Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

04.08.2009 12:44:51

Мониторинг СМИ. Венгерский путь религиозной политики. Москву посетил глава Департамента по делам связей с церковью Венгерской республики д-р Андраш Чепреги

 

Страны социалистического лагеря расставались с советским прошлым намного легче, чем Россия. Большинство государств Восточной Европы еще в начале 1990-х годов переосмыслило свою историю "оккупационного" времени, открыто заявило о пороках советской эпохи, осудило с разной степенью жесткости людей, служивших социалистическому строю.

Прошло 20 лет, и теперь общественная система стран Восточной Европы является зримым свидетельством того, к чему может придти государство, если с самого начала отказаться от грехов прошлого и жить свободно, как будто и не было этого советского кошмара.

Критикуя Европу, в России мало знают о том, как протекает там, в частности, религиозная жизнь. Об истории и современности религиозной гармонии в Венгрии рассказал в Москве глава Департамента по делам связей с Церковью при министерстве образования и культуры Венгерской республики доктор Андраш Чепреги. Встреча с "министром по делам религий" Венгрии состоялась 23 января в пресс-центре Славянского правового центра (СПЦ). Участвовали в ней глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) и член Общественной палаты РФ епископ Сергей Ряховский, управляющий делами главы РОСХВЕ Константин Бендас, руководитель Отдела внешних церковных связей Российского Союза евангельских христиан-баптистов Виталий Власенко, глава департамента внешних связей Церкви христиан-адвентистов седьмого дня Олег Гончаренко и директор Культурного, научного и информационного центра Венгерской республики в Москве, советник посольства Илона Киш. Вел встречу сопредседатель СПЦ адвокат Владимир Ряховский.

В Венгрии, по словам Чепреги, выделяются исторические Церкви – Католическая (60 % верующих), кальвинистская Реформатская (18 % верующих), Евангелическо-лютеранская (4 %, около 400 тысяч верующих), к которой принадлежит сам Андраш Чепреги, и Еврейская иудаистская община (около 1 %). Помимо этого, существуют старые Церкви, действующие давно, по крайней мере с XIX века, - баптисты (12 тысяч верующих), адвентисты, методисты, пятидесятники (около 4 тысяч верующих), и новые Церкви, которые появились после смены режима, то есть после 1989 года. Новыми являются харизматические объединения, среди которых наиболее крупная церковь Движения Веры (40 тысяч верующих), а также другие религиозные движения, такие как Общество Сознания Кришны, 13 мелких буддийских общин и т.д. Ислам незначительно представлен в Венгрии. Всего же в Венгрии на более чем 10 млн. жителей зарегистрировано 180 церквей, или конфессий (отдельные приходы конфессий не регистрируются).

Фактически, как заметил Андраш Чепреги, религиозная жизнь в Венгрии регламентируется Законом о религии, принятом еще в 1990 году. Согласно этому закону, для регистрации любой религиозной организации (которая обозначается как "церковь") необходимо, чтобы было в наличии 100 последователей, руководитель, центр организации и простой устав. В этом случае местный суд должен зарегистрировать организацию в качестве "церкви". Каждая такая "церковь" получает государственные субсидии на недвижимость, а также на содержание общеобразовательной конфессиональной школы, если таковая у организации есть. Верующие могут 1 % подоходного налога перечислять в адрес своей религиозной организации. Органов, которые бы контролировали или требовали бы отчетность о деятельности "церквей", не существует. Кроме того, за все время действия закона не было случаев ликвидации какой-либо церкви в судебном порядке. Пожертвования, которые церкви сами собирают со своих верующих, являются их частным делом, и чиновники не контролируют этот процесс. Главное требование ко всем церквям заключается в том, что ни одна церковь не может заниматься хозяйственной деятельностью, то есть церкви запрещено даже сдавать свои здания в аренду. Разрешено лишь продавать религиозные книги и утварь.

Многими положениями этого закона церкви обязаны католикам, Церковь которых всегда была крупнейшей в Венгрии, но не имела государственного статуса. Католическую Церковь поддерживали в основном австрийские власти тогда, когда еще существовала Австро-Венгрия. В 1990-е годы с Ватиканом было заключено специальное соглашение о компенсации за недвижимость, о поддержке школ и государственном финансировании. Соглашение с Ватиканом стало образцом для того, как государство должно строить отношения с любой церковью, а поэтому власти финансируют все церкви. Андраш Чепреги отметил, что постоянно поднимается вопрос о том, что субсидирование всех церквей ложится значительным грузом на государственный бюджет.

В случае с принятием наиболее либерального Закона о религии в Венгрии возникают естественные исторические параллели с российским Законом о свободе вероисповедания 1990 года. Дело в том, что венгерский закон был принят еще до первых свободных выборов, и принимали закон коммунисты-реформаторы. По словам Чепреги, "у них была нечистая совесть из-за того, что они гнали церкви, и в законе они не обозначили четких критериев, что считать церковью, а что нет". Однако на этом сходство с российской ситуацией заканчивается. В Венгрии после 1990 года ни одно правительство не смогло отменить этот либеральный закон, так как после правительства коммунистов-реформаторов ни один кабинет министров не смог собрать 2/3 голосов для отмены этого закона. К примеру, в 1992-1994 годах у власти было правительство правой ориентации, которое хотело поставить систему критериев. Однако против были старые церкви, которые могли бы потерять свой статус, если бы был установлен критерий численности. Против в частности выступала небольшая старая Церковь Венгрии – православная.

Правые и левые правительства сменяли и сменяют друг друга в Венгрии до сих пор – старые Церкви поддерживают правые правительства, а новые Церкви - левые. Правыми в Венгрии называют представителей популистской Либеральной партии, играющей роль консервативной силы – сильной серьезной консервативной партии или движения нет. Левые – это Социалистическая партия, либералы, ушедшие в оппозицию, и бывшие коммунисты-реформаторы. Если правые правительства стараются поддержать исторические Церкви, то левые в значительной степени нейтральны и не проявляют большого интереса к жизни церквей. Религиозные предпочтения власти также менялись, в зависимости от правительства. Правые в 1990-1994 годах поддерживали Католическую Церковь, новые правые в 1998-2002 годах больше поддерживали другую старую Церковь – Реформатскую кальвинистскую, а главным советником главы правительства был священник-реформат. Дело в том, что новые правые подчеркивали национальный момент в своей идеологии – реформаты всегда были национальной Церковью в отличие от католической. В 1994-1998 и в 2002-2006 годах левые правительства призывали в качестве советников по религии представителей старого советского аппарата – венгерского аналога Совета по делам религий. Летом 2006 года новое левое правительство поручило контакты с религиозными организациями министерству культуры и образования, и встал вопрос о том. кто из представителей церквей может отвечать за связи со всеми церквями. По словам Чепреги, католик не может, так как подчиняется епископу, реформат не может, так как кальвинисты вступали в союз с правыми, иудаиста не примут христиане, а поэтому остался лютеранин – Андраш Чепреги. Причем, по причине назначения лютеранина Чепреги, возникло напряжение с руководством Лютеранской Церкви, так как Чепреги не поставил его в известность о своем назначении, чтобы правые не решили, что Лютеранская Церковь заключила союз с левыми.

Не было в Венгрии согласия и по поводу создания общественного или государственного органа, который бы занимался религиозными делами, а поэтому такой орган создавать и не стали. Старые Церкви периодически выступают за появление государственного органа, который бы решал, что такое церковь, а что не церковь. Председатель венгерского парламента выдвинул такую инициативу также в связи с предложениями Евросоюза о развитии партнерских отношениях государства и религиозных объединений. Но власти Венгрии прока решили, что различия всех религий и церквей учесть на государственном уровне все ж нельзя. В результате в Венгрии можно зарегистрировать любую церковь, уже есть церковь ведьм, и церковь жриц-весталок, и церковь веселья, и церковь рожающих на дому.

Представители протестантских объединений России задавали также вопросы относительно религиозного образования, на что Андраш Чепреги ответил, что "Закон Божий" преподается в конфессиональных школах, где обучается 5 % учащихся, тогда как в государственных школах религиозный предмет может изучаться факультативно. В том случае, если есть желание учеников и учитель, могущий преподавать такой предмет, государство материально обеспечивает преподавание этого факультатива. То, что религией занимается министерство образования и культуры, является старой традицией, существовавшей еще до Второй мировой войны. Более того, еще в 1880-е годы религиозный вопрос концентрировался в основном вокруг образования, так как в первую очередь родители решали вопрос, где будет учиться ребенок – в католической школе или в какой-либо другой.

Проблема сосуществования различных конфессий встала в Венгрии еще в XVI веке, когда появились реформаты-кальвинисты, начавшие борьбу с католицизмом. Как отметил доктор Чепреги, даже в 1950-60-е годы нельзя было представить себе, что люди зайдут в какую-либо инославную церковь. По словам Андраша Чепреги, напряженность между старыми и новыми церквями существовала в Венгрии и после 1989 года, однако сами церкви старались воспитывать толерантность в обществе и в каждой семье, и поэтому одна церковь не может на другую навесить ярлык "деструктивной секты". Вопрос о "деструктивных сектах" был довольно быстро закрыт – решено, что он относится к уголовному праву, которое и должно рассматривать обвинения в манипулировании сознанием или же в обмане граждан. Государство, отметил Чепреги, доверяет взрослому гражданину, который сам в состоянии решить, куда ему пойти - в Католическую Церковь или в протестантскую, или же к саентологам. Если же возникает вопрос о порядочности тех или иных лидеров и движений, то их не клеймят, а уделяют им больше внимания, чем остальным.

Переход от социализма к свободному обществу произошел в Венгрии довольно быстро, и закончился уже в начале 1990-х годов. По словам Чепреги, венгерский социализм все-таки значительно отличался от того строя, который господствовал в СССР или даже в ГДР, в Венгрии все было более неформально. В руководстве старых Церквей произошла переоценка ценностей, старые лидеры, которые активно сотрудничали с коммунистами, ушли. Между тем, Комиссия по делам расследований агентурной деятельности в церковной сфере до периода смены режима действует до сих пор. Кстати, комиссия была создана по инициативе Венгерской Евангельской Церкви.

В ходе дискуссии вокруг особенностей религиозной политики Венгрии и России Владимир Ряховский подчеркнул, что одной из главных проблем современной России является отсутствие культуры толерантности, когда проблема возникает там, где вдруг русский оказывается не православным, а баптистом, адвентистом или лютеранином. Православная Церковь, по словам Владимира Ряховского, уже в начале 1990-х годов забила тревогу по поводу "прозелитизма" других конфессий и угрозы безопасности обществу и государству от "деструктивных сект" и , более того, в ряде регионов России были изданы справочники, где "сектантами" объявлялись все, кроме православных. В постсоветской России неправославных христиан до сих пор обвиняют в самых абсурдных преступлениях. Крайние радикальные антикультисты, подчеркнул Ряховский, заявляют о том, что если русский человек ходит в другую Церковь, это значит, что он подвергается гипнозу и психологическому давлению.

Российским верующим, отметил лидер РОСХВЕ Сергей Ряховский, приходится действовать в условиях "евроазиатской" культуры и стиля управления, когда власти часто используют ксенофобские антисектантские настроения в православной среде для борьбы с другими конфессиями. Однако государство также способно, по словам Сергея Ряховского, заставить Православную Церковь сотрудничать с другими Церквями, к примеру, в рамках Общественной палаты РФ, четко обозначив свою позицию в конфессиональной политике. Византийские отношения православия и власти, по мнению лидера РОСХВЕ, соседствуют с заявлениями чиновников и президента РФ Владимира Путина о многоконфессиональности. Пути Господни неисповедимы.

Роман Лункин,

для "Портала-Credo.Ru"

Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru, 25-01-2007.

 

Источник:

www.rlinfo.ru

Архив новостей

Облако тегов:
церковь венгрии церкви чепреги власти правые верующих правительства андраш словам церквей старые государство ряховский россии образования культуры конфессий религиозной организации церковью росхве отметил закона христиан другую церквями представителей правительство движения начале исторические венгерской связей религиозные религии католическую государственного случае поддерживали андраш чепреги старые церкви католическую церковь словам чепреги коммунисты реформаторы государственного органа довольно быстро органа который правые правительства церкви которые общественной палаты венгерской республики сергей ряховский владимир ряховский восточной европы исторические церкви религиозной организации государственного органа который

Наши ноги стояли во вратах твоих, Иерусалим


Паломническая поездка в Землю Обетованную, организованная Христианским центром «Фавор», была многообещающей с самого начала. Ведь программа тура была хорошо продумана и крайне насы...>>

Исследование: Половина взрослых американцев молятся ежедневно


США остаются очень религиозной страной с самыми побожными жителями среди богатых стран так называемого Запада, Об этом сообщает ВО СВЕТЕ со ссылкой на УНИАН. К т...>>

Иерусалимская конференция “Будущее Израиля в свете Откровения”


Писание даёт ясные обетования относительно будущего Израиля и Божьего плана спасения евреев. Пророки в мельчайших деталях предсказывали их второе рассеяние по миру и последующее во...>>

Что подарить на Новый Год папе (р)


Отправляясь на новогодние праздники к родителям — мы, конечно же, хотим порадовать их приятными подарками. И не всегда хватает идей, чтобы всем придумать что-то интересное. Наприме...>>

В Москве суд запретил христианам молиться в своей квартире


29 января Останкинский районный суд города Москва (Россия) запретил группе христиан молиться в коммунальной квартире. Об этом рассказал адвокат Константин Андреев на своей странице...>>

Как создать интернет-магазин: особенности, сложности и советы (р)


Современный бизнес обязан переходить в интернет, если он хочет не только остаться на рынке, но и развиваться, масштабироваться и совершенствоваться. Для этого необходимо разработат...>>

Ігор Плохой: «Сформувати соціальну доктрину церкви повинні богослови. Активісти допоможуть” (Ч. 2)


Друга частина бесіди журналіста Гната Меренкова з пастором, капеланом, учасником руху “Всі разом!” Ігорем Плохим. Тут йдеться про християнський традиціоналізм і проблематику ЛГБТ. ...>>