Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

11.09.2008 20:42:41

Вера и разум в публичном пространстве: как в будущем будут уживаться религия и наука

Охочая до непрерывных перемен и неистощимая в этом жизнь подбрасывает мне удивительные наблюдения и факты. Вот в парке проезжает мимо храма на хорошей скорости и крутом велосипеде отлично экипированный молодой человек. И, проезжая, крестится, даже совершает движение, похожее на поклон. 

А недавно рассказал знакомый, как супруги после тридцати лет совместной жизни решили идти под венец. Местная газета сообщает, что в Харьковской области за годы независимости число религиозных организаций увеличилось почти в пять раз. И еще новость: по указу Президента отныне вся наша страна ежегодно 28 июля будет праздновать День крещения Киевской Руси-Украины.

Что-то происходит в обществе, а что и почему — хотелось бы понять. Если приведенные факты свидетельствуют о резком увеличении числа верующих, серьезном отношении многих людей к сакральному, то неизбежно возникает вопрос о месте религии в новой общественной жизни, о статусе верующих как социальной группы, о праве религиозной мысли присутствовать в публичном пространстве. Скажите, кто, к примеру, задумывается сегодня о связи литературной критики с теологией? И кто всерьез воспримет слова Т. Элиота: «Читателям-христианам необходимо скрупулезно проверять свое чтение, и особенно чтение художественной литературы, ясными этическими и религиозными критериями»?

Верующие и неверующие обитают в одном мире как граждане — совместно участвуют в социальных процессах, платят налоги, голосуют и т.п. Считается, что религиозность человека — это его личное дело, он пребывает в мире веры индивидуально, точнее, один на один с Богом. И, выходя в информационное пространство, он обязан соблюдать религиозную нейтральность. Ему не следует, например, в научной или политической дискуссии приводить аргументы религиозного порядка. Во-первых, это не принято, а во-вторых, их убеждающая сила в нынешних условиях будет нулевой. Почему так — неясно, так сложилось. Это — результат естественного процесса секуляризации общества, начавшегося еще в эпоху Просвещения. Отсюда и норма — в информационном пространстве верующему надо переходить на язык неверующих.

Недавно в Британском парламенте обсуждался законопроект, запрещающий создавать в научных целях гибридные эмбрионы из генетических материалов человека и животного. В парламенте шли жаркие дебаты, законопроект не прошел. Но для нашей темы важно то, что парламентарии, выступавшие за этот законопроект, использовали религиозные аргументы, и это не воспринималось как что-то странное. Понятно, что лет двести назад результат был бы противоположным. А теперь вопрос о будущем: будет ли и дальше религиозный аргумент уступать в таких ситуациях секулярному?

Положительный ответ напрашивается как бы сам собой. Да, религия в западной культуре уже никогда не вернет свое прежнее положение, не станет влиятельной общественной силой. Но если присмотреться к некоторым фактам, уверенность в этом мнении может поколебаться. В 90-е годы в США начался подъем религиозного самосознания, что вызвало тогда такие, например, оценки: «Одна из наиболее ярких и неожиданных характеристик американского образа жизни — это возрождение религиозного чувства как важнейшей силы в политике и культуре» (Патрик Глинн) или: «Религия вторгается в сферы, которые не могут не вызывать беспокойства» (председатель одной из секулярных групп).

Подключившиеся к анализу ситуации социологи пришли к следующему объяснению: «все больше американцев встревожены упадком общества и деградацией морали — и все больше американцев испытывают потребность в вере, которую не способны утолить секулярные идеологии и институты» (С. Хантингтон). Отдельный человек часто обращается к вере в условиях личного экзистенциального кризиса, мы видим, что также ведет себя и общество в целом.

В исторической перспективе дело можно представить следующим образом. Мораль продолжает деградировать, общественная солидарность слабеет, и обеспокоенному государству, которое утратило надежду на подъем культуры и гуманизма с помощью светских институтов, остается только уповать на религию и неявно поддерживать церковь. Что-то подобное, на мой взгляд, уже происходит сегодня в некоторых постсоветских странах… Научное сообщество, напротив, озабочено активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни. Как социальные институты наука и религия выполняют собственные апологетические функции, как сообщества они стремятся пополнить ряды своих сторонников: наука — через государственное образование и популяризацию своих достижений, религия — через церковь. Это противостояние двух субкультур переходит порой в борьбу мировоззрений или, иными словами, в борьбу за влияние…

Иного пути к пониманию, нежели через сознательно организованный диалог религиозного и научного сообщества, — не существует. Но здесь тоже присутствует неравенство, неравенство объективного порядка. Диалог предполагает рассуждения: анализ, критику, выстраивание мыслей по принятым правилам, ссылки на достоверно установленные факты. Личный внутренний опыт здесь не имеет силы. Такова жизнь науки. У религиозного человека, напротив, личные переживания, чувства на первом плане. Каким образом обеспечить равенство религиозного и научного сообщества? Наиболее радикальное предложение — достигнуть равноудаленности церкви и науки от государства. Я уверен, что 99,9% читателей воспримут этот проект как фантастический. Коль так, значит, неравенство получает у нас общественное подтверждение и оправдание.

Идея равноудаленности детально разработана философом науки Полом Фейерабендом. Он рассматривает науку как одну из традиций, наряду с религией, искусством, моралью, эзотерическими учениями и т.д. В свободном обществе должно быть обеспечено равноправие традиций и равный доступ к центрам власти. Пока это не так. Пока наука в развитых государствах задает стандарт, с которыми должны сообразовываться все другие традиции. Пожалуй, наиболее эпатирующий вывод из идеи равноудаленности следующий: «наука есть одна из форм идеологии и она должна быть отделена от государства, как это уже сделано в отношении религии».

Ученые, которым я цитировал это высказывание П. Фейерабенда, непременно задавали один и тот же вопрос: «На что мы будем жить?» В нормальном обществе люди живут на доходы от производства нужных людям продуктов. Стало быть, и наука должна производить свои продукты, то есть знания, такими, чтобы в них кто-то был заинтересован и готов платить. Государство выступает здесь только одним из субъектов интереса.

Если вдуматься, эта идея не такая уж фантастическая, но здесь нет места для развернутой аргументации. Существует и более простой способ решения проблемы равенства: открывать в государственных вузах факультеты теологии. Есть мнение, что это станет обычным делом с 2010 года, когда 46 стран мира (в рамках Болонских соглашений) составят единое образовательное пространство. В светских странах Европы теология давно преподается как одна из гуманитарных наук. Известно, что она востребована и верующими, и неверующими. Теологическое образование признано и поддерживается государством. Выпускники факультетов теологии проходят государственную аттестацию. Поэтому преподавать теологию имеют право как миряне, так и священнослужители.

Возможен ли диалог при решении важных проблем социального бытия и познания природы? На мой взгляд, при познании природы возможен только обмен воззрениями, ибо религиозное и научное размышление несоизмеримы. Если обратиться к проблемам социального бытия, где человек имеет дело не только со знаниями, но и с практическими решениями, («что я должен делать?»), то здесь понятие «несоизмеримость» неуместно. Можно по-разному воспринимать мир, но социальные действия регулируются правом, и действовать приходится однозначно. При поверхностном взгляде наука представляется сугубо инновационной деятельностью, которая мотивирована стремлением познать и преобразовать мир, а религия видится как консервативный социальный институт, препятствующий прогрессу. На самом деле это не так.

В изменяющемся мире жизнь постоянно ставит перед человеком проблемы, втягивает его в сложные парадоксальные ситуации. Но все, что касается человека, находится под пристальным вниманием религиозных институций. Отсюда вовлеченность теологов в жизнь и в творческий поиск решений. Консерватизм религии — это иное определение мудрости, это призыв к осторожности перед лицом небывалых темпов развития. Наука вносит в жизнь мощную динамику, часто сопряженную с риском, опасностями для общества. Религия призвана сохранить в жизни вечное.

Владимир Шкода, «День»

Источник:

НХМ

Архив новостей

Облако тегов:
религиозного религия человека равноудаленности сообщества диалог неравенство наиболее законопроект обществе общественной общества человек научного сообщества больше американцев

Никто не может сделать нас счастливым или несчастным без нашего согласия


Счастливым нас делает наше отношение к жизни. Никто не может сделать нас счастливым или несчастным без нашего согласия, желания. Все испытания и трудности учат ценить самые простые вещи...>>

Что такое счастье


Задавая себе простой и одновременно очень сложный вопрос о том, что же такое счастье, почему мы к нему стремимся и, что влияет на наше счастье, я прихожу к интересным для себя выводам. ...>>

Ватикан спонсировал фильм о великом Рафаэле в 3D


Ватикан спонсировал фильм о великом Рафаэле, авторе росписей в Сикстинской капелле: фильм снят в 3D технологии при поддержке министерства культуры Италии, сообщает Седмица. ...>>

Эксперт при Минюсте РФ допустил полный запрет «Свидетелей Иеговы» в России


Приостановление деятельность головной организации «Свидетелей Иеговы» является шагом к полному запрету деятельности этой организации в России, считает член экспертного совета по пр...>>

В Израиле нашли клад с монетами, принадлежавшими гонимым христианам


Бронзовые монеты возрастом более 1400 лет, спрятанные спасающимися от преследований христианами, найдены неподалеку от Иерусалима, сообщает РИА Новости со ссылкой на Christian Toda...>>

Ученые успешно опробовали новое лекарство от старения


Ученые медицинского центра Университета им. Эразма Роттердамского в Нидерландах успешно опробовали на мышах препарат против старения, сообщает ВВС. Как говорится в...>>

Народний депутат Павло Унгурян отримав орден «За заслуги»


Депутат від «Народного Фронту» Павло Унгурян отримав орден «За заслуги» III ступеню. Урочисту відзнаку вручив Голова Верховної  Ради України Андрій Парубій &n...>>

Пожертвования на сайт:
Webmoney WMZ: Z326584377450
Webmoney WMR: R125197738279
  Архив христианских новостей: 2014 / 2013 / 2012 / 2011 / 2010 / 2009 / 2008
Обратная связь / Реклама тут / Подписки / История Вебмастеру (Суперпредложение!)
Совместно с Твоя Библия
Библия, христианские новости, ответы на все вопросы

   

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ Rambler's Top100 Rambler's Top100