Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

20.08.2008 12:42:08

Епископ Диомид может стать лидером "движение отчаявшихся", которое зарождается в России

Разнородное и противоречивое протестное движение в России пополнилось еще одним феноменом. Речь идет о православно-фундаменталистской форме социального протеста, символом которого стал епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан). Несмотря на скептические оценки некоторых экспертов, представляется, что "диомидство" может доставить еще немало хлопот как церковным, так и светским властям России, отмечает автор сегодняшней публикации в "НГ-Религии".

Запрещенный в служении епископ на днях вернулся в Анадырь из удаленного поселка Мыс Шмидта на севере Чукотки, куда улетел сразу после того, как был заочно осужден на июньском Архиерейском Соборе в Москве. Дальнейшие планы епископа Диомида пока неизвестны.

Зародившийся на Крайнем Севере "чукотский раскол" уже начал расползаться по российским регионам. Даже в южной Волгоградской области, по неофициальным данным, насчитывается несколько сотен сторонников епископа Диомида. Пока они ведут себя довольно спокойно - распространяют по приходам писания своего духовного лидера, ведут беседы с прихожанами местных храмов. По слухам, сторонники Диомида также начали осваивать и другие регионы Южного федерального округа.

Российская провинция в последние годы выработала самые причудливые формы протеста против окружающей ее враждебной социальной реальности. Пока оппозиционно настроенные образованные и относительно благополучные в материальном смысле социальные группы в крупных городах выходят на "марши несогласных" и насыщают интернет-пространство протестным интеллектуализмом, на противоположном полюсе - в беспросветной нищете и безнадежности сельской глубинки - появляются причудливые религиозные проекты. В отличие от "образованной оппозиции" крупных городов, создавшей свой, по сути сектантский, замкнутый мир во всемирной сети, "обреченный люмпен-пролетариат" из глубинки ищет утешение в бегстве от злого мира в своеобразно понятом апокалиптическом "безнадежном православии".

В отличие от официальной позиции Русской православной церкви (РПЦ), исповедующей социальный оптимизм и принцип сотрудничества с любой светской властью, "безнадежное православие" выражает интересы тех, у кого уже нет будущего. По оценкам самого епископа Диомида, сегодня таких в России насчитывается около 20 млн человек. Это, в первую очередь, жители глухой российской провинции (и не только Чукотки), обитатели навсегда погибших деревень и сел, которые не могут похвастаться хорошим образованием, не имеют в руках дела, способного прокормить семью, да и нередко уже и самой семьи не имеющие. Этих людей больше не интересует протестная риторика коммунистов или Жириновского. Их протест направлен уже не против политики властей, а против самого мира, "лежащего во зле", в котором существует ненавистная для них власть, политики, партии и т.д., мира, в котором у них нет будущего, и есть твердое ощущение конца света, грядущего апокалипсиса.

На этом отрицании актуальной реальности и основывается формирующееся "православие отчаявшихся" - лоскутное, противоречивое, иррациональное мировоззрение пензенских пещерников, сторонников епископа Диомида и других малоизвестных и малочисленных православных сект, существующих во многих российских селах и небольших городах. Будучи бессильными уничтожить реальность, новые православные фундаменталисты создают собственный виртуальный мир не только в интернете, но и в подземных скитах и у стен церковных приходов.

Примечательно, что активизация разнородного и неорганизованного движения "протестного православия" началась тогда, когда наступила для очень многих долгожданная внешне убедительная социально-экономическая стабильность в стране. Когда в России в 1990-е годы бушевала ельцинская революция, взорвавшая привычный жизненный уклад, нищающие слои населения предпочитали активные политические формы социального протеста. На этом протесте поднялись ЛДПР и КПРФ, на нем же вырос феномен Владимира Путина, в котором миллионы россиян на рубеже веков увидели спасителя от ужасов ельцинского мира. Когда же долгожданного спасения не произошло, политический протест зашел в тупик. Умершая надежда на чудо дала жизнь "безнадежному православию".

До сих пор апокалиптические чаяния православных маргиналов не угрожали спокойствию российских властей. Резервации "безнадежных", разбросанные по периферии социального пространства, не были объединены в единую сеть, не подчинялись общему организационному центру, не имели внятной и общей идеологической базы, а также харизматичного вождя. С появлением епископа Диомида ситуация начинает принципиально меняться. Возник не только серьезный претендент в лидеры движения "безнадежного православия", но и формируется более-менее внятная и понятная для "деревни" стратегия ответа "отчаявшихся" окружающему миру: борьба с "православной номенклатурой" из-за невозможности открыто выступить против российской бюрократии. Впрочем, в случае успеха проекта создания движения "безнадежного православия" - как разветвленной и финансово обеспеченной религиозно-политической организации (а "под Диомида" уже, похоже, начинают "давать" деньги) - нельзя исключать и роста амбиций нынешнего епископа Анадырского и Чукотского.

В этом смысле, епископ Диомид может скоро стать своеобразным церковным диссидентом, который вступит в открытое противостояние с нынешней элитой РПЦ. Во всяком случае, последние инвективы Диомида в адрес Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла дают основания об этом говорить.

Впрочем, нельзя исключать и того, что феномен Диомида, в конце концов, превратится всего лишь в инструмент внутрицерковной борьбы за власть (есть версия, что пламенного чукотского иерарха изящно используют для "сноса" митрополита Кирилла - как возможного преемника Алексия II на посту Патриарха Московкого и всея Руси). В этом случае протестная энергия сторонников Диомида будет всего лишь ресурсом в многоходовой политической интриге, выстроенной по самым подлым законам ненавистного для "отчаявшихся" мира, отмечается в публикации НГ-Религии.

Источник:

Religio.Ru

Архив новостей

Облако тегов:
диомида епископа россии движения православия случае отчаявшихся сторонников протеста епископ социального котором епископа диомида нельзя исключать безнадежного православия сторонников епископа социального протеста движения безнадежного движения безнадежного православия сторонников епископа диомида

Наши ноги стояли во вратах твоих, Иерусалим


Паломническая поездка в Землю Обетованную, организованная Христианским центром «Фавор», была многообещающей с самого начала. Ведь программа тура была хорошо продумана и крайне насы...>>

Исследование: Половина взрослых американцев молятся ежедневно


США остаются очень религиозной страной с самыми побожными жителями среди богатых стран так называемого Запада, Об этом сообщает ВО СВЕТЕ со ссылкой на УНИАН. К т...>>

Иерусалимская конференция “Будущее Израиля в свете Откровения”


Писание даёт ясные обетования относительно будущего Израиля и Божьего плана спасения евреев. Пророки в мельчайших деталях предсказывали их второе рассеяние по миру и последующее во...>>

Что подарить на Новый Год папе (р)


Отправляясь на новогодние праздники к родителям — мы, конечно же, хотим порадовать их приятными подарками. И не всегда хватает идей, чтобы всем придумать что-то интересное. Наприме...>>

В Москве суд запретил христианам молиться в своей квартире


29 января Останкинский районный суд города Москва (Россия) запретил группе христиан молиться в коммунальной квартире. Об этом рассказал адвокат Константин Андреев на своей странице...>>

Как создать интернет-магазин: особенности, сложности и советы (р)


Современный бизнес обязан переходить в интернет, если он хочет не только остаться на рынке, но и развиваться, масштабироваться и совершенствоваться. Для этого необходимо разработат...>>

Ігор Плохой: «Сформувати соціальну доктрину церкви повинні богослови. Активісти допоможуть” (Ч. 2)


Друга частина бесіди журналіста Гната Меренкова з пастором, капеланом, учасником руху “Всі разом!” Ігорем Плохим. Тут йдеться про християнський традиціоналізм і проблематику ЛГБТ. ...>>