14.12.2008 14:42:12

Астрономы: Иисус родился не зимой, а летом

В преддверии католического Рождества ученые поставили под сомнение точность даты его празднования. Исследовав маршрут движения Вифлеемской звезды, которая, как сказано в Писании, привела волхвов к младенцу Иисусу, австралийские астрономы выяснили, что на самом деле Рождество должно отмечаться в июне. Они подчеркивают, что открытие надо рассматривать не как упрек Церкви, а как доказательство реальности событий, произошедших более двух тысяч лет назад.

Исследователи установили, что союз Венеры и Юпитера, которые в один момент сошлись слишком близко, неожиданно дал единственный необычайно яркий световой сигнал. И событие это действительно произошло над Вифлеемом 2008 лет назад, но 17 июня, а не 25 декабря.

Австралийский астроном Дэйв Ренеке с помощью комплекса компьютерных программ сумел воссоздать точное расположение небесных тел над Святой землей, которое сложилось 2 тысячи лет назад, и увидел впечатляющее астрономическое зрелище.

Ренеке предполагает, что волхвы могли воспринять небесную вспышку как сигнал, которого они ждали, после чего они последовали за звездой к месту рождения Христа в вифлеемском хлеву, как это описано в Библии.

Используя Евангелие от Матфея, Ренеке указал союз планет, который появился в созвездии Льва, и указал точную дату этого союза – 17 июня.

«Мы не говорим, что это точно была Рождественская звезда, однако это было самое веское объяснение явлению из тех, с которыми я раньше сталкивался, − сказал ученый. – Другого объяснения, которое так близко подходило бы к фактам того времени, у нас нет».

«Декабрь – случайно выбранная дата, которую мы приняли, однако это совсем не означает, что событие произошло именно тогда», − объяснил Ренеке.

В Библии действительно не называется дата рождения Христа. Древняя Церковь назначила праздник на 25 декабря произвольно. Просто именно в этот день в Римской империи проходили привычные народные гуляния в честь языческого бога Сатурна. И даже когда от язычества отказались, дата осталась.

Как заметил астроном, он вовсе не пытался осудить религию. Его открытие служит доказательством того, что действительно яркий объект появился на Востоке в нужное, ожидаемое время.

«Обычно мы смешиваем науку и религию по такого рода вопросам, это может расстроить людей. В таком случае, думаю, нужно укрепить веру людей», − подчеркнул ученый.

Прежние теории утверждали, что звезда была сверхновой (взорвавшейся звездой) или даже кометой, замечает Daily Telegraph.

Михаил Бударагин, шеф-редактор сайта «Актуальные комментарии»:

Нынешняя дата рождения Христа принадлежит перу известного канониста западной церкви Дионисия Малого, который, составляя пасхалию по просьбе Папы Иоанна I, предложил считать 248 г. эры Диоклетиана 532 годом «от рождества Христова». Тысячелетний спор о времени рождения Иисуса во многом связан с тем, что Дионисий не объяснил, какие именно расчеты легли в основу его исчисления.

Скудность же датировок в самом Писании позволяла высчитывать возраст Христа лишь по косвенным признакам: например, доподлинно известно, что царь иудейский Ирод родился в 73 г. до н. э., скончался в 4 г. до н. э., а Понтий Пилат был прокуратором Иудеи с 26 г. по 36 г.

С другой стороны, высказывание ученого Дейва Ренеке о том, что «декабрь был выбран случайно» не выдерживает никакой критики, да и бог Сатурн тут не причем. Раннехристианское летоисчисление было исторически связано с иудейским праздником Песах (Пасха), и именно пасхальным календарем руководствовался Дионисий Малой. 25 декабря 1 года нашей эры было воскресеньем, священным для христиан днем. Так что все вполне закономерно, и не очень понятно, зачем переставлять дату рождения Христа с зимы на лето.

христа рождения ренеке именно декабря рождения христа дата рождения христа