Христианские новости и новости религий со всего мира.
25.02.2008 12:47:57
В День Российской армии в Москве прошла суфийская церемония
В День Российской армии в Москве прошла суфийская церемония
В Московском Доме предпринимателя (бывший кинотеатр "Новороссийск") 23 февраля московской общественности была продемонстрирована суфийская церемония "сема", сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".
Мероприятие было организовано зародившимся в Турции международным общественным движением "Диалог Евразия" (турецкая аббревиатура "DA") за которым, по некоторым утверждениям, стоит известный турецкий общественный деятель и религиозный наставник Фетхуллах Гюлен, ученик и последователь многих турецких суфиев, в том числе и Саида Нурси.
В заполненном наполовину зале присутствовали, помимо сотрудников Института востоковедения РАН, Института стран Азии и Африки при МГУ, также представители турецкой, иранской и памиро-таджикской общин (последние - исмаилиты по вероисповеданию). Поводом для организации встречи стало отмечавшееся в течение всего года 800-летие Мевляны Джалаледдина Руми - турецко-персидского поэта и проповедника, основателя суфийского тариката мевляви. На сегодня известность и значение Руми давно переступило границы исламского сообщества: он признан самым читаемым поэтом в мире.
Перед началом церемонии был продемонстрирован короткий документальный фильм о деятельности движения "Диалог - Евразия", свой стилистикой и содержанием очень напомнивший ролики Движения Объединения Сан Мен Муна. Правда если у мунистов в центре внимания была личность их ныне здравствующего лидера, то в рассказе о "Диалог - Евразия" упор делался на принципы мира, толерантности и духовного диалога, являющиеся отправными для учения мевляви -духовной основы этого движения.
Затем выступил председатель движения "Диалог Евразия" в России и СНГ, директор Института Востоковедения РАН, заверивший собравшихся, что сейчас им предстоит духовный путь вверх, путь Всевышнего. После приветственного слова представителя администрации города Конья (в этом городе, древней султанской столице, жил, творил и был похоронен Руми) собравшимся был продемонстрирован фильм о поэзии Руми, а также объяснены детали предстоящего ритуала.
Церемония "сема", представленная на сцене, есть не что иное, как танец крутящихся дервишей, знакомый многим по туристическому рекламному телеролику Турции. Однако это не хореографическая композиция, а форма зикра (поминания Всевышнего), принятая в тарикате Мевляви. Высшей целью у них считается единение в любовном экстазе с Богом, к чему Руми призывал всех, вне зависимости от исповедуемой им религии. "Кружись, чтобы познать сущность Возлюбленного", – писал Руми. "Сема", которую исполняют дервиши, после предварительной молитвы-благодарения состоит из четырех частей "селямов". В первой части дервиш сидит коленопреклоненный, осознающий себя рабом Божьим, во второй скидывает с себя черную накидку-хирку, символизирующую прах земной, остается в белых одеждах и выражает восхищение величием и силой Аллаха. Затем, кружась все быстрее и быстрее против часовой стрелки с запрокинутой направо головой, дервиш символизирует превращение этого восхищения в любовь. Финальная, четвертая, часть с чтением сур из Корана, а также славословий в адрес пророка Мухаммада и имама Али (что указывает на шиитскую первооснову тариката), символизирует принятие человеком своего священного долга - быть покорным рабом Всевышнего. Многие считают, что вращения во время зикра символизируют то, что в мироздании все - от звезд до атомов - находится во вращении, а также круговорот жизни. Жестикуляции во время танца также имеют смысл. Скрещенные на груди ближе к шее руки перед самым началом танца символизируют единство Аллаха, а разведение рук в стороны во время вращения - символ передачи благословения Божия людям.
Танец этот поражает техникой своего исполнения, требуя недюжинной выносливости и работы вестибулярного аппарата, поскольку крутиться, запрокинув голову против часовой стрелки приходится довольно долго. Происходит танец под музыкальное сопровождение небольшого оркестра, состоящего из перкуссии, струнных инструментов и флейт. Это так называемая музыка "текке" – суфийских обителей, где, в отличие от ортодоксальных мечетей, дозволяется не только пение, но и игра на музыкальных инструментах.