Христианские новости и новости религий со всего мира.
05.05.2008 10:46:55
Проблемы свободы совести в контексте глобализации современного мира обсудили в Институте философии РАН
Проблемы свободы совести в контексте глобализации современного мира обсудили в Институте философии РАН
Выступление сопредседателя Совета Института свободы совести (ИСС) Сергея Бурьянова "Свобода совести в контексте глобализации" состоялось 30 апреля в Институте философии Российской академии наук в рамках постоянно действующего семинара "Философско-методологические исследования глобалистики", сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".
По мнению С. Бурьянова, понятия "глобальность", "глобализация", "глобалистика" являются основой для понимания современного состояния и перспектив человеческой цивилизации. Взаимозависимость, взаимопроникновение в планетарных рамках порождают общую единую реальность, целостность бытия человечества.
При этом процесс интеграции современного мира в некую единую систему имеет тенденции к устранению границ и формированию внестрановых экономических, технологических, транспортных, телекоммуникационных, научно-образовательных, культурных, политических и прочих систем.
Особое внимание эксперт уделил глобальным проблемам (экологическим, демографическим, социальным, мира и безопасности и др.), которые также характеризуются планетарным масштабом и несут угрозы самому существованию человечества.
Так как глобальные проблемы носят планетарный масштаб, то для их решения требуется соответствующий подход и позитивная интеграция национальных государств, которая выступает в роли императива выживания цивилизации. В этом контексте С. Бурьянов считает, что наряду с некоторыми успехами в экономической сфере именно политическая интеграция является проблемным местом глобализации.
Одной из основных причин трудностей интеграции национальных государств была названа традиционная привычка политиков эксплуатировать разделительные принципы, главный из которых – этноконфессиональный.
"Как следствие, на государственном уровне культивируется национализм, ксенофобия, дискриминация, а политические конфликты, замешанные на этноконфессиональной основе полыхают по всему миру", – резюмировал сотрудник Института свободы совести.
В качестве условия решения поставленной проблемы и устранения препятствий позитивной интеграции была выдвинута гипотеза о необходимости разграничения на уровне права мировоззренческой (в т.ч. религиозной) сферы и политики, формирования эффективных юридических механизмов ограничения политической эксплуатации этноконфессиональных факторов.
Соответственно инструментом решения этих вопросов призван стать правовой механизм реализации права каждого индивида на свободу совести, являющийся юридическим измерением свободы мировоззренческого выбора.
В то же время, по мнению С. Бурьянова, реализация свободы совести находится в глубоком кризисе (упадке), что говорит о необходимости перехода к новой ее парадигме, подразумевающей устранение юридически некорректного разделительного принципа на "верующих - неверующих" из системы права.
"Именно этот принцип позволяет власти вторгаться под благовидными предлогами в мировоззренческую сферу и эксплуатировать ее для нужд политики", – заявил эксперт.
Коллегу поддержал сопредседатель Института свободы совести Сергей Мозговой, выступивший содокладчиком и подробно остановившийся на проблеме понятия, содержания и соблюдения принципа светскости государства в качестве важнейшей гарантии реализации свободы совести.
Доклад вызвал многочисленные вопросы и дискуссию, которая продолжалась более двух часов. Завершился семинар традиционным вручением докладчикам энциклопедии "Глобалистика" (гл. ред. И.И Мазур, А.Н. Чумаков; Центр научных и прикладных программ "Диалог". – М.: ОАО Издательство "Радуга", 2003. – 1328 с.) и "Вестника Российского философского общества".
В качестве ведущих действующего уже 8 лет ежемесячного семинара выступили первый вице-президент Российского философского общества, доктор философских наук, профессор МГЮА Александр Чумаков и писатель Александр Кацура.
В научном мероприятии приняли участие более 30 студентов, аспирантов, научных и общественных деятелей.