Христианские новости и новости религий со всего мира.
03.12.2008 2:46:19
Искоренить христианство в Беларуси не удалось
В последние годы в Беларуси строится множество храмов. Активно ведется реставрация памятников зодчества. После долгих репрессий и гонений, религия находится на подъеме. В советское время эта тема была запретной, и реальное положение религиозных конфессий в БССР до сих пор остается не до конца изученным. Листая документы белорусских архивов, постараемся несколько приоткрыть занавес.
Первые декреты советского правительства о свободе совести, отделении церкви от государства и школы от церкви были приняты в 1918 году. Наряду с вполне демократическими положениями об образовании, появились положения, которые подрывали правовые основы материального существования церкви. В частности, декларировалось: "Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют".
Это было лишь началом. Настоящие гонения начались в 1920-м, когда территория Беларуси была освобождена от польских войск. Документы Государственного архива Минской области дают представление о том, насколько непоследовательной была политика новой власти по отношению к религии.
Первым приказом Военно-революционный комитет Советской Социалистической Республики Белоруссии 1 августа 1920 года объявил: "Церковь отделяется от государства и школа от религии. Отныне каждый гражданин республики может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой".
Все храмы и все имущество в них были объявлены "народным достоянием". С разрешения местной власти они могли быть переданы по договору религиозным обществам в бесплатное пользование, но за малейшее нарушение договора, даже самое формальное, общество закрывалось, а храм с имуществом конфисковывался.
Советские власти одной из первоочередных задач в рамках отделения церкви от государства считали изъятие метрических книг из костелов и церквей и передачу обязанностей ведения актов гражданского состояния (рождение, бракосочетание, смерть) от церкви государству (отделам ЗАГС). Церковникам запрещалось ведение метрических книг под угрозой уголовной ответственности. Соответствующие циркуляры НКВД БССР издавало в 1920-е годы неоднократно. Все вопросы о назначении священников, их переводе, продвижении в церковной иерархии и т.п. также решались государственными органами.
Число религиозных обществ, заключавших с государством договоры на аренду храмов, в 1920-е годы было еще весьма значительным.
20-е годы были ознаменованы расколом внутри православной церкви, борьбой двух течений — традиционного (тихоновского) и обновленческого. Обновленцы открыто выразили свою поддержку советской власти и призывали провести реформы в догматике, богослужении и укладе православной религии. Этот раскол поддерживался и направлялся советскими властями для окончательной дискредитации и самоликвидации православной церкви. Обновленцы пользовались неофициальной поддержкой государства. В эту борьбу оказалось втянуто не только духовенство, но и миряне.
В 1920-е годы отдельные, наиболее вопиющие случаи притеснения религиозных конфессий или оскорбления чувств верующих, как, например, передача Оршанским окрисполкомом изъятых малоценных церковных вещей в театр для бутафории, осуждались властями. Правительство республики считало, что подобные случаи "создадут у верующих неправильное представление о политике советской власти в вопросах религии". Поэтому власти старались избегать действий, которые могли вызвать общественное возмущение. Но постепенное, планомерное выдавливание религии, закрытие под различными формальными предлогами религиозных общин, молитвенных домов и храмов продолжалось.
Можно утверждать, что в те годы религиозные конфессии еще могли сосуществовать с советской действительностью. То был период становления советского строя и идеологии. Партия еще не выработала четких идеологических установок по многим вопросам экономики, культуры и общества. Это позволяло религиозным конфессиям продолжать в какой-то мере свою деятельность, пусть и подвергаясь постоянным репрессиям со стороны государства.
Но "великий перелом" конца 20-х — начала 30-х, начатый властями в сельском хозяйстве и промышленности, затронул и все остальные сферы общественной жизни, в том числе и религию. Контроль за деятельностью объединений со стороны властей усилился. Особенно активно начал работать Союз воинствующих безбожников — организация, члены которой участвовали в кампаниях по борьбе с религией, выступали инициаторами закрытия и разрушения церквей, создания "безбожных" цехов, бригад, колхозов. Количество членов его первичных организаций было увеличено в несколько раз. В 1929 году даже появилось предложение ввести новое, "коммунистическое" летоисчисление — с 1917 года, чтобы не использовать понятие "христианская эра".
В 1932 году Союз воинствующих безбожников принял пятилетний план, в котором намечалось в течение первого года закрыть все духовные заведения, лишить священнослужителей продовольственных карточек, в течение второго — закрыть церкви и запретить изготовление предметов культа, третьего — выслать священников, четвертого — закрыть культовые здания всех религиозных конфессий и пятого — закрепить достигнутые успехи. Такая вот ударная пятилетка…
Но этот план провалился. Искоренить религию не удалось. Перепись 1937 года подтвердила, что подавляющее большинство сельских жителей, составлявших тогда основную часть населения страны, продолжало считать себя верующими. После этого Союз безбожников был подвергнут жесткой чистке, многие из его членов были репрессированы.