Христианские новости и новости религий со всего мира.
03.06.2009 22:42:40
Журналисты и редакторы ключевых СМИ решают, что делать с религиозной тематикой (фото)
30 мая в конференц-зале гостиницы «Лыбидь» представители ведущих украинских масс-медиа собрались на семинар – круглый стол. Тема для дискуссии – «Религиозная тематика в окне светских СМИ». Организаторами этого форума выступили Ассоциация журналистов «Новомедиа» и Оксфордский центр религии и общественной жизни.
Специальными гостями были Терри Меттингли и Арни Фельдстад, за плечами которых огромный опыт освещения религиозной тематики в известных норвежских и американских секулярных медиа.
Хотя тема религии не очень популярна в украинских масс-медиа, на круглый стол собралось немало заинтересованных участников. Среди них независимые журналисты, представители столичных и региональных СМИ: журнал «Український тиждень», газета «20 хвилин» (Тернополь), газета «Панорама» (Сумы), Интер, 1+1, ICTV, 5 канал, КГТРК, ТРК «Глас», Хмельницкая телекомпания «33 канал», информагентство «Укринформ», Интернет-издание http://www.from-ua.com, издательский дом «Эдипресс». Целью организаторов было обсудить вопрос не с экспертами от религии и СМИ, а с практикующими медиа-работниками.
Руслан Кухарчук, президент Ассоциации «Новомедиа», открывая форум, отметил, что в современных ньюз-румах все околорелигиозные темы стремятся отодвинуть на маргинес. «А если и берутся освещать, то часто непрофессионально, из-за чего терпит урон репутация журналистов, страдают также и церкви. В результате появляется масса нареканий со стороны верующих, особенно – евангельских конфессий. Выход из сложившейся ситуации – посмотреть проблеме в глаза и определить правила игры», - сказал Кухарчук.
Известный американский колумнист Терри Меттингли рассказал об основных проблемах при освещении религиозной тематики в светских СМИ: 1) игнорирование этой темы из-за нехватки места, времени и ресурсов; 2) предубеждения из-за недостатка знаний (невозможно рассказывать историю, которую не понимаешь); 3) предубеждение в связи с мировоззрением журналиста или редактора (трудно освещать тему, когда не понимаешь, почему она важна для аудитории); 4) идейная антирелигиозность.
«Я не говорю, что все журналисты должны быть религиозными. Я говорю, что слишком много журналистов практически ничего не понимают в религии. И в этом заключается проблема: они не могут понять силу определенной тематики, потому что она не соответствует их мировоззрению», - сказал Меттингли.
В свою очередь Арни Фельдстад, исполнительный директор медиа-проектов Оксфордского центра, уделил время вопросам журналистских стандартов – честность, справедливость, баланс. Ведь главное задание журналиста – быть на стороне истины.
Далее участники форума перешли к обсуждению. И первое, что констатировали многие присутствующие журналисты, - религиозная тематика игнорируется и даже запрещается. Лишь информация о скандалах и конфликтах в христианском мире имеет шанс попасть в эфир или на полосы изданий.
Юрий Макаров, шеф-редактор «Українського тижня», в журнале которого не раз публиковались материалы религиозного содержания, сказал: «Религиозная журналистика должна быть убедительной. Не интересно писать только о «войнушках» при освещении конфликта между УПЦ и УПЦ (КП). В состоянии переходного периода, во время экономического кризиса нужно освещать более содержательные вещи. Религиозная тематика должна освещаться намного активнее. Однако тут важно помнить: на скрипке нужно играть только гениально. Точно так и на религиозную тематику нужно писать только очень и очень хорошо».
Оксана Тупальская, редактор программы на «5 канале», привела пример последнего религиозного события, когда Папа Римский встретился с Президентом Украины. К ее удивлению, никто из журналистов при освещении этого события не задался вопросом – почему украинский Президент именно во время экономического кризиса встретился с духовным лидером католиков, повлияет ли это как-то на ситуацию в стране и на него лично. «Журналистам стоит научиться смотреть глубже, уметь анализировать подобные события», - сказала она.
В ходе беседы участники задавались вопросом – а есть ли место религиозной тематике в светских СМИ? Может ли религия быть публичной темой? Или, возможно, ее нужно освещать лишь в отдельных рубриках или специализированных изданиях?
Алексей Душка, журналист ТСН на телеканале «1+1», рассказал: «На нашем канале, по моему убеждению, тема церкви и религии освещается достаточно. Информационный повод появляется особенно во время больших религиозных праздников». Также журналист рассказал о существующей проблеме недостаточно открытого диалога с представителями христианских конфессий. По его мнению, определенная закрытость и недостаток мобильности со стороны церковных лидеров препятствуют прессе в работе. А вот небольшим церквям и конфессиям, считает Душка, стоит рассчитывать лишь на сотрудничество со специализированными религиозными СМИ.
Валентина Крицкая, тележурналист из Хмельницкого, выразила свой взгляд на проблему: «В социальной тематике религиозный аспект может стать ответом на возникающие вопросы. Например, в своих обычных светских материалах не стоит умалчивать то, что именно религиозные убеждения помогли человеку пройти через ту или иную ситуацию».
По мнению Терри Меттингли, религию невозможно поместить в отдельную рубрику, так как она тесно переплетается со всеми сферами человеческой жизни. «Просто журналисты должны освещать события, не игнорируя при этом религиозный контекст, если он там присутствует», - отметил он.
В ходе обсуждения участники подтвердили тот факт, что религия является неотъемлемой частью общества, потребность в духовной, клерикальной информации возрастает, это доказывает число запросов в Интернет. Теперь перед участниками встала новая задача – как именно повествовать о религии, чтобы это было актуально и интересно.
Андрей Макаренко, телеведущий и член правления «Новомедиа», добавил: «Нам нужно посмотреть на религию глазами светского человека и писать на понятном и доступном языке. Показать Бога людям не сложно». Он также привел примеры знаменитых режиссеров и писателей, которые смогли в простых и символических примерах показать истину о существовании Бога. По его мнению, показать веру в Бога можно через жанр «лайф-стори», в сюжетах о жизни разных людей.
Также украинские медийщики рассмотрели типичные ошибки в уже существующих материалах на церковную тематику - «антисектантская истерия в светских СМИ» является одним из ярких примеров религиозной безграмотности журналистов и редакторов. Юлия Солоха, ведущая программы «Место встречи» на КГТРК, констатировала: «В некоторых редакциях до сих пор видны отголоски советского мышления, существует много штампов относительно новых церквей». Сергей Вельбовец, президент медиа-центра INVICTORY и член правления «Новомедиа», отметил: «Очень печально, когда светские журналисты проявляют некомпетентность в освещении религиозной тематики. Я не против критики, если она нужна. Я против необъективного и неграмотного освещения религиозных вопросов. Перед тем, как вынести что-то на всеобщее обсуждение, журналист должен углубиться в предмет».
В ходе дискуссии светские журналисты согласились проявлять больше инициативы в освещении религиозной тематики. В свою очередь иностранные гости пожелали коллегам делать это с хорошим творческим подходом. «Пишите о людях и религии так, как бы вы хотели, чтобы написали о вас!», - подытожил Терри Меттингли.
Встреча проходила целый день в непринужденной форме – с кофе-брейком и перерывом на обед в ресторане.
Напомним, что публичную дискуссию «Религиозная тематика в окне светских СМИ» Ассоциация «Новомедиа» инициировала в марте 2009 года. Состоявшийся форум стал первым промежуточным итогом.