25.04.2018 23:00:03

Исследователи обнаружили новую структуру ДНК внутри человеческих клеток

Австралийские ученые доказали существование новой структуры ДНК, которая никогда ранее не наблюдалась в живых клетках.

Обычно ДНК описывается как "двойная спираль", но новую структуру сравнивают со "скрученным узлом", пишет Science Alert.

"Когда большинство из нас думает о ДНК, мы думаем о двойной спирали. Это новое исследование напоминает нам о том, что существуют совершенно разные структуры ДНК, которые могут быть важны для наших клеток", - говорит исследователь-терапевт Дэниэл Крайст из Института медицинских исследований Гарвана в Австралии.

Новый компонент ДНК называется структурой интеркалированного мотива (i-motif). Она была впервые обнаружена исследователями в 1990-х годах, но до сих пор наблюдалась только в условиях лаборатории, а не в живых клетках.

Теперь стало известно, что i-motif образуется естественным образом в клетках человека, что означает значимость структуры для клеточной биологии, которая ранее была поставлена ?под сомнение, поскольку она была продемонстрирована только в лаборатории.

"i-motif - это весьма необычный узел ДНК. Структуру этого узла образуют связанные друг с другом основания, расположенные на одной и той же стороне двойной спирали, в то время, как структуру обычной ДНК образуют связанные основания, расположенные на противоположных сторонах молекулы", - отмечают авторы работы.

Азотистые основания в новой форме ДНК, например цитозин, сплетаются с другими не на противоположной, а на одной и той же цепи, образуя соединение, напоминающее узел. Чтобы найти необычные узлы внутри клетки, ученые создали крошечный зонд — фрагмент антитела, который умеет распознавать узлы ДНК. Благодаря этому зонду в ядрах нескольких типов человеческих клеток были найдены узлы ДНК.

Больше всего нас волновало то, что мы можем видеть зеленые пятна - i-motif - появляющиеся и исчезающие со временем, поэтому мы знаем, что они формируются, растворяются и формируются снова", - говорит один из авторов работы, Гарван Махани Зераати.

Ученые уверены, что "непостоянный характер" узлов i-motif является причиной того, что они не были обнаружены в живых клетках ранее. Результаты исследований показали, что эти узлы чаще всего формируются, когда клетка проходит через определенный этап ее жизненного цикла, обозначаемый как G1.

клетках формируются основания структуру ученые структуры основания расположенные образуют связанные двойной спирали