Христианские новости и новости религий со всего мира.
22.04.2009 8:46:47
Программа "В этот час": Николай Васильевич Гоголь
Ну вот и отметили двухсотлетие со дня рождения великого Николая Васильевича Гоголя. Потешились спектаклями и экранизациями, насладились документальными проектами, взглянули на автора «Мёртвых душ» с неожиданных ракурсов. И всё бы хорошо, только вот по сей день продолжают преследовать нас неизбывные стереотипы прошлого, а накопилось их немерено со времён атеистического «железного» Виссариона до эпохи коммунистических жрецов-толкователей, видевших в Гоголе только обличителя самодержавия. Однако гений – на то и гений, чтобы выходить «за рамки» и говорить не о том, что от него ждут, а о том, что подсказывает ему его сердце и совесть.
Великий Гоголь никогда не умещался в узкой колее квасного патриотизма. А как хотелось идеологам во все времена его видеть именно там. Только никогда не получалось! И сегодня не выйдет.
Дьявол как известно в деталях, и иногда сквозь малое видна большая закономерность. Заслуженных похвал удостоился на днях фильм Леонида Парфёнова «Птица-Гоголь». Отличные журналистские решения, прекрасная работа операторов и компьютерных графиков, Олег Табаков и Земфира – всё роскошно и широко! С точки зрения пиара и актуализации интереса к наследию писателя – этот фильм – просто шедевр! Я уверен, что практически наверняка, после просмотра «Птицы-Гоголя» многим захотелось перечитать бессмертные творения, а кто-то, может, и в книжный магазин побежал - восполнить, так сказать, пробел. Само по себе это уже хорошо, само по себе ценно.
Только и у Леонида Парфёнова видим мы повторение старой однобокости в интерпретации гоголевского текста. Посудите сами – Парфенов повторяет иронию Сергея Аксакова, относительно рекомендации Гоголя «после кофею читать Фому Кемпийского» (цитата).
Ну, как раз Аксаков, то, мог себе позволить иронизировать над Гоголем, в силу их доверительных отношений, а вот нам не стоит с этим спешить. Тем не менее, в русской критике на протяжении более чем ста лет было епринято высмеивать Гоголя за его симпатию к Фоме Кемпийскому. И Парфёнов туда же! А ведь, если разобраться – ничего смешного нет. Суть же этой полемики вот в чём. Как известно, в последние годы жизни Гоголь обратился к Христу – обратился горячо, по-настоящему, со всем жаром сердца. Стал православным христианином. А вот зачитывался католическим автором – Фомой Кемпийским. Но ведь это прекрасно! Это как раз и говорит о широте русской души, о воспетой Достоевским всемирной отзывчивости русского человека. Ан нет! Не вписывается это в официальную доктрину, и такой оборот дела оказывается неудобен. такой Гоголь нам не нужен и даже опасен! Поэтому за эту, в кавычках «странность», лучше высмеять писателя, спокойнее будет. Мол, у какого рассеянного гения не бывает своих слабостей. А это не слабость вовсе!
Или вот ещё, Парфёнов также как и в ХIХ веке весь лагерь петербургско-московских эстетов подтрунивает над "наивностью" (опять же в кавычках) «Выбранных мест из переписки с друзьями». Например, над советом Гоголя помещику выйти к своим крестьянам с Библией и на её основании объяснить своим подчинённым, что он их господин, данный Богом. Парфёнов это воспроизводит с фотогеничной ухмылочкой, после чего понимаешь, что и сейчас бы Гоголь в гламурной VIP-тусовке оказался «белой вороной». А если всё-таки разобраться, то совет-то дельный, и если бы от души следовали ему, то глядишь и не случилось бы в ХХ-ом веке октябрьского переворота и братоубийственной гражданской войны.
Сравните с выдержкой из Писания:
«Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение».
Ничего смешного в совете Гоголя нет. Все классики сокрушались о тотальном незнании Священного Писания русским народом. Обряды - это да, соблюдали, этого у нас хоть отбавляй. Но ведь Библию-то не читали. Чего стоит хотя бы восклицание Достоевского: «Русский народ не знает Евангелия!». Есть ещё возражения?
А посему – резюме такое: Библию всем нам нужно внимательно и по многу раз читать, и Фому Кемпийского, между прочим, тоже не помешает (ведь любили его в России именно за НЕЖНОЕ отношение к Христу и за особое изящество слога). А как нам понять Гоголя без Библии и без веры в Христа? – совершенно невозможно. Без этого - его поиски нового, адекватного вере, художественного языка будут казаться простой хандрой, а сожжение второго тома «Мёртвых душ» - порывом неуравновешенного человека. Вместе с тем, всё гораздо сложнее, господа!