонений - на территории Абхазии пострадали воины-мученики Орентий и его шесть братьев (IV в.), священномученик Василиск Команский (IV в.), святитель Иоанн Златоуст (умер в ссылке в Команах в 407 году) и др.
В начале IV века в Питиунте (современная Пицунда) возникает епископия. В 325 году епископ Питиунта Стратофил участвует в I Вселенском Соборе. В V веке в Себастополисе (современные Сухуми) также возникает христианская община во главе с епископом. Себастопольский епископ Керконий принимает участие в IV Вселенском Соборе. При императоре Юстиниане Великом на территории Абхазии появляется автономная архиепископия в юрисдикции Константинопольского патриархата. В VI-VII веках в ведении Абазгской епархии, которая в перечне епархий Константинопольской церкви значилась под 34-м номером, были следующие епископские кафедры: Цандрипшская, Пицундская, Анакопийская, Себастопольская, Цебельдинская, Гюэносская (Очамчира). Самые знаменитые кафедральные соборы этого периода, дошедшие до нашего времени, - это Цандрипшская базилика (VI в.) и Драндский собор (VI в.).
В конце VIII в. возникает средневековое Абхазское православное царство, которое добивается повышения местной архиепископии до ранга католикосата в составе Антиохийского патриархата. Фактически Абхазская церковь становится автокефальной. В тот период строятся Пицундский собор, Бзыбский храм, Лыхненский храм, храм Симона Кананита, Моквский пятинефный собор и храм в Нижнем Архызе, в XI веке абхазские мастера принимают участие в строительстве храмов Киева.
В конце X века на территории Абхазии возникает Царство абхазов и картвелов (грузин), Церковь которого постепенно переходит под юрисдикцию Мцхетского католикосата.
В XIII-XV веках Абхазия оказалась в сфере политико-экономического влияния Генуи, которая основала на Черноморском побережье целый ряд торговых факторий. В 1390 году возрождается Пицундский католикосат, предстоятелями которого с того момента становятся исключительно грузины.
В XVI веке кафедра католикосов переносится из Пицунды в Гелатский монастырь в Западной Грузии. С этого времени католикосы именуются Абхазскими и Имеретинскими, с XVII века Имеретинскими и Абхазскими. Постепенно абхазское население отходит от Церкви, часть его принимает ислам. Последний номинально абхазский католикос Максим II скончался в 1795 году в Киево-Печерской лавре. Та часть абхазского народа, которая не обратилась в ислам, превратила оставшиеся христианские храмы или их руины (в основном, в горной местности) в языческие святилища, где наряду с деформированными христианскими праздниками стали отмечать "Старый Новый год", Нанщъа, "Хъажъкыра", совершать обряд моления о дожде "Ацуныщъа".
В 1810 году Абхазия входит в состав Российской империи, однако на ее территории открыты всего три храма - Пицундский, Лыхненский и Елорский, причем во второй четверти XIX века Пицундский и Лыхненский храмы перестают функционировать. В 1851 году на территории Абхазии открывается епархия в составе Грузинского экзархата Православной российской церкви. Кафедрального собора в епархии не было, однако активную деятельность развило "Общество восстановления православного христианства на Кавказе". Вместе с тем, возрастают радикальные настроения в среде абхазов, принявших ислам, значительная часть которых переселяется в Турцию. 5 августа 1877 года в Лыхненском храме соотечественниками-мусульманами был задушен священник Иоанн за антимусульманские проповеди.
В 1875 году основан Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь как подворье Русского Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон. К началу ХХ века число братии этой обители превысило 500 человек. К 1917 году разросшаяся Сухумская епархия Российской церкви имела 125 приходских храмов и 4 монастыря.
После провозглашения автокефалии Грузинской церкви съезд абхазского духовенства и мирян в Сухуме в мае 1917 года провозглашает также автокефалию Абхазской церкви и избирает ее предстоятелем епископа Сухумского Сергия (Петрова). Разумеется, Святейший Синод не признал этой автокефалии, призвав православных абхазов сохранять существующее епархиальное управление. Летом 1918 года Абхазию заняли грузинские войска, и на ее территории была организована Цхумо-Абхазская епархия Грузинской церкви, которую возглавил епископ Амвросий (Хелая). Постепенно, после установления советской власти, пророссийски ориентированная Сухумская епархия перешла на нелегальное положение, а с 1930-х гг. объединилась с Российской катакомбной церковью. Иерархия этой епархии была восстановлена только в 1994 г., когда епископы РПЦЗ рукоположили в Суздале епископа Серафима (Зинченко), подвизавшегося в одной из катакомбных монашеских общин Абхазии.
После Второй мировой войны, когда Московская Патриархия признала грузинскую автокефалию, в состав Абхазской епархии входило всего шесть храмов: Сухумский кафедральный собор, Сухумская кладбищенская церковь, Елорский храм, Лыхненский храм, Гагринская Покровская церковь и Гудаутская Покровская церковь. Последние две церкви представляли собой частные дома, переделанные в храмы, а количество духовенства (в большинстве своем русского) не достигало и 10 человек.
Митрополит Сухумский Давид (Чкадуа) в августе 1992 года вместе с Шеварднадзе приветствовал захват Сухуми грузинской армией. Вскоре он скончался, и Грузинская патриархия назначила в Сухуми архиепископа Даниила (Датуашвили), который в сентябре 1993 года вместе с грузинским духовенством и отступавшей армией бежал в Грузию, где он до сих пор носит титул митрополита Сухумо-Абхазского и участвует в работе правительства Абхазской автономной республики в изгнании. После бегства грузинского духовенства в Абхазии осталось четыре клирика: священник Виссарион Аплиа, служивший во время войны в Гудаутской церкви; протоиерей Петр Самсонов, настоятель Лыхненского храма; священник Павел Харченко, клирик Гагрского храма; игумен Виталий (Голубь), клирик Сухумского кафедрального собора. В конце 1993 года они избрали священника Виссариона Аплиа настоятелем кафедрального собора Сухуми и представителем Сухумо-Абхазской епархии во взаимоотношениях с государством и РПЦ.
В 1998 году было провозглашено создание Епархиального Совета Сухумо-Абхазской епархии, управляющим которой стал священник Виссарион Аплиа. Разумеется, все эти действия происходили вне всякой связи с Грузинской патриархией и без участия какого-либо епископа. Духовенство епархии пополнялось за счет восстановленного Новоафонского монастыря, который номинально считается подворьем Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон (Вселенский Патриархат), но фактически является представительством РПЦ. Настоятелем монастыря, в котором подвизается 10 насельников и действует духовное училище, в настоящее время является иеромонах Андрей (Ампар). Кроме того, в селе Команы открыто подворье, которое возглавляет послушник Леон Аджинджал.
В состав Абхазской епархии входят следующие храмы: Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (настоятель священник Виссарион Аплиа), храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагре (настоятель - иеромонах Павел (Харченко)), храм-часовня Пицундских Святых в п. Пицунде, храм Покрова Богородицы в г. Гудауте (настоятель - иеромонах Василиск (Лейба)), храм Успения Богородицы в с. Лыхны (настоятель - протоиерей Петр Самсонов), храм Святого апостола Симона Кананита в г. Новом Афоне, храм Преображения Господня в с. Яштухе (настоятель - иеромонах Григорий (Хоркин)), храм Святых равноапостольных Константина и Елены в с. Акапе (настоятель - иеромонах Иоанн (Свинухов)), храм Пророка Илии в п. Агудзере (настоятель - священник Далмат Гопия), Драндский Успенский собор (настоятель - священник Никита Адлеиба), Моквский Успенский собор (окормляет священник Игорь Артемьев), храм Святого Георгия Победоносца в с. Елыре (настоятель - иеромонах Сергий (Джопуа)), храм Святого Георгия Победоносца в с. Чубурхинджи (окормляет священник Никита Адлейба).
В самопровозглашенный Епархиальный Совет в настоящее время входят священник Виссиарион Аплиа, иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Василиск (Лейба), иеромонах Григорий (Хоркин), иеромонах Игнатий (Киут), иеромонах Павел (Харченко). При совете действует издательство "Стратофил" и паломническая служба.
На заседании совета, состоявшемся 8 июля 2008 года, было принято обращение к президенту Абхазии Сергею Багапшу о передаче дома отдыха "Водопад" на баланс Ново-Афонского монастыря, а в состав епархии приняли иеромонаха Дорофея (Дбар).