Христианские новости и новости религий со всего мира.
03.02.2010 11:46:13
Христианский брак следует считать действительным, пока со всей очевидностью не доказано обратное, считает Папа Римский
Христианский брак следует считать действительным, пока со всей очевидностью не доказано обратное, считает Папа Римский
Христианский брак необходимо считать действительным, пока со всей очевидностью не доказано обратное. Такое заявление сделал Папа Бенедикт XVI, обращаясь к членам Трибунала Римской роты со своим ежегодным посланием, сообщает 29 января "Сибирская католическая газета" со ссылкой на агентство "Zenit".
"Истина не может вступать в противоречие с милосердием", - сказал Папа, обращаясь к членам высшего церковного суда, который, главным образом, разбирает дела о возможности признать брак недействительным. Он призвал их "не поддаваться искушениям ложного милосердия". По убеждению понтифика, такой подход не будет служить истинному благу супругов.
"Некоторые думают, - продолжил Папа, - что пастырское милосердие могло бы оправдать любой шаг по объявлению недействительным брачного союза людей, находящихся в неурегулированной брачной ситуации, чтобы тем самым выйти навстречу их нуждам. Однако это превращает истину христианского брака в нечто инструментальное, чем можно было бы манипулировать в зависимости от сиюминутных потребностей".
"Проблему создает уже тот факт, что сама сущность брака затенена", - сказал Бенедикт XVI, поясняя, что "рассмотрение супружеского союза в его экзистенциальной, персоналистической и диалоговой плоскостях не может вступать в противоречие с атрибутом нерасторжимости, который является определяющей чертой христианского брака". "Иначе, - отметил Папа, - возникает риск без всякого объективного на то основания считать любую трудность в браке признаком нереализованности супружеского союза и поводом для его аннулирования, что фактически упраздняет ядро правосудия – нерасторжимость этого союза". В этой связи Папа Римский призвал судей проявлять "исполненную достоинства силу духа", чтобы устоять в ситуациях, "когда принятие неправосудного решения выглядит самым простым способом удовлетворить ожиданиям сторон и приспособиться к ныне царящим в обществе нравам".
Понтифик пояснил судьям и служащим трибунала, что "существенное ядро" их работы – это отправление правосудия. Следует вновь открыть ценность правосудия, в том числе и внутри Церкви. "Каноническое право у нас недостаточно оценено, - заявил Папа, — в нем хотят видеть лишь технический инструмент, предназначенный для обслуживания субъективных интересов, даже если они не основаны на истине". "Однако же каноническое право необходимо рассматривать в его существенном отношении к правосудию, - продолжал он, — сознавая, что юридическая деятельность в Церкви в конечном счете имеет целью спасение душ".
"Правосудие, пекущееся об истине, не может вступать в противоречие с милосердием, - отметил понтифик. - Скорее, это милосердие, не считающееся с правосудием, есть лишь фиктивное милосердие, поскольку само же милосердие нуждается в объективном базисе правосудия, которое, однако, не следует путать с бесчеловечным равнодушием".
"Тот, кто любит ближних, будет справедлив по отношению к ним. Правосудие не только не чуждо милосердию, и не представляет собой некий альтернативный или "параллельный" образ действий наряду с милосердием. Правосудие неотделимо от милосердия, внутренне присуще ему.
Там, где пренебрегают истиной, милосердие оборачивается сентиментализмом. И любовь становится пустой оболочкой, которую можно наполнять чем угодно. Это фатальный риск любви, свойственный культуре, пренебрегающей истиной. Тут легко стать жертвой эмоций и случайных человеческих мнений, жертвой злоупотребления словами и их искажения, вплоть до полного перевертывания их значений".
Но, с другой стороны, отметил Бенедикт XVI, "способ видения и мера, присущие милосердию, помогут нам не забывать о том, что мы имеем дело с реальными людьми, с их проблемами и страданиями".
По утверждению Папы, "важно активно включаться в работу всякий раз, когда появляется надежда на успех, чтобы побудить супругов подтвердить действительность своего брака и восстановить супружеское сожительство".
"Необходимо всячески избегать псевдопастырских подходов, склонных рассматривать проблемы исключительно в горизонтальной плоскости, в которой за лучшее считается удовлетворить всем субъективным пожеланиям и как можно скорее довести неудавшийся брак до аннулирования, чтобы, как заявляют, устранить этим препятствия к принятию таинств Покаяния и Евхаристии, - сказал далее Папа. - Напротив, высокое благо повторного принятия в Евхаристическое общение после святой исповеди должно служить не фиктивному, а подлинному благу людей, которое принимает во внимание и истину их канонической ситуации. Напротив, было бы фиктивным благом и серьезным преступлением против правосудия и любви, упрощать путь к Таинствам людям, позволяя им притом жить в объективном противоречии с истиной их личной канонической ситуации".