Христианские новости и новости религий со всего мира.
31.03.2008 14:47:34
Скрябин колебался между индуизмом и христианством, считает профессор Петрозаводского университета
Скрябин колебался между индуизмом и христианством, считает профессор Петрозаводского университета
Доктор философских наук, профессор Петрозаводского университета Юрий Линник выступил в музее-библиотеке Н.Ф.Федорова с докладом "А.Н.Скрябин как философ", сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".
По мнению ученого, философия А.Н.Скрябина может быть определена как "космический солипсизм". Ее кредо: мир есть "мой творческий акт". Однако силой искусства мир можно преобразить. Как отметил Юрий Линник, всю свою жизнь великий композитор колебался между двумя полюсами: его привлекал как архетип мирового циклизма, нашедший мощное выражение в индуизме, так и архетип конечного спасения, преображения - основы христианства. Хоть и силен искус нирваны (забвения, исчезновения, небытия), но в итоге: "Бытие любит быть". По мнению Линника, движущая сила творчества Скрябина – "ничтойное" единство шанкары и соборное всеединство В.С.Соловьева.
Но почему мир не совпадает с "я", почему мир не таков, как я бы хотел? "Смерть приводит меня в ужас" – не что иное, как конвергенция со взглядом Н.Ф.Федорова: "Умерший человек - это смертельно оскорбленный человек". Но мир не сотворен окончательно, цель мировой эволюции - инверсия, перемена знаков. Бог един, но единое превращается во многое. Докладчик заметил, что так как мы живем в состоянии расширения и разбегания Вселенной, когда каждая частица несет в себе Бога, то настанет и время стягивания Вселенной, когда наступит предельная концентрация сил, будет создана "духоподъемная тяга, возносящая нас горе, и мы переживаем ощущения, знакомые нам по "Поэме экстаза" или Третьей симфонии Скрябина" - притяжение сходит на нет, мы возносимся, и тут настает Преображение, новое обретение Бога.
Юрий Линник заметил, что видение будущего у Скрябина носит пророческий характер, в нем есть очень смелые и при этом вполне конструктивные моменты:
1. Искусство способно преображать мир, т.к. оно обладает активностью, повышающей организованность мира, - энтропийной тенденции падения противоставляет антиэнтропийную тенденцию подъема.
2. Пик подъема - экстаз: стремительное достижение такого уровня, где энтропия, задающая "стену времени", падает до нуля, время останавливается и претворяется в вечность.
3. Экстаз - состояние всего мира, выводит Вселенную за границы пространства-времени, подвергая разнообразным инверсиям, начинающим действовать, когда материя пересекает эйнштейновский барьер скорости. Бесконечная скорость – не что иное, как полет души, алгоритм преображения.
Именно преображение поднимет мировую эволюцию на высший уровень – тогда энтропийное усреднение, обезличивание устранены навсегда. Гармония нераздельного и неслиянного, явленная нам в Святой Троице, организует жизнь всеедино. Апокалипсис оборачивается торжеством бессмертия. Благодаря силе искусства переход в вечность может быть предельно смягчен и облагорожен. Органичное преображение произойдет в красоте и через красоту.
Профессор Линник заметил, что космологические идеи Скрябина созвучны представлениям философов и поэтов XIX - XX веков: Эдгара По, Бальмонта, Фихте, Бергсона, Беркли, Владимира Соловьева, Флоренского, Рерихов… Особенно четко просматриваются связь воззрений А.Н. Скрябина с "Философией общего дела" Н.Ф Федорова. Титанические богоносные личности - Н.Ф. Федоров и А.Н. Скрябин, по мнению докладчика, стали провозвестниками и основоположниками великого, не имеющего аналогов явления, - русского Серебряного века.