Христианские новости и новости религий со всего мира.
10.07.2008 8:31:00
Интервью : Наталья Василевич о свободе и религии в Беларуси
Руководитель Православного молодежного братства Наталья Василевич ответила на вопросы сайта belarusnews.ru Вопрос---Я не утверждаю что власть благоволит к церкви,но на мой взгляд религиозную ситуацию в Беларуси слишком радикализируют?!...Что для тебя значит слово "гонения"? В чем заключаются гонения на верующих в Беларуси. Насколько мне известно большинство христианских общин Беларуси проводят служения ,конференции без особых проблем
ответ Начну с того,что определюсь с терминами. Я пока не рисковала говорить,что в Беларуси присутствуют гонения на христиан. Более того,говоря про свободу вероисповедания,я не ограничиваюсь исключительно христианами. Возможно,некоторые мои выступления могли быть таким образом интерпретированы
На что я обращаю внимание - это внешний для моей церкви контекст,и внутренний. Внешний заключается в самом политическом,правовом поле,и межхристианских взаимоотношениях /слабая солидарность/,в информационном пространстве,где православные представляются этакой религией свечек и народных традиций,католики и протестанты - идеологическими врагами,а многие пятидесятнические,харизматические церкви-деструктивными сектами.
Дело не в том,что большую часть сообществ,церквей и организаций пока не трогают.Дело в том,что по большому счету, их деятельность часто нелегальная.Это может касаться мелочей-баптистские и пятидесятнические домашние группы ,православные кружки катехизации и др.Могу привести простой пример-когда мы проводили одну конференцию,к нам приехал священник из Украины.Он служил на литургии в одном из приходов,и как гостю ему дали слово.И это действие было незаконным. Безусловно никто не стал разбираться,как стали разбираться с католическим священником Антонием Качком.Тоже самое - действует бесчисленное количество незарегистрированных сообществ,и большую их часть власти не трогают,однако могут зацепить,как это случилось,например,с православным братством в Гомеле:где было всё как в боевиках-когда сотрудники КГБ врывались в квартиру.На фоне массовых вызовов в то же самое КГБ студентов ЕГУ-только моих знакомых было вызвано с десяток-ситуация не представляется такой "тихой и мирной"
Что касается внутрицерковного аспекта,то тут могу отметить,что политический режим пробует сотворить себе из православной церкви идеологического сотоварища,принудить православную церковь,наперекор своим собственным интересам и ценностям,плясать под политическую дудку,оказывая давление на внутрицерковную жизнь-как в ситуации с тем же Чартовичем.Православная церковь при таком режиме продолжает ту самую идеологию "сергианства"какая существовала в советские времена,когда для относительного спокойного существования и благоденствия,приходилось жертвовать правдой и справедливостью.
вопрос.Христиане Беларуси общественно инертны...ты согласна с этим?Почему?
ответ.Когда сравнить христиан с другими категориями населения Беларуси,то христиане как раз чуть ли не самые активные потому,что они ощущают ответственность за судьбу всего народа
вопрос.Выступление православного священника Александра Шрамко в поддержку изменения Закона о религии ,на твой взгляд не означает ли что из православной церкви уходят стереотипы?приходит свобода говорить что думаешь не зависимо от церковных рамок..
ответ.Я думаю что выступление о.Александра,точнее тот запрет в служении,какой последовал после выступления,показывает что стереотипы только укрепляются.И эти стереотипы не от недостатка знаний,это не "дурость" ,это осознанная позиция.
Тут хочется отметить ,что само понятие "православной церкви" в этом контексте достаточно размытое..В вопросе отношения к концепции прав человека или демократии есть разномыслия-допустим,РПЦ тут придерживается более радикальной позиции отказа /жаль, нет времени об этом говорить-отправляю к митрополиту Кириллу/церкви,которые существуют в других государствах,допустим,Православная Церковь Финляндии,или православные церкви во Франции,Бельгии,Германии-имеют другие "социальные концепции"
Да и в самой церкви России и Беларуси никогда не было одного мнения о свободе вероисповедания и прав человека-есть богословы и пастыри,которые твердо отстаивают их ценность. Или,допустим,Православная церковь в Литве,которая является частью РПЦ,по большому счету довольна тем ,что в Литве есть религиозная свобода. Есть некая тенденция,что к свободе совести относятся более положительно в тех странах ,где православие в меньшинстве , потому,что у них нет иллюзии ,что при помощи государства будет возможность "загнать дубиной в рай" весь народ.
вопрос.Какой ты рисуешь для себя схему участия церкви в жизни общества,как церковь например может повлиять на власть?Что можно,а что нельзя?
ответ.Для меня главное,чтобы церковь сохранила свою идентичность. Она не должна уповать "на власть" -как я понимаю,тут имеются в виду органы государственного управления. Церковь обязана быть голосом совести-в первую очередь для общества,а через это непосредственно на институты управления обществом. Когда в византийскую эпоху шел разговор о союзе церкви и государства,то теперь этот союз может трансформироваться в понятие солидарности.
вопрос.Не используют ли оппозиционные политики в своих целях ситуацию с нарушением религиозных свобод в Беларуси,в свою очередь являясь "подсвечниками" ?
ответ.Оппозиционные политики "используют" в своих целях ситуацию с нарушением религиозных свобод в Беларуси,и я не решаюсь их в этом упрекнуть.О если бы не было нарушений прав верующих в Беларуси
На самом деле,религиозные свободы-это только часть гражданского комплекса - тут и права человека вообще,и государственная идеология,и политический режим,и экономическое влияние,и свобода информации,и проблемы любых ассоциаций и объединений,не только религиозных и еще бесчисленное множество деталей,которые в целом и производят раздел между режимом и оппозицией сегодня.По большому счету ,все,что не "приватизировано" властью в Беларуси -является оппозицией В том числе и церкви,которые не срослись с государственным аппаратом - это оппозиция ,желают они этого или нет.
Так все действующее при авторитарном режиме - либо ты наш,либо ты вражеский. И уж лучше быть вражеским,чем встраиваться в авторитарную систему одним из составляющих.
вопрос.Удастся ли изменить Закон «О свободе совести и религиозных организациях» ?Твой прогноз развития дальнейших событий
ответ.С одной стороны ,перемены в один только закон-этого мало для изменения всей ситуации-здесь нужно концептуально изменить не только политику в сфере религии,но и политический режим - порождением которого и стал закон,который целиком находится в логике режима. С другой стороны когда изменится закон,это будет сдвигом для изменения режима. Потому что когда современное государство прислушивается к мнению существующих гражданских групп,или когда эти группы по давлением заставят государство в нужном им направлении,то это будет значить,что сделан успешный шаг к образованию и укреплению гражданского общества,а это приближает режим к падению или трансформации. Таким образом,я не знаю,или сначала изменится закон,а потом режим. Или через гражданскую кампанию вначале начнется всеобщая либерализация и демократизация,которая в том числе затронет религиозную сферу,я не могу сказать с уверенностью. Одно точно-все это взаимосвязано,и лучше честно посмотреть правде в глаза.