Христианские новости и новости религий со всего мира.
30.06.2009 12:44:58
"Интерфакс-религия" называет "героями Полтавской битвы" кандидатов на канонизацию в Тульчинской епархии УПЦ МП, казненных годом ранее битвы под Полтавой
"Интерфакс-религия" называет "героями Полтавской битвы" кандидатов на канонизацию в Тульчинской епархии УПЦ МП, казненных годом ранее битвы под Полтавой
"Обличители гетмана Мазепы, герои Полтавской битвы Василий Кочубей и Иван Искра могут быть причислены на Украине к лику местночтимых мучеников-страстотерпцев", сообщил 29 июня сайт "Интерфакс-религия" со ссылкой на пресс-службу Тульчинской епархии УПЦ МП, возглавляемой "промосковским" архиепископом Ионафаном (Елецких).
С соответствующей просьбой архиепископ обратился к епархиальной богословско-канонической комиссии, отмечая, что "подвиг" Кочубея и Искры "подобен" подвигу святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, недавно подвергнутых критике премьер-министром России Владимиром Путиным.
В сообщении "Интерфакса-религии" также отмечается, что Кочубей и Искра, выступавшие против гетмана Ивана Мазепы, были казнены 15 июля 1708 года в местечке Борщаговка, близ Белой Церкви. Как широко известно, Полтавская битва, "героями" которой сайт называет двух козачьих деятелей, состоялась 27 июня 1709 года, почти год спустя после казни Кочубея и Искры.
Как сообщает российский "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона", "Кочубей Василий Леонтьевич... родился около 1640 г... Доверие Мазепы к Кочубею было настолько велико, что он ему первому рассказал о своем намерении отложиться от России. Между тем Мазепа полюбил шестнадцатилетнюю красавицу - дочь Кочубея, Матрену ("Мария" пушкинской "Полтавы"), и хотел вступить с нею в брак, но встретил несогласие родителей, особенно гордой жены Кочубея. Мазепе удалось соблазнить Матрену Кочубей, которая, порвав с родительским домом, переехала жить к нему. После этого старики Кочубеи некоторое время не бывали у Мазепы и писали ему негодующие письма... По инициативе жены Кочубея, был послан с бродячим монахом Никанором словесный донос на Мазепу. Над Мазепою был учрежден надзор, но ничего компрометирующего не выяснилось. В 1707 г. был послан второй донос с выкрестом из евреев, Петром Яценко. Об этом узнал Мазепа, но, приняв меры предосторожности, все же оставил Кочубеев в покое. Они послали через своих соумышленников - полковника Искру и священника Святайлу - ахтырскому полковнику Осипову новый донос, переданный Петру через киевского губернатора, князя Д.М. Голицына. Было назначено следствие, которое вели канцлер граф Г.И. Головкин и тайный секретарь Шафиров. Мазепа действовал настолько тактично, что следователи ничего не могли открыть и уверились в полной невиновности гетмана, который оделил их богатыми подарками. Кочубей и Искра бежали, надеясь стать под защиту русского царя, но были задержаны русскими офицерами и отвезены в Витебск... В Витебске Кочубей и Искра подверглись жестоким пыткам, так как Петр видел в факте доноса "некакие неприятельские факции", о которых и хотел разузнать. 24 апреля 1708 г. Головкин доносил Петру из Витебска: "так как Кочубей зело стар и дряхл безмерно, того ради пытать его больше не решился, чтоб прежде времени не издох"... Наконец, 15 июля 1708 г. Искра и Кочубей были обезглавлены в мст. Борщаговке, близ Белой Церкви... Прежние историки идеализировали личность Кочубея. Теперь взгляд на него изменился: им руководили чисто личные счеты, а не патриотизм".
Никаких сведений о почитании Кочубея и Искры в лике святых, в частности, в Тульчинской епархии, ранее не публиковалась, что дает наблюдателям основания подозревать архиепископа Ионафана в политической мотивированности этой инициативы.