Маранафа
 БИБЛИЯ  НОВОСТИ  БИБЛИОТЕКА  СЛОВАРЬ  ГАЛЕРЕЯ  МУЗЫКА  ТЕАТР  ОТКРЫТКИ  КУХНЯ  РЕЙТИНГ  КАТАЛОГ  ФОРУМ   ЧАТ  ЗНАКОМСТВА
Христианские новости и новости религий со всего мира.


Ежедневный дайджест новостей на Ваш e-mail:

23.02.2008 8:46:50

Мнение : Христианские ценности в идеологическом поле Беларуси

Наверное, самый распространенный концепт, когда в современном мире разговор заходит о христианстве, это – христианские ценности. На мой взгляд, и этому я посвятила свой доклад на круглом столе “Христианские ценности в Беларуси: проблема идентичности”, а также одноименную статью, само понятие христианских ценностей – это продукт секуляризации.



В ХХ веке развивается христианско-демократическая идеология, и таким образом, христианские ценности начинают иметь идеологический характер, а церковь и церковные организации – стараются сохранить или приобрести влияние на жизнь общества, утраченные в результате секуляризации. В конце же ХХ века, когда наступает так называемый «конец истории», точнее, когда конфликты строятся не по идеологическому принципу, а по цивилизационному или культурному, «христианские ценности» начинают презентовать главным образом определенные идентичности, определенные культурные образцы, однако в рамках «христианских ценностей» такие идентичности и образцы множественны, а часто и противоречивы. В данном докладе будет дан обзор белорусского контекста функционирования этого понятия в Беларуси, а также стратегии его наполнения и использования разными акторами, главным образом, государством и Белорусской христианской демократией.

Идеология Белорусской Христианской Демократии и христианские ценности

Недавно у нас в Беларуси произошло довольно интересное политическое событие, которое косвенно затронуло все христианские церкви – министерство юстиции отказало регистрации новой христианско-демократической партии “Беларуская хрысціянская дэмакратыя”. Интересное оно не потому, что эта партия включает в себя христиан из разных христианских церквей и социальная база которой – это, в основном, неопротестантские и другие христианские верующие. Дело в том, какая претензия была высказана со стороны министерства юстиции инициативной группе по созданию партии – употребление в уставных документах понятия «христианские ценности» без его экспликации. Проще говоря, не объяснили, что они имеют в виду под «христианскими ценностями». Ответ представителей инициативной группы, например, Дениса Садовского, был в духе: «печально, что сущность этих понятий, привычных для цивилизованного общества, следует разъяснять белорусским чиновникам». Да и что оставалось ему ответить, если, казалось бы, общеизвестно и общепонятно, что стоит за понятием христианских ценностей.

Но если разобраться, хотя это понятие довольно общеизвестно, но спешить с утверждением про его общепонятность не стоит. Даже на конференции, которую проводила за месяц до вопроса министерства юстиции уже упомянутая БХД, посвященную 80-летию создания первой белорусской христианско-демократической партии: «Белорусская христианская демократия: история и перспективы», более-менее становилась понятна история этого движения в Беларуси, но перспективы оставались очень туманны, а вопрос оставался острым – если оставить весь пафос и все эмоции о моральном упадке в обществе, оказывается, что не остается интеллектуального видения «христианских ценностей», а вслед за этим оказывается, что христианские ценности и есть эти пафос и эмоции.

С подобной проблемой пришлось столкнуться и во время другой конференции – круглого стола «Христианские ценности в современной Беларуси», которую проводила общественная организация БНФ «Адражэньне», на основе которой созданная партия является членом Интернационала христианской-демократии.

Белорусская христианская демократия, главным образом, существует в рамках проектов и кампаний, таких, как, например, кампания в защиту свободы совести (при этом, связанная с БХД правозащитная инициатива «Христианский правозащитный дом» в своем мониторинге нарушений прав человека в области религии вводит такое понятие как «права христиан», не предлагая рефлексии над тем, что же такое «свобода совести» и «права человека», данная проблема рассматривалась мной ранее в статье «Права человека и права христиан»; а также одной из кампаний БХД являлось обращение против рекламы магии и оккультизма в средствах массовой информации), проект «Покаяние», приуроченный к 90-летию Октябрьской революции и 70-летию пика сталинских репрессий в Беларуси, кампания «Святыни» - работа по возвращению культовых зданий православной и католической церкви, кампания в защиту семьи и против абортов.

Идеология белорусской государственности и православно-христианские ценности

В отличие от христианской демократии, идеология белорусской государственности – так официально называется та идеологическая система, которая последовательно выстраивается в Беларуси – пытается создать определенное представление о том, что называется христианскими ценностями, или часто в рамках этой идеологической системы – православно-христианскими ценностями.

Что собой представляет идеология белорусской государственности? После президентских выборов 2001 г. авторитарный режим в Беларуси вошел в новую стадию, в которой назрела необходимость конструирование новой белорусской идентичности, национальной идеи, которая бы позволила укрепить позиции режима теперь уже не на основании личных качеств президента, ранее описываемых таким политологическим концептом как «харизма», а на основании определенной системы взглядов, в рамках которой гражданская идентификация происходила бы в связи с самим режимом. Введение идеологии белорусской государственности сопровождалось наступлением режима на политические партии, общественные и религиозные организации, средства массовой информации, культуру. Были закрыты Белорусский гуманитарный лицей, Европейский гуманитарный университет, абсолютное большинство независимых изданий, лишены регистрации оппозиционные политические партии и общественные организации, принят новый закон «О свободе совести и религиозных организациях», который значительно ужесточал контроль над деятельностью в религиозной сфере, внесены изменения в уголовный кодекс – появились нормы, предусматривающие ответственность за создание и участие в деятельности незарегистрированной организации, в учебных заведениях вводились обязательные для изучения курсы «идеология белорусской государственности» и «Великая отечественная война белорусского народа в контексте второй мировой войны», экзамены по идеологии белорусской государственности для поступающих на госслужбу, единые дни информирования.

Как ни странно, в идеологии белорусской государственности христианским ценностям отводилось не последнее место. Во-первых, что касается собственно религиозного поля, то Белорусской Православной Церкви была отведена приоритетная роль. Главным образом, это было связано с лояльностью БПЦ в отношении политического режима. С Православной Церковью был заключен конкордат, а также ряд соглашений в отдельных сферах. Именно Православная Церковь, и в меньшей степени Католическая признавались носителями христианских ценностей, ценностей традиционных для белорусского народа, в то время как неопротестантские церкви всяческим образом прессинговались и объявлялись носителями чуждых ценностей. Таким образом, очевидно проводилось разграничение между «православными», традиционными христианскими ценностями и протестантскими нетрадиционными.

Во-вторых, само содержание христианских ценностей в контексте идеологии белорусской государственности имело определенное наполнение. Такими ценностями становился патриотизм, лояльность к государственной власти, эстетические ценности, и, как ни странно, на одном из первых мест, как показывает заключенное недавно соглашение между христианскими конфессиями, - борьба с ВИЧ/СПИД. Сама же православная церковь, говоря о христианских ценностях, часто поддерживает «антизападное» настроение белорусского режима, патерналистские модели управления обществом, и даже необходимость существования государственной «воспитательной идеологии».

В-третьих, «православно-христианские ценности» позволяют выработать определенное отношение к политической деятельности – когда политическая деятельность делится на «хорошую» (деятельность государства) и «плохую» (политическая борьба), таким образом, ещё и в деятельностном плане здесь поддерживается существующий режим.

Следует отметить, что как раз в третьем аспекте – апологии политической деятельности для христиан как таковой – наиболее чувствуются усилия деятелей Белорусской христианской демократии, что, видимо, связано, главным образом, с необходимостью объяснения своей позиции на стыке религии и политики – как своим религиозным общинам, так и другим политическим силам. В качестве такой концепции выступает концепция «призвания» к политической деятельности. По словам одного из лидеров БХД, Алексея Шеина, направлением развития партии должно стать расширение социальной базы, которая на данный момент состоит из верующих, в основном протестантских деноминаций, главным образом, известных своей политической активностью христиан полного Евангелия, которые, к тому же, претерпевают постоянное давление со стороны государства: «Мы видим две основные группы людей. Это верующие, которые уже присоединяются к деятельности христианской демократии. Во-первых, это верующие разных христианских общин, которые раньше никогда не занимались общественной деятельностью и не участвовали в политической жизни. Вторая группа – это молодые люди, которые сейчас находятся в стадии жизненного поиска». Для привлечения людей первой категории, Белорусской христианской демократией видится презентация «политической активности» как христианской ценности. Именно для этого была разработана так называемое «теологическое обоснование участия христиан в активной общественной жизни», которое состоит из трёх основных положений: во-первых, «Церковь как столп и утверждение истины», во-вторых, верующие должны исполнять только те законы, которые не противоречат божественным принципам, в-третьих, верующие должны знать и отстаивать свои гражданские права. Т.е. фактически, мы видим, что это теологическое обоснование обращено прежде всего на легитимацию протестной позиции по отношению к существующему режиму, которую и отстаивает БХД.

Идеологическая борьба за христианские ценности

Таким образом, в Беларуси разворачивается определенное противостояние между авторитарным режимом и политической оппозицией за определение христианских ценностей, такая борьба протекает в меж-конфессиональном и во внутри-церковном пространстве. Со стороны режима такими ценностями становятся «православно-христианские», имеющие определенное идеологическое наполнение, которое совершенно необязательно исходит из аутентичной православной христианской Традиции, более того, очень часто такие ценности навязываются уже, в свою очередь, православной церкви и православным христианам государством. Теперь уже исповедание лояльности к политическому режиму становится не только политической ценностной ориентацией православных, ну уже и определенная политическая культура становится мерилом аутентичности религиозного опыта: «настоящие православные должны поддерживать Президента во всем». Такую позицию, например, продемонстрировал один из священников, который занимается тюремным служением в Беларуси, когда на вопрос о том, каким образом можно посетить находящихся в приёмнике-распределителе под административным арестом в результате событий марта 2006 г., ответил, что православных там нет.

Политическая оппозиция, в свою очередь, пытается также легитимировать через понятие «христианских ценностей» некоторые свои национальные и политические убеждения. Примером здесь может служить, допустим, концепция одного из лидеров БХД Виталя Рымашевского об ответственности христиан и церквей за белорусскую культуру, по которой, «молиться в Беларуси не на белорусском языке – это грех». Такую позицию молодой политик, видимо, наследует от одного из авторитетных пасторов, близких к БХД, узника сталинских лагерей, Эрнеста Сабилы.

Эта борьба за интерпретацию «христианских ценностей» переносится и во внутрицерковную среду, где она имеет несколько стратегий: во-первых, это попытка некоторых верующих изменить официальную позицию своей церкви относительно тех или иных явлений общественной жизни; во-вторых, это противоположная стратегия церковной власти на абсолютизацию своей социальной позиции вплоть до вероисповедательной, попытка церковной власти монополизировать право на репрезентацию социальных христианских ценностей.

Пока это противостояние разворачивается в категориях авторитета репрезентации, оно вряд ли позволяет «вслушиваться» в традицию. Для того, чтобы вести полноценный диалог о существе и наполнении христианских ценностей, нужно несколько предпосылок: во-первых, это формирование гражданского общества, с которым, во многом, должны солидаризироваться церкви, которые, пока больше ориентированы на государство, а не на гражданское общество, именно потому, что сами церкви мыслят в категориях власти, а не диалога. Во-вторых, это формирование «гражданского общества» внутри самих церквей, в православной перспективе это называется соборностью – участием и ответственностью каждого члена церкви, а также пространства диалога внутри церкви. Это позволит также вывести вопрос о христианских ценностях из поля власти в поле диалога, это уже будет не вопрос о праве на репрезентацию, а диалог о сущностях. В-третьих, возрождения соборности позволит «большим» церквям более жестко походить к своим членам, что касается христианской веры и жизни, поставить вопрос об идентичности, но уже не на уровне признания или не признания тех или иных культурных или социальных воззрений, но на уровне ортодоксии и ортопраксии, т.е. правильной догматической веры и праведной христианской жизни, как критериев принадлежности к церкви.

Доклад был представлен на круглом столе "Христианские ценности в странах Балтии" 15 декабря 2007 года

портал Baznica.info

Наталья Василевич

Источник:

Белорусские христианские новости

Архив новостей

Облако тегов:
« &ndash христианских белорусской христианские ценности образом церкви христианской беларуси ценностей политической государственности православной главным первых партии идеология верующие христианскими христиан власти борьба деятельности режима ценностями определенное которой демократии организации позиции идентичности вторых церковь политическая понятие рамках должны идеологии белорусского ценностей» православно общественной одного стороны которое внутри диалога позицию третьих юстиции которую политические церквей ценности» общества именно называется кампания христианско христианские ценности белорусской государственности христианских ценностей главным образом идеология белорусской христианской демократии белорусской христианской идеологии белорусской « христианских христианских ценностей» христианские ценности» политической деятельности христианскими ценностями « христианские православная церковь православной церкви такими ценностями верующие должны церковной власти белорусского народа теологическое обоснование « православно христианских ценностях белорусская христианская разных христианских демократической партии христианско демократической христианской демократией министерства юстиции которую проводила православно христианские массовой информации христианская демократия политические партии идеологии белорусской государственности « христианских ценностей» идеология белорусской государственности белорусская христианская демократия белорусской христианской демократии белорусской христианской демократией « христианские ценности» христианско демократической партии

Израиль запретил въезд антисемитке


Впервые государство Израиль отказало обладателю туристической визы в праве въезда в страну за антиизраильскую деятельность. Заместитель генерального секретаря Всем...>>

Папа Франциск выступил против засилья дезинформации в прессе


Папа Римский Франциск осудил большое количество дезинформации в прессе, назвав ее “возможно, худшим вредом, который могут принести СМИ”, передает УНН со ссылкой на ВВС....>>

ООН: полмиллиарда человек в Азиатско-Тихоокеанском регионе голодают


В ООН заявили, что полмиллиарда человек в Азиатско-Тихоокеанском регионе голодают. Как говорится на сайте ООН, около 12% жителей Азиатско-Тихоокеанского региона (а...>>

Народні депутати пропонують зробити 25 грудня святковим днем в Україні


В Верховній Раді зареєстровано законопроект №5496 «Про внесення змін до Кодексу законів про працю України», який пропонує законодавчо затвердити святкування Різдва Христового 25 ...>>

117-летняя жительница планеты раскрыла секрет долголетия


Итальянка Эмма Морано, отметившая 117-й день рождения, раскрыла секрет своего долголетия. По ее словам, жизненной энергии ей прибавляет необычная диета. - Я ем по ...>>

Администрация школы в Англии извинилась перед сотрудницей-христианкой


Руководство школы Brannel School в графстве Корнуолл (Великобритания) извинилось перед ассистентом преподавателя, христианкой Вики Аллен за отстранение от работы после ее высказыва...>>

Власти Горловки конфисковали молитвенный дом адвентистов седьмого дня вместе с имуществом общины


В молитвенный дом Церкви адвентистов седьмого дня в г. Горловке Донецкой области (территория, с 2014 года неподконтрольная Украине), 16 ноября пришла группа лиц и сообщила, что с э...>>

Пожертвования на сайт:
Webmoney WMZ: Z326584377450
Webmoney WMR: R125197738279
  Архив христианских новостей: 2014 / 2013 / 2012 / 2011 / 2010 / 2009 / 2008
Обратная связь / Реклама тут / Подписки / История Вебмастеру (Суперпредложение!)
Совместно с Твоя Библия
Библия, христианские новости, ответы на все вопросы

   

Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ Rambler's Top100 Rambler's Top100