Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

13.02.2010 23:47:13

Эпоха упущенных возможностей: три главные ошибки уходящего президента в церковной сфере

Иоанн Модзалевский (архиепископ Уманский, УАПЦ). — "Зеркало недели", № 5 (785), 13 — 19 февраля 2010 года

Высшие лица украинского государства никогда не страдали религиозной индифферентностью. Леонид Кравчук вошел в новейшую историю как один из «отцов-основателей» Киевского патриархата. Сменивший его на посту президента страны Леонид Кучма — как оппонент Киевского патриархата и его лидера во время своего первого президентского срока и осторожный сторонник поместной Церкви во втором. И все же случай В. Ющенко уникален. В отличие от своих предшественников, третий президент Украины не только стремился активно повлиять на процессы в церковной сфере, но и попытался полностью приватизировать идею и бренд «единой поместной Церкви».

От прихода к власти В. Ющенко украинское церковное и экспертное сообщество ожидало многого. УПЦ КП и ее эксперты надеялись, что при помощи нового главы государства им удастся если не получить полное каноническое признание, то, во всяком случае, стать первой по влиятельности православной церковью в Украине. Многие иерархи и эксперты УПЦ опасались, что
В. Ющенко инициирует «новую волну гонений на каноническое православие». Ошиблись и те, и другие. По сути, президент не сделал ничего. Лоббирование интересов УПЦ КП оказалось малоэффективным, а давление на УПЦ — спорадическим и ситуативным. И в поисках наиболее точного эпитета к его церковной деятельности мы неминуемо остановимся на слове «неэффективная». Все, что ни делал третий президент для продвижения идеи «единой поместной Церкви», всегда оканчивалось неудачей.

В 2005 г. президент решил «подтолкнуть» УАПЦ к воссоединению с УПЦ КП. В сентябре 2005 состоялись заседания объединительных комиссий УПЦ КП и УАПЦ, а в октябре того же года — заседание общей конференции епископата УПЦ КП и УАПЦ, где было принято решение «поддержать процесс объединения УПЦ КП и УАПЦ в единую Поместную украинскую православную церковь», для чего была создана общая Предсоборная комиссия. Более того, в документе конференции даже была названа возможная дата проведения объединительного собора — 19 ноября 2005 г. Но инициированное администрацией президента объединение так и не состоялось. Взвесив все «за» и «против», епископат УАПЦ принял решение не торопиться с проведением объединительного собора. А спустя несколько месяцев по инициативе УАПЦ был возобновлен диалог этой церкви с УПЦ.

В 2005—2008 гг. президент пытался инициировать диалог между УПЦ и УПЦ КП. Глава государства неоднократно ходатайствовал о его начале перед предстоятелем УПЦ блаженнейшим митрополитом Владимиром. В конце 2006 г. имела место встреча президента с епископатом УПЦ, где глава государства отстаивал свое видение проблемы уже перед большинством украинского епископата. А в феврале 2007 г. он обратился с письмом к предстоятелю УПЦ, где содержалось предложение создать общую комиссию с УПЦ КП, которая могла бы обсудить пути объединения двух юрисдикций в единую церковную структуру. Тем не менее, когда в сентябре 2009 г. Священный синод УПЦ принял решение о возобновлении переговорного процесса с УАПЦ и создании «рабочей группы по подготовке диалога с УПЦ КП», то это синодальное решение было принято самостоятельно, и уже после того как Ющенко фактически отказался от попыток инициировать межюрисдикционный диалог.

Наиболее масштабным поражением В.Ющенко, однако, стали результаты визита в Киев патриарха Варфоломея, приуроченного к празднованию 1020-летия Крещения Киевской Руси (25—27.07.2008).

Президент не стал первооткрывателем «константинопольской темы». К Константинополю апеллировали и предыдущие главы государства — Кравчук и Кучма. Однако именно Ющенко сделал на Фанар главную ставку в решении украинского церковного вопроса. Вселенского Патриарха встречали в Киеве в формате, приличествующем встрече главы государства. Визит сопровождала масштабная пиар-компания в Украине и за рубежом. Но, невзирая на ожидания президента, визит Вселенского Патриарха не привел к вхождению в состав Константинопольского патриархата независимых от Москвы церковных юрисдикций Украины. И если для автокефальных юрисдикций, особенно для УАПЦ, визит Святейшего патриарха Варфоломея стал одним из важных этапов в их диалоге со вселенским православием, то для В. Ющенко отсутствие оперативного результата в диалоге с Фанаром стало еще одним масштабным политическим поражением. Проект объединенной поместной Церкви рассматривался президентом и его командой как один из знаковых для его будущей кампании «Ющенко объединил Церковь». Однако в церковной сфере президенту повезло не многим более, чем во всех остальных.

В чем же заключались главные причины провала религиозной политики третьего украинского президента? И почему при таком высоком внимании к церковной проблематике со стороны главы государства ему так и не удалось достичь здесь каких-либо заметных результатов?

Первой и главной ошибкой Ющенко, пожалуй, являлась ложная самоидентификация с идеей «единой поместной Церкви», которую президент на всякий случай еще именовал «апостольской». Он так часто и пространно говорил об этом, что у многих церковных деятелей сложилось стойкое впечатление, что «Объединение Церкви» — это персональный проект Ющенко. «Единая поместная Церковь» — это «церковь Ющенко». И наоборот: президент Ющенко — это главный вдохновитель и «основатель» «единой поместной Церкви». Поставив идею/бренд «единой поместной Церкви» в такую жесткую зависимость от персоналии/бренда «Виктор Ющенко», последний фактически похоронил церковный проект поместности. Идея независимой Церкви стала вызывать у миллионов разочарованных в личности Ющенко граждан Украины такую же стойкую аллергическую реакцию, как и трипольский миф, пчелы и излюбленное ющенковское выражение «любі друзі».

Не добавляла доверия к идее «единой поместной» в церковной среде всех юрисдикций (в том числе и в «родной» для Ющенко УПЦ КП) и фигура брата главы государства Петра Ющенко — председателя общественной организации «За Поместную Украину». Приватизировав в группе Ющенко «поместную» тему, Петр Андреевич не только не смог добиться в этой области конкретных результатов, но и продемонстрировал полное отсутствие конструктивного видения церковной проблематики. «За Поместную Украину» так и не стало ни влиятельной политической структурой, ни действующим научным или издательским центром. А единственным реальным проектом организации явилась космическая по своему масштабу и трагикомическая по эстетическому воплощению выставка «Українці в світі» — один из наиболее позорных художественных проектов во всей новейшей истории Украины.

Однако тот факт, что организацию с невыгодным с точки зрения политического маркетинга «поместным» названием возглавил родной брат президента, натолкнул многих на размышления о возможности будущей церковной карьеры Петра Андреевича. Поползли слухи о том, что брат президента якобы стал или вот-вот должен стать «тайным епископом» УПЦ КП (либо, по другой версии, епископом Константинопольского патриархата). Слухи эти неоднократно опровергались. И все же, невзирая на эти опровержения, многие эксперты (и даже церковные иерархи) до сих пор склонны полагать, что определенные церковные амбиции у Петра Андреевича все же имеются. Правда это или нет — вопрос, на который может ответить только сам Петр Ющенко. Однако сегодня, когда доверие Виктору Андреевичу на выборах оказало всего 5,45% избирателей, искренний либо дипломатичный ответ Петра Андреевича уже ничего не меняет. Проект «единой поместной Церкви» в качестве персонального (или «братского») проекта Виктора Ющенко является в настоящее время абсолютно бесперспективным. А Петру Андреевичу так и не удалось стать главой либо интеллектуальным лидером независимой, но канонически легитимной украинской церкви.

Вторая ошибка Ющенко — это отсутствие четкого и ясного понимания канонического аспекта жизни церкви. Слова и публичные жесты Виктора Андреевича сигнализировали: религиозные чувства президента неподдельны. Президент говорил о необходимости объединения православия как человек, который глубоко обдумал каждое слово. И все же назвать Виктора Андреевича воцерковленным человеком, как нам кажется, было бы преувеличением. Одним из ярких тому подтверждений являются как раз его весьма туманные представления о природе Церкви и тех законах, по которым строится ее жизнь. Начиная свой «персональный» церковный проект, президент был уверен — помирить и объединить церковных иерархов ему удастся уже силой своей харизмы: стоит только каждому из них объяснить, насколько трагична судьба Украины и насколько вожделенна идея объединенной и поместной Церкви, и все сразу же «само собой» образуется.

Позже стало понятно, что инициировать объединительный процесс силой личного фактора нереально. Президент стал искать союзников в самих украинских церквях и мировых столицах православия: Москве и Константинополе. Однако его партнеров более чем смущали не только церковно-политические последствия создания «единой поместной Церкви», но и то, что ее создатель имеет весьма туманные представления о том, что такое сама «поместная Церковь». Намерения Ющенко испугали высших иерархов в Москве и заинтриговали, но не смогли системно заинтересовать и подвигнуть к реальным действиям Фанар. Но подлинный провал религиозной политики Ющенко объясняется даже не этим, а тем непониманием, с которым он столкнулся в самом украинском церковном сообществе.

Иерархи УПЦ были встревожены дружбой Ющенко с патриархом Филаретом и попытками лоббировать интересы УПЦ КП. Духовенство УАПЦ было удивлено тем, что президент так много говорит о необходимости «единой поместной Церкви» и так мало реально делает для воплощения этого замысла. Например, не популяризирует эту идею через специальные издательские проекты, телевидение, сетевые ресурсы. Но как это ни парадоксально, понимания и реальной поддержки президент не нашел и в УПЦ КП, интересы которой он лоббировал.

Будучи опытным администратором, патриарх Филарет довольно быстро пришел к пониманию двух важных моментов. Во-первых, Ющенко не «политический сын» Леонида Кучмы (как он сам однажды о себе сказал), а кабинетный романтик, не обладающий ни политической волей, ни реальным инструментарием власти. А во-вторых, его желание получить для независимого украинского православия канонический статус в один прекрасный день может поставить вопрос об уходе одиозной в глазах мирового православия личности на почетный покой.

Константинополь, к которому постоянно апеллировал В. Ющенко, дал понять: Вселенский патриархат чувствует свою ответственность за судьбу украинского православия, однако при решении этой церковной проблемы патриархат будет действовать поэтапно и в рамках канонического поля. Вселенский Патриарх высказал готовность участвовать в урегулировании канонического кризиса в Украине и объединении украинской церкви. Но для принятия окончательного решения Фанар интересовала не только позиция президента, но и ряд других факторов. Как к инициативам В. Ющенко относится украинский политикум в целом? Существует ли неформальная поддержка инициатив президента среди епископата УПЦ? И, наконец, готовы ли УПЦ КП и УАПЦ пожертвовать своими конфессиональными интересами, чтобы обрести каноничность?

Президент поспешил заверить Вселенского Патриарха, что его полностью поддерживает УПЦ КП и УАПЦ, а также значительная часть епископата УПЦ. Однако во время своего архипастырского визита в Киев в рамках празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси в 2008 г. патриарх Варфоломей не только не получил сигнала о поддержке «поместных» идей из УПЦ, но и не нашел понимания у главы УПЦ КП. Патриарх Филарет согласился сменить присвоенный им себе патриарший титул на канонически легитимный статус митрополита и главы Киевской митрополии в составе Вселенского патриархата. Принципиальное согласие было дано и на другой, не менее важный шаг — вхождение Украинской Церкви в состав Константинопольского патриархата на правах митрополии. Однако, когда в ходе переговоров стало понятно, что Фанар не может предоставить Филарету абсолютные гарантии избрания предстоятелем, лидер УПЦ КП отказался от достигнутых договоренностей, и воплощение константинопольского проекта на базе УПЦ КП оказалось неосуществимым.

Третьей ошибкой Виктора Ющенко была попытка создать «поместную Церковь» на базе Киевского патриархата, игнорируя самостоятельность и значимость УАПЦ и не принимая во внимание интересов УПЦ. С самого начала правления В. Ющенко стало понятно: декларируя равноправие всех трех веток украинского православия, президент питает особые симпатии к УПЦ КП. На первом этапе видение В. Ющенко мало чем отличалось от видения патриарха Филарета — целью своей деятельности он усматривал признание провозглашенной патриархом Филаретом автокефалии мировым православием, и, прежде всего, Константинополем. Однако, когда в ходе переговоров оказалось, что данный план абсолютно утопичен, президент Украины поменял свою тактику и согласился с тем, что наиболее оптимальным путем к независимости является временное вхождение Украинской церкви в состав Вселенского патриархата.

Впрочем, и здесь президент лоббировал интересы патриарха Филарета. Митрополия в составе Константинопольского патриархата должна создаваться на базе «УПЦ КП + УАПЦ», считал президент. Жизнь, однако, засвидетельствовала, что и эта схема — только схема. Патронируемая президентом УПЦ КП фактически отказалась от «константинопольского вектора». А менее амбициозная и четко ориентированная на каноническое признание мировым православием УАПЦ заняла в диалоге с Константинополем конструктивную позицию. Установление общения с мировым православием является для УАПЦ безусловным приоритетом, заявил епископат УАПЦ. Епископат УАПЦ готов рассмотреть и принять те механизмы выхода из канонического кризиса, которые будут предложены Вселенским Патриархом Варфоломеем. Таким образом, стало ясно: Украинская церковь будет искать взаимопонимание с Константинополем самостоятельно — считаясь с мнением власти, но не отдавая этому мнению предпочтение, а процессы канонической легитимизации будут обусловлены не «политическим весом» и связями той или иной церковной структуры, а каноническим сознанием ее епископата, т.е. будут исходить из самого самосознания церкви.

Объединится ли украинское православие? И если да, то на базе какой канонической модели? Сочтет ли Святейший патриарх Варфоломей правильным и своевременным возрождение в Украине Киевской митрополии в составе Вселенского патриархата? Или Константинополь вновь (как и в 2000 г.) займет выжидательную позицию и украинские автокефальные юрисдикции будут вынуждены развиваться самостоятельно? Ответы на эти вопросы даст история, но одно уже ясно: все это будет реализовываться уже без Ющенко, а во многом и вопреки его идеологемам и схемам.

Источник:

РИСУ

Архив новостей

Облако тегов:
« ющенко &mdash президент церкви поместной президента патриархата единой церкви» церковной государства украинского патриарха вселенского константинопольского украины православия церковь» епископата проект патриарх андреевича поместную юрисдикций канонического виктора украинской православием украине киевской наиболее решение реальным патриархом составе мировым константинополем митрополии интересы понятно отсутствие понимания епископат каноническое признание иерархи эксперты власти религиозной киевского оказалось объединения состав церковных фактически самостоятельно диалог инициировать диалоге « единой поместной церкви» единой поместной константинопольского патриархата украинской церкви вселенского патриарха ющенко &mdash вселенского патриархата украинского православия мировым православием киевского патриархата поместной церкви весьма туманные виктора андреевича патриархом филаретом туманные представления патриарх варфоломей вхождение украинской патриарха филарета составе вселенского киевской митрополии канонического кризиса патриарх филарет поместная церковь» принял решение ющенко однако объединительного собора каноническое признание третий президент президент украины патриарха варфоломея крещения киевской церковный проект поместную украину» ющенко « религиозной политики состав константинопольского виктора ющенко « единой поместной единой поместной церкви» составе вселенского патриархата вхождение украинской церкви весьма туманные представления летия крещения киевской 1020 летия крещения бренд « единой состав константинопольского патриархата

В Украине женщины зарабатывают на 35% меньше мужчин


Женщины в Украине зарабатывают в среднем на 35% меньше мужчин, получая 4,3 тыс. грн в месяц против 5,8 тыс. грн у мужчин, свидетельствую данные госслужбы статистики. ...>>

В Египте будут судить 20 человек за казнь христиан в Ливии


Египетское правосудие обвиняет два десятка соотечественников за участие в убийстве коптов в Ливии зимой 2015 года. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на катол...>>

Активировать мозг и замедлить старения поможет обычное молоко


Давно известно, что молоко является чрезвычайно полезным продуктом. Обычно его советуют пить для укрепления костей. Но последнее исследование показывает: молоко положительно ск...>>

В авиакатастрофе в Колумбии выжили трое евангельских христиан


В Колумбии при крушении пассажирского самолета погиб 71 человек, шестеро тяжело ранены. Трое из выживших шестерых оказались евангельскими христианами Об этом сообщ...>>

В Киеве эксперты  обсудили, как сохранить свободу совести в странах-участницах ОБСЕ


Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ 24–25 ноября проводило консультационную встречу, посвященную вопросам свободы религии и безопасности. Об ...>>

28 ноября начинается пост у православных и греко-католиков


Великие христианские праздники всегда сопровождаются предпраздничным постом. В конце года существует длинный пост перед праздником Христова Рождества – Филипповка. ...>>

Глава УГКЦ представил в тезисах позицию Церкви относительно семьи и церковного брака


Глава УГКЦ Блаженнейший Святослав в очередном выпуске телевизионного проекта «Открытая Церковь» на Живом ТВ рассказал о семье и церковный брак. Отвечая на вопросы ...>>

Пожертвования на сайт:
Webmoney WMZ: Z326584377450
Webmoney WMR: R125197738279
  Архив христианских новостей: 2014 / 2013 / 2012 / 2011 / 2010 / 2009 / 2008
Обратная связь / Реклама тут / Подписки / История Вебмастеру (Суперпредложение!)
Совместно с Твоя Библия
Библия, христианские новости, ответы на все вопросы

   

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ Rambler's Top100 Rambler's Top100