Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

20.08.2008 18:42:05

Эксперт размышляет, почему Патриарха не было на похоронах Солженицына

Давно похороны писателя не вызывали такой общественный резонанс - не только в России, но и за рубежом. Письма и телеграммы соболезнования от ведущих политиков мира. Не остались в стороне и церковные круги. Папа Римский Бенедикт XVI выразил соболезнования по случаю кончины Солженицына. Прошли поминальные богослужения и в храмах Московского Патриархата, отмечает автор сегодняшней публикации в НГ-Религии, напоминая о другом богослужении - отпевании Анны Ахматовой в Никольском соборе в Ленинграде. Тогда священники, как рассказывают очевидцы, молились об упокоении души "болярыни Анны".

Тогда это был искренний порыв искренне верующих пастырей, подчеркивает автор и в качестве контраста приводит цитату из торжественно-официального обращения Патриарха Алексия II, зачитанного на траурной церемонии архиепископом Орехово-Зуевским, где говорится о том, что "Александр Исаевич возвышал свой голос в защиту свободы слова, за сохранение русского языка и культуры, духовное и нравственное возрождение, укрепление семьи и сбережение народа:", что он многое сделал для того, "чтобы религиозная свобода стала не декларативным понятием, а реальным достоянием духовной жизни российского народа".
Между тем речь в этом обращении идет о человеке, написавшем в 1972 году "Великопостное письмо", обращенное к тогдашнему предстоятелю РПЦ Патриарху Пимену (Извекову). В нем Солженицын призывает к покаянию и возрождению Русской церкви. "Мы теряем последние черточки и признаки христианского народа - и неужели это может не быть главной заботой русского Патриарха?", - приводятся в статье строки из послания писателя.

"По любому злу в дальней Азии или Африке Русская церковь имеет свое взволнованное мнение, лишь по внутренним бедам - никогда никакого. Почему так традиционно безмятежны послания, нисходящие к нам с церковных вершин? Почему так благодушны все церковные документы, будто они издаются среди христианнейшего народа?" - задается вопросом автор статьи в НГ-Религии.

Справедливости ради стоит отметить, что Александр Солженицын не был первым, кто заговорил о болезнях современной РПЦ. Было до него два знаменитых письма священников Глеба Якунина и Николая Эшлимана (1965 и 1966 годов), заявление архиепископа Ермогена (Голубева) 1967 года. Последний, в частности, прямо писал о ненормальных отношениях между Патриархией и советским правительством, противоречащих принципу отделения Церкви от государства. Но письмо Солженицына было письмом всемирно известного писателя. Оно имело больший резонанс. Да, известность в определенной степени гарантировала безопасность. Но и ответственность тоже была значительнее. И именно после него появляется Жалоба духовного Собора Почаевской лавры 1973 года, Письмо Леониду Брежневу епископа Полтавского и Кременчугского Феодосия (Дикуна) 1977 года. В нем епископ призывал прекратить антирелигиозную клевету, оскорбляющую чувства верующих, а также избавить Церковь от гнетущей опеки государства.

Впрочем, отмечается в сегодняшней публикации, в отличие от епископа Феодосия нынешний Патриарх Алексий к числу религиозных диссидентов не принадлежал. Вот что говорил тогда еще митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер) на заседании Синода РПЦ 30 июля 1968 года, где по настоянию властей был осужден архиепископ Ермоген (Голубев), обращаясь к опальному архиерею: "Вы нанесли большой вред Церкви как внутри страны, так и за рубежом. Этот вред, нанесенный Вами, надо исправить, стереть, изгладить".

До другого призыва, брошенного Солженицыным в 1974 году - "Жить не по лжи" - тут далеко, замечает автор статьи. А ведь Солженицын не требовал от других (но не от себя!) обличать неправду режима или болезни Церкви. "Не участвовать во лжи, не поддерживать ложь" призывал писатель не только в одноименном памфлете, но и в статье того же года "Образованщина". Там же Солженицын призывал к "раскаянию и самоограничению".

Что мешало Патриарху Алексию покаяться за своего предшественника Патриарха Пимена, так и не ответившего великому писателю? - ставит вопрос автор статьи и напоминает, что письмо было послано частным порядком по почте и лишь по прошествии определенного времени, достаточного для ответа, пущено в самиздат.

За сотрудничество Церкви с советской властью тоже не мешало бы покаяться, говорится в публикации и отмечается, что было время, когда РПЦ, по сути, являлась филиалом МИДа, а Патриарх Алексий I (Симанский) в новогоднем послании 1957 года осуждал противников Египта в Синайской (Суэцкой) войне или выступал в поддержку ввода советских войск в Чехословакию 21 августа 1968 года. Почему Церковь так и не поддержала призыв архиепископа Виленского и Литовского Хризостома (Мартишкина), заявившего на Архиерейском соборе 1992 года о необходимости Церкви очиститься от этой печальной страницы прошлого?

Вся церемония прощания не отменяет один простой факт. После президентского указа об увековечении памяти писателя Церкви не оставалось ничего иного, как воздать ему пышностью похорон. Всю ночь перед похоронами студенты Московской духовной семинарии читали над гробом Солженицына Псалтирь. В последний путь Александра Исаевича провожали 12 священников во главе с викарием Патриарха, архиепископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым). Вместе с семьей писателя у гроба стояли президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин, только Алексия II на прощании с почившим не было...

А что же Церковь? Ведь предстоятель РПЦ мог бы в своем лице совершить акт символического покаяния народа. Над гробом бывшего зэка Александра Солженицына подобное покаяние было бы уместно, отмечается в статье.

Ссылки по теме:
Россия прощается с Александром Солженицыным
"Единороссы" нашли своего Маркса: отныне они воплощают "консервативную идеологию" Солженицына
Автор "Архипелага ГУЛАГ" Солженицын похоронен рядом с организатором репрессий Ежовым и его жертвами
Россия будет закреплять память о Солженицыне: в честь писателя учредят стипендию и назовут улицы в Москве, Кисловодске и Ростове-на-Дону
В детстве Солженицын мечтал быть епископом, а позже написал молитву. Священники о писателе

Источник:

Religio.Ru

Архив новостей

Облако тегов:
церкви писателя солженицын солженицына народа патриарха письмо церковь отмечается алексий призывал статье публикации статьи патриарх алексий орехово зуевским архиепископом орехово сегодняшней публикации архиепископом орехово зуевским

Наши ноги стояли во вратах твоих, Иерусалим


Паломническая поездка в Землю Обетованную, организованная Христианским центром «Фавор», была многообещающей с самого начала. Ведь программа тура была хорошо продумана и крайне насы...>>

Исследование: Половина взрослых американцев молятся ежедневно


США остаются очень религиозной страной с самыми побожными жителями среди богатых стран так называемого Запада, Об этом сообщает ВО СВЕТЕ со ссылкой на УНИАН. К т...>>

Иерусалимская конференция “Будущее Израиля в свете Откровения”


Писание даёт ясные обетования относительно будущего Израиля и Божьего плана спасения евреев. Пророки в мельчайших деталях предсказывали их второе рассеяние по миру и последующее во...>>

Что подарить на Новый Год папе (р)


Отправляясь на новогодние праздники к родителям — мы, конечно же, хотим порадовать их приятными подарками. И не всегда хватает идей, чтобы всем придумать что-то интересное. Наприме...>>

В Москве суд запретил христианам молиться в своей квартире


29 января Останкинский районный суд города Москва (Россия) запретил группе христиан молиться в коммунальной квартире. Об этом рассказал адвокат Константин Андреев на своей странице...>>

Как создать интернет-магазин: особенности, сложности и советы (р)


Современный бизнес обязан переходить в интернет, если он хочет не только остаться на рынке, но и развиваться, масштабироваться и совершенствоваться. Для этого необходимо разработат...>>

Ігор Плохой: «Сформувати соціальну доктрину церкви повинні богослови. Активісти допоможуть” (Ч. 2)


Друга частина бесіди журналіста Гната Меренкова з пастором, капеланом, учасником руху “Всі разом!” Ігорем Плохим. Тут йдеться про християнський традиціоналізм і проблематику ЛГБТ. ...>>