Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

17.12.2008 14:42:42

Открытое письмо Александра Дворкина протестантскому богослову

С большим интересом прочел Ваш доклад «ПОЧЕМУ РОССИЯ ОСТАЕТСЯ ГЛУХОЙ К ПРОТЕСТАНТСКОЙ МИССИИ? Маргинализационные тенденции в современном российском протестантизме и перспектива их преодоления», представленный на конференции “Кризисные явления в современном российском протестантизме и способы их преодоления”, состоявшейся 16 октября 2008 года.

Сразу хочу сказать, что совершенно согласен с Вашим видением современного состояния тех организаций и групп, которых Вы совокупно относите к протестантизму. Я полностью разделяю Ваше мнение о маргинализации их, о преобладании среди них антиинтеллектуальных тенденций, о зависимости многих из них от «долларовой иглы». Не могу не согласиться и с тем, что для западных единоверцев наши «евангелики» навсегда останутся людьми второго сорта, недотягивающими до тех стандартов, которые считаются нормой в «странах-донорах».

Вот в чем я с Вами никак не могу согласиться, так это с тем, как Вы определяете протестантизм. Как известно, протестантизм организационно оформился и получил свое название на 2-м Шпеерском рейхстаге 1529 г. Пять немецких князей и ряд имперских городов, придерживавшихся лютеранства и кальвинизма, выразили свой протест, откуда и зародился этот термин. Соответственно, протестантами и можно называть лютеран и кальвинистов, сформировавших устойчивые культурообразующие конфессии. Некоторые исследователи расширяют границы этого явления, включая в него англиканство. Однако, сами англикане, нужно сказать, относятся к такому мнению довольно прохладно. Таким образом, более поздние группы, возникавшие на волнах пост-реформации, а затем и пост-пост-реформации, и так до бесконечности, протестантами мы назвать уже никак не можем. Как мне кажется, одним из очевидных религиоведческих критериев тут является создание культуры той или иной конфессией или группой. И тут мы видим, что ни одна из тех групп, на которых Вы ссылаетесь в своем докладе (за исключением тех же лютеран и кальвинистов) не создали своей сколько-нибудь значимой культуры.

Что же касается неопятидесятников, которых Вы, по умолчанию также относите к протестантам, то не могу не напомнить Вам о выводах принятой Вашими единоверцами – немецкими лютеранами Берлинской декларации (1910) об отношении лютеранства к пятидесятничеству.

Ввиду экономии места, привожу пересказ ее основных пунктов по Вольфгангу Бюне (Вольфганг Бюне “Игра с огнем”: Пятидесятничество - Берлинская декларация).

Если суммировать содержание этого документа, то оно состоит из шести следующих пунктов:

1. Так называемое пятидесятническое движение исходит не из источника Божия, а «снизу», и имеет много общих со спиритизмом проявлений.
2. Движение нельзя рассматривать, как дар Божий, ибо оно лживо по самому своему характеру.
3. Церковь Божия, включая и авторов этой декларации, должна низко склониться в покаянии за недостаточное бодрствование, недостаток библейских познаний, за поверхностное понимание, за гордость и т.д., за все то, что сделало возможным возникновение подобного движения.
4. Ложные учения об освящении, такие учения о «чистом сердце», стали особенно губительны для многих христиан. На этих учениях лежит ответственность за способствование развитию, так называемого, пятидесятнического движения.
5. Пастор Пауль, являясь предводителем пятидесятнического движения в Германии, при всей нашей любви к нему и его последователям не может быть больше признан руководителем и учителем в Церкви Иисуса.
6. Существовала только одна Пятидесятница (Деян. 2). «Мы ожидаем не новой Пятидесятницы. Мы ожидаем грядущего Господа».

И это ведь сказано о тех пятидесятниках, которых мы сегодня называем «традиционными». Неопятидесятники, окончательно выхолостившие большинство христианского содержания из пятидесятнического учения и подменившие его откровенно оккультными доктринами и шаманскими практиками, вообще вряд ли могут быть признаны христианами. И этого мнения до сих пор придерживаются все современные традиционные лютеранские богословы. Мне кажется, что этого мнения придерживаетесь и Вы, но, к сожалению, по тем или иным причинам, не отваживаетесь говорить об этом открыто.

Мне кажется, что самая серьезная проблема (если не сказать трагедия) как российского протестантизма, так и евангелического движения в том, что они полностью подчинились неопятидесятникам и послушно исполняют их политический заказ. Оно и понятно – большинство Ваших руководителей ловятся на приманку того, что Вы язвительно описали: «Конечно, можно утешать себя идеей призрачного “протестантского альянса”, лицемерными “молитвенными завтраками”, являющимися по сути неумелой пародией на пресловутую “буржуазную дипломатию”, распространять нелепые слухи об особой близости к власть имущим или же… безбашенной смелости по отношению к Кремлю». Весьма понятен и прозрачный намек на лицо, все это организовывающее и стремящееся навязать свою волю всему протестантско-евангелическому сообществу.

Но расплата за это «вавилонское пленение» протестантов и евангеликов, пусть и «страха ради харизматска», весьма высока. И Вы сами смело сформулировали последствия этого пленения: «Например, в целом, в протестантской среде в России свыше 80% рабочих и крестьян. Причем, свыше 80% - это женщины, 75% - люди пенсионного возраста».

Где же ваша молодежь? В подавляющем большинстве своем она сбежала к неопятидесятникам. Я даже могу назвать Вам причину такого массового дрейфа. Один из его участников весьма ярко сформулировал ее мне в личном разговоре: у неопятидесятников «конкретный драйв».

Корень подобного увлечения «конкретным драйвом» я тоже могу Вам назвать. Впрочем, Вы сами его совершенно четко сформулировали: маргинальность того явления, которое Вы называете российским протестантизмом, его антиинтеллектуальная направленность и крайне низкий культурный уровень.

В связи с этим, должен отметить, что не могу согласиться и с Вашей оценкой роли протестантизма в отечественной истории. Думается, когда Вы пишете о высоком интеллектуальном уровне стародавнего российского протестанта, Вы выдаете желаемое за действительное. По сути, протестантизм всегда был в России глубоко маргинальным явлением. Традиционный протестантизм практически не выходил за пределы этнических гетто нацменьшинств: физических «немецких слобод» в допетровской Руси и этнокультурных сообществ в XVIII-XIX вв. По мере обрусения представителей этих этно-культурных сообществ и вхождения их в русскую культуру (т. е. их демаргинализации), они массово принимали Православие, что доказывается громадным количество германских фамилий у дворянских и интеллигентских православных русских семей. Что же касается баптистско-штундистских сект, то они всегда были прибежищем малообразованных слоев населения и возглавлялись, как правило, полуразночинцами-самоучками. Исключения из этого правила можно пересчитать по пальцам.

Я хорошо понимаю посыл Вашего призыва к срочной необходимости поднятия интеллектуального и культурного уровня отечественного протестантизма, в необходимости его инкультурации в высокую русскую культуру. Но результат этого, мне кажется, будет совсем не тот, какой видится Вам. Как мы уже видели из исторического опыта, люди, пошедшие этим путем, неизбежно приходят в Православную Церковь. Процесс продолжается: вспомните лучшего лютеранского богослова второй половины ХХ в. Ярослава Пеликана. Его серьезное изучение православного богословия, истории Церкви и русской культуры привело его к принятию Православия, которое он воспринял, как возвращение домой.

Уважаемый Владимир Васильевич! Вы озабочены тем, как провести корабль российского протестантизма между Сциллой «необузданного идеологизированного пиетизма» и Харибдой «разнузданно-либеральных тенденций в церковном учении и бытии». Не кажется ли Вам, что Вы ставите перед собой две ложные альтернативы? Быть может, верным курсом Вашего судна стал бы поворот в сторону спасительной гавани Православной Церкви – единственной Церкви, основанной Самим Христом и сохранившей учение своего Божественного Основателя во всей его совокупности до сегодняшнего дня, ничего к нему не прибавляя и ничего не убавляя? «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68).

С любовью о Христе Иисусе,
Господе и Спасителе нашем,

А. Л. Дворкин

Доклад “Маргинализационные течения в российском протестантизме”

Источник:

НХМ

Архив новостей

Облако тегов:
кажется церкви движения протестантизма протестантизм которых весьма пятидесятнического учения российского культуры сказать согласиться назвать российском явления русскую культуру российского протестантизма пятидесятнического движения российском протестантизме современном российском современном российском протестантизме

Наши ноги стояли во вратах твоих, Иерусалим


Паломническая поездка в Землю Обетованную, организованная Христианским центром «Фавор», была многообещающей с самого начала. Ведь программа тура была хорошо продумана и крайне насы...>>

Исследование: Половина взрослых американцев молятся ежедневно


США остаются очень религиозной страной с самыми побожными жителями среди богатых стран так называемого Запада, Об этом сообщает ВО СВЕТЕ со ссылкой на УНИАН. К т...>>

Иерусалимская конференция “Будущее Израиля в свете Откровения”


Писание даёт ясные обетования относительно будущего Израиля и Божьего плана спасения евреев. Пророки в мельчайших деталях предсказывали их второе рассеяние по миру и последующее во...>>

Что подарить на Новый Год папе (р)


Отправляясь на новогодние праздники к родителям — мы, конечно же, хотим порадовать их приятными подарками. И не всегда хватает идей, чтобы всем придумать что-то интересное. Наприме...>>

В Москве суд запретил христианам молиться в своей квартире


29 января Останкинский районный суд города Москва (Россия) запретил группе христиан молиться в коммунальной квартире. Об этом рассказал адвокат Константин Андреев на своей странице...>>

Как создать интернет-магазин: особенности, сложности и советы (р)


Современный бизнес обязан переходить в интернет, если он хочет не только остаться на рынке, но и развиваться, масштабироваться и совершенствоваться. Для этого необходимо разработат...>>

Ігор Плохой: «Сформувати соціальну доктрину церкви повинні богослови. Активісти допоможуть” (Ч. 2)


Друга частина бесіди журналіста Гната Меренкова з пастором, капеланом, учасником руху “Всі разом!” Ігорем Плохим. Тут йдеться про християнський традиціоналізм і проблематику ЛГБТ. ...>>